Протестантизм и отсутствие мистического

   Отсутствие мистического у протестантов ярко проявляется во время их миссионерских компаний. Протестант Ричард Риддер так вспоминает о своем миссионерстве в Шри-Ланке: «меня глубоко поразило, как далеко была от людей и их повседневной жизни традиционная протестантская теология и как редко она касалась их истинных нужд. Например, вопросы относительно сатаны, демонов, ангелов не очень волнуют западных христиан. Но в стране, где сильно влияние анимизма и люди живут в постоянном страхе перед сверхъестественными силами, эти вопросы приобретают чрезвычайную важность. Величайшей радостью для нас было провозгласить победу Христа над силами зла и видеть, как зависимость от примитивных сил природы уничтожена Христом. Эта страница протестантской теологии не столь хорошо проработана. Когда миссионеры проповедовали «5 заповедей кальвинизма», им часто задавали вопрос: «А зачем вы все это рассказываете?». Миссионеры и пасторы рассказывали о том, что не имело особого значения для их слушателей» . Протестантские миссионеры  жалуются, что Евангелие часто преподносится слишком умозрительно, и поэтому христианство воспринимается людьми как религия из учебника.
Но что делать, если мистическое измерение закрыто и осталось одно рациональное? Правильно: прочитал книгу, выучил книгу, передал ее содержание другим, - вот и вся религия!  Питер Вагнер говорит, что за 16 лет миссионерства в Боливии ему так и не удалось испытать чудодейственного воздействия Нового Завета. Он не скрывает, что протестантская церковь часто избегала вопросов о встрече человека с силами зла, но в странах «третьего мира» нельзя проповедовать по стандартам западного мира, иначе слушатели останутся равнодушными.  Протестанты отменили экзорцизм, мистическую войну с силами зла, еще в 16 веке. Теперь им не хватает этой практики. Но ведь ее нельзя разработать за 5 лет! Для этого нужен духовный опыт борьбы с дьяволом, которого у протестантов практически нет. Он и не нужен им с учением о гарантированном спасении.  Т.к. этого опыта нет, то его разработка «на скорую руку» может привести к смехотворным «изгнаниям духов», как это наблюдается в харизматическом движении. Один миссионер, работавший в Сингапуре, проповедовал человеку, который сказал: «Что толку становиться христианином? Мой брат - пастор. Когда заболела наша мать, он не смог ей помочь. Мы отнесли ее в свой храм, и она выздоровела». Другая  женщина, индуска, сказала: «Все дело в том, что в вас, христианах, нет силы». Сам миссионер говорит по этому поводу: «Как трагично, когда люди считают, что христианство – это чисто интеллектуальная убежденность, религия слов, лишенная всякой силы» . Да, происходит трагедия, и она в том, что это не христианство – религия слов, а протестантизм – религия, сводящая общение с Богом к интеллектуальному принятию схоластических доктрин.
Вспоминается ритуальная фраза героев «Звездных войн»: да пребудет с тобой сила. Фраза носит языческий характер, но именно этого, только в христианском смысле, можно пожелать протестантам: да пребудет с вами сила Божья. Но ее нет с ними. Пауль Хиберт свидетельствует: «Как человек западной цивилизации я привык говорить о Христе с точки зрения разума, а не свидетельствовать о силе, которую он употреблял, чтобы помочь страждущим, исцелять больных и одержимых демонами .. мировоззрение людей «незападных» цивилизаций состоит из трех уровней: сверху – космический, сверхъествественный уровень (Бог, Аллах, ангелы), в самом низу - уровень повседневной  жизни (травы, пища, клан), а между ними находится зона, в которой два вышеупомянутых уровня постоянно переплетаются и взаимодействуют. Эта огромная зона наполнена демонами, душами умерших предков, призраками, колдунами, ведьмами, медиумами и волшебниками. Обычно западные миссионеры, чьи представления о мире не содержат промежуточной зоны, пытаются опровергнуть ее существование, не провозглашая при этом силы Христа. В результате западное миссионерское движение становится одним из самых сильных источников секуляризации» . Чуть ниже П. Вагнер резюмирует: «светский гуманизм оказал существенное влияние на западную цивилизацию. Однако не все понимают, насколько глубоко это явление проникло в христианские институты, включая церкви, колледжи и семинарии. Чем больше мы осознаем, что современное христианское мировоззрение значительно отличается от мировоззрения новозаветных иудеев и греков, тем лучше поймем суть так называемого сдвига мировоззренческих парадигм» .
В отличие от протестантских миссионеров, православие всегда знало о наличии «воздушной зоны», населенной силами зла. И оно предлагало методы борьбы с ними (например, таинства, аскетизм). Протестанты все это отвергли, и, кроме того, здесь они опять опираются на восприятие мира как мира сущностей. Вверху – небесные сущности, здесь – земные, а между ними ничего нет, пустота. Нет понимания того, что в Боге различаются сущность и благодать: благодать и заполняет эту пустоту между мирами, и с ее помощью Церковь изгоняет демонов из этой области. У протестантов же в этой «зоне» - безблагодатный вакуум, и поэтому демоны побеждают. Разумеется, христианство не может гарантировать чудесного исцеления (это «могут» только неопятидесятники). Но там, где даже нет понятия об этом, такое христианство отступает перед силами зла. Изменить ситуацию можно, только если осознать, что «сдвиг парадигм» в эпоху реформации был ошибочным и далеко увел протестантские народы от новозаветного христианства. Современные протестантские авторы порой высказывают мысль, что благодатное присутствие Бога в материи, которое служит основой для исцеления от зла, - это… магия. Вот цитата: «Ветхозаветные магические прецеденты сохранялись в некоторых обрядах ранней церкви. Подобно милоти Илии и одежде Иисуса, способностью исцелять обладали тень Петра и платки или опоясания Павла» (Словарь библейских образов под ред. Л.Райкена. – СПб., 2005. – С.595). Вот так, - ни больше, ни меньше! Это еще не все: «В некоторых местах Писания, магическая точка зрения получает прямую поддержку. Примером служат песни Давида, особенно когда он играл на гуслях, что бы облегчить страдания Саула, которые причинял ему злой дух от Господа .. одним из псалмов, оказывающих целебное действие и обладающий силой заклинания, был Пс. 90 .. Такой взгляд на Пс. 90 подтверждается и в Новом Завете, где на него каждый раз ссылаются в контексте противостояния дьяволу» (там же, С.595-596).  Здесь чувствуется неумение представить, что божественное может действовать через материальное (игру на гуслях, чтение псалма), - это объявлено магией. Хотя магия предполагает автоматическое действие, а в Библии  подчеркивается, что Бог действует через нашу свободу. Что, если вместо Давида на гуслях играл бы какой-нибудь либеральный протестант?! Текст 90 псалма имеет огромное духовное значение, но это не значит, что он оказывает влияние без всякой веры. Скорее уж протестанты с их верой в то, что чтение Библии автоматически делает человека лучше, а также с их спасением без свободы человека  (это похоже на католическое opus operatum, независимую ни от чего действенность таинств) могут быть заподозрены в «магии». Итак, отвержение мистического присутствия благодати в вещах как «магии», приводит к тому, что на это место возвращаются злые духи: проповедь кальвинизма тут бессильна. Спаси нас, Господи! А пока протестанты предлагают следующие аргументы, касающиеся препятствий для распространения христианства: «Мы не можем приступить к созданию новой церкви, пока решение об этом не пройдет через бюджетный комитет»; «несмотря на то, что вы выполнили библейские требования покаяния и веры, мы не можем крестить вас, пока вы не пройдете шестимесячный курс обучения, т.к. у нас крещение – это церемония, связанная с окончанием курса»; «Что?! Так сказал Христос?.. Мы поставим это на голосование и решим»; «вы не можете повиноваться Христу, пока полностью не изучите Слово Божье» . В православии главный «антимиссионерский» аргумент, - «я недостоин» (правда, нередко это просто отговорка, прикрывающая пассивность и нежелание что-либо делать). У протестантов иначе: никакой мистики, кроме… «мистики бюрократизма»: голосование, бюджет, курсы. Известный протестантский мыслитель Рейнхольд Нибур в своем дневнике приводит такой пример: одна церковь только тогда нашла нового пастора, когда подняла зарплату до 15000 долларов в год (в 1924 году это была большая сумма). Он комментирует: «Я не знаю, стало ли это фактором, который в конце концов и решил проблему, но во всяком случае они получили именно такого человека, которого хотели .. О каком вопросе нравственности может с красноречием говорить такой человек? .. не думаю, что Иисус помышлял о зарплате в 15000 долларов .. Надеюсь, что новый пророк не начнет свою проповедь с темы: «Я все почел тщетою» . Не стоит удивляться, что эта материалистическая «религия в пределах разума» (Кант) не в состоянии изгнать силы зла из нашего грешного мира.


Рецензии