Правдивая история о Святополке. Эпизод 93

То, что наша с вами Россия и сейчас есть на карте и под ногами- и есть подлинное, натуральное чудо-которое мы получили от предков-как данность- в дар, в наследство. В чем ее секрет? Почему орды грабителей и насильников ушли восвояси и были бытии не раз-все несметные полчища. Почему она тысячу лет выстояла, выдержала, одолела, вытерпела и ярмо ига! Была Русь языческой, ну, а после призвания врагов 120 лет прошло от Рюрика до Владимира и стало православие официальной идеологией. Менялись конституционные строи, общественные формации, законы и порядки-державные устои- монархии, абсолютизм, хоть и просвещенный для особо посвященных, советский строй, тоталитарный строй, десятилетия смут и гражданская война-а выстояла держава, одолела всех врагов и завоевателей, благодаря своему стержню -православию вот прочный фундамент. Дом, построенный на камне. Менялись правители, временщики и реакционеры, менялись режимы -все проходило мимо, реформировалось, менялось, и не всегда совершенствовалось –но это были цивилизационные, эволюционные процессы- а церковь выстояла! Один институт, который так и остался неизменным. Вера- и ее институты- более устойчивый организм и трудно недооценивать его влияние на наши устои. Эту Веру святую и хранили, поэтому победили- поэтому выстояла даже в годы репрессий и преследований, и нельзя списывать все на особой дух, особые качества..на загадочную русскую душу. Империи крушились и приходили в упадок, в небытие, народы меняли свои ареалы расселения- она выдержала и доказала свою прочность и устойчивость-выстояла, окрепла, удержала равновесие в годы прорухи, в лихолетье.

Русь снова страдает от раздробленности и разобщенности славян и русских земель на Белоруссию, Украину, Россию. И лишь Православная Вера убеждает наши исконно единые славянские народы продолжать жить общей Верой и ждать новой волны Божией Благодати, о чём писал когда –то Илларион и пассионарного толчка, о котором писал Гумилев. В вере нет границ и препятствий –нет преград и условностей-которые только в наших головах. Русь сильна своей верой. Это главное, что у нее есть сейчас. Это главное, что у нее осталось- что важней вертикали власти и ядерного щита. Как бы не искушал нас всех лукавый с экранов ТВ, с магазинных витрин и полок.. Со всего окружающего нас медиа в массы выливают ушаты этих безнравственных помоев. Традиционно на нас ополчается весь мир. Мы живем в мире, где на нас охотятся хищники, язвы разложения и напасти, которые не дремлют, а которые хотят выгадать момент, чтобы нас раздавить еще «тепленькими»-вероломно. Без объявления войны. Вера наша святая и есть наше равновесие и порядок. Наша широта и долгота. Когда бы тебя не обуял страх - ты удержишь себя молитвой и укрепишь себя крестным знамением.

Иларион считал, что русский народ идеально соответствует Православию. Он выделяет особое свойство единого русского народа, не разделяя его на белую  великую и малую Русь - его способность  и тягу к единству, к самопожертвованию во имя христианского и общественного долга, то, что ныне называют термином «соборность». Соборность выражает общее участие в судьбе наиболее важных для народа событий на основе Православной Веры. История свидетельствует: собором, общим народным опросом решалось быть или не быть Руси крещенной на Православие- а не только по воле и указанию Владимира и последовательности его «религиозной политики». Перед лицом опасности русский народ более других склонен к единению духа, крепкому и нераздельному- той сплоченности-которая не видна в мирное время-а четко проявляется лишь в годину тягот и тяжелых испытаний.

Соборность – ценное и важное «качество»- это духовное единство народа для выбора пути, защиты Отечества, веры, обычаев, духовности, нравственности и морали. Духовное единство  и спайка всех славян, русского народа спасло нас в годы польского, немецкого, монголо- татарского, немецко- фашистского нашествия. Нет никакого сомнения в том, что после Крещения Православное Христианство стало национальной идеей русского народа и легло в основу русской соборности.

Хуже всего, что многие русские люди, действительно, стали забывать свои истоки и, оправдывая разобщенность и обрушившиеся на них несчастья, начали переписывать «свою правдивую» историю народов России и Веры. Взамен многовековых ценностей Православия все больше популяризируется коммерческий успех и житейские сверхудобства-эпоха комфорта и потребления. Превалирует иллюзорность красочного мира, в который можно уйти и окунуться с головой. Как некогда в языческом мире, уравниваются мораль добра и зло, значение которых конкретно зависит от успеха или неудачи- и это становится моделью и основной линией поведения в обществе. Совесть, Душа и Вера становятся не главной целью, а средством для достижения делового успеха, материального благополучия. Так в бездуховном мире цель жизни и средства, инструментарий ее постижения меняются местами. Насаждаемая идея накопительства любой ценой и стяжательства, мшелоимства разрушает души православных людей, а с ними - и Российскую государственность, которая всегда была сильна своим единством, соборностью и православной Верой.

Утверждение веры при Владимире не могло решить важнейшей задачи- смены вех. Надо понимать, что смена Веры для каждого человека и отход народов от язычества - тяжёлое, сложное и медлительное событие- важное –в котором не может быть скоропалительности, поспешности и временных рамок, сжатых сроков и цейтнота. Болезненный процесс духовной эволюции и нравственного роста- затяжной- на уровне целой формации- а не только жизни поколения или функциональной страты. Ведь  проще родиться в новой вере, чем перестроиться с одной на другую в течении «календарной жизни»- это переоценка системы ценностей, идеалов и нравственных ориентиров-другие жизненные стандарты. Другая мораль. Другое мироощущение  и мировосприятие.

Первые попытки Крещения Руси не имели успеха потому, что Веру и Священное Писание нельзя было внушить силой, страхом и принуждением и удержать в памяти неграмотного, тёмного народа, не имеющего письменности-держа его в черном теле- под страхом преследования и наказания. Знание религии в IX-XI веке можно было прочно и надежно закрепить только одним способом - с помощью письменности и текстов Священного Писания.  Тогда подлинно мирным, без войны, убийств и насилия, средством преодоления разрозненности и «разброда и шатания» в умах славян «первой волны» племенного, а не государственного разобщения - стала русская письменность, которая пришла на Русь с Кириллом и Мефодием в 863 г. Нетрудно понять, что кириллица и глаголица, носительницы письменности на Руси, несли с собой тексты Священного писания и христианские идеи и ценности. Они сохранились в памяти и сознании русских людей надолго и, как теперь уже ясно, навсегда- заполнив ниши и бреши, духовную пустоту- противоречивую и двоякую мораль языческого мира. Христианство на Руси времен святой княгини Ольги не прижилось не из –за недостаточной силы этого «толчка» и непоследовательности сторонников или слабости «политической воли». В городах того времени население исповедовало разные религии, а в сельской местности народ по - прежнему упорно придерживался язычества, отвергая христианство. Более того, во второй половине IX века, с восшествием на престол киевского князя Святослава, убежденного, ярого язычника, христианство на Руси утратило и без того слабое влияние и подверглось преследованию (Святослав убил христианина Улеба-своего брата). История Православия на русской земле неоднократно доказывала, что Власть не так уж безобидна по отношению к Вере, в зависимости от того, какие выгоды и перспективы ей сулит религия- как «идеологический рупор власти», как средство «информационной обработки» населения-если уже говорить инструментальным языком. 


Рецензии