Старшина и Болванцев

           Пограничные зарисовки.

Не было у меня ни "замполита", ни "зампобою". Не хватало тогда офицеров в погранвойсках. Это потом, уже, партнабор сделали и прислали вторых секретарей Райкомов.
   А, тогда и старшины, как тому положено, прапорщика, - у меня не было. Сержант, срочник, стоял на должности старшины заставы. Ничего не скажу, хороший старшина был. Строгий, как говорят, но справедливый и хозяйсто любил. Была у него этакая мужицкая жилка. А это для заставы главное. Одно дело - росточком не вышел. Ну, совсем не вышел...
   Анекдот штабисты про моего старшину пустили. Приказ был - все машины в отряде выпускать только в сопровождении офицера или сержанта. Едет зам. нач. штаба и обгоняет мою машину. Батюшки, а на месте старшего нет никого! Ну, думает, задам же я тебе Молчанов перца. Тормозит водителя... а с правого сиденья мой старшина с докладом выкатывается!
  Не выдержал потом сам, спросил старшину, как же это, мол, он нас так подставил, - я из-за него и выговорешник мог схлопотать, не останови майор машину? Понял, не обиделся. Пусть,- говорит, шутят, служба легче идти будет...

   А, тут, призыв с учебки молодой пришел. И был там солдат, Болванцевым звали. Фитиль фитилем. Старшина его сразу не взлюбил. Видимо гены противоположные были. Только попадется на глаза - старшина его сразу "во фрунт!", то есть, по стойке "смирно", обойдет раза три вокруг и обязательно за что-нибудь отругает.
   И все эту принципиальность старшины осуждали.Даже мне говорили, что, мол, не хорошо это... И как-то, в канцелярии, один на один, спрашиваю старшину - что ты к солдату придираешься?
-  А я, товарищ старшой лейтенант, не придираюсь. Я его учу. Хочу из него заместителя сваво сделать. Вот, у Вас нет заместителей, а у меня будет! Надеюсь Вы разрешите мне это?
...Чего-чего, но такого ответа, я не ожидал. Посмеялся от души, а потом говорю:
-  Ну, ты хоть предупреди его. Он, бедняга, от одного твоего вида трясется, а, тут, такое доверие и ответственность! Может и не захочет?
-  А куда он с нашей подводной лодки денится, товарищ старшой лейтенант?! И, потом, я уже.
-  Что уже?
-  Говорил с ним. Он с радостью согласился.
-  С радостью?! Ну и ну, старшина! Все продумал. Флаг тебе... Сегодня на боевом расчете объявлю об этом. И отныне, переданные Лутченко от тебя распоряжения должны будут рассматриваться как твои собственные. Согласен?

...Стоит ли говорить, что мой пятилетний карапуз был любимцем всей заставы и даже на построениях занимал место на левом фланге. У всех, ведь, на Родине были братики и племяники... Но особенно он, то есть, сын, любил и был любим Болванцевым. У того дома два маленьких братика было. Только и разговоров у Олешки: "Лутченко", "та, мы с Лутченко!"
 
   Возвращаюсь, как-то, с участка на заставу - тишина какая-то гнетущая... И, тут, сразу звонок. Жена, каким-то трагическим голосом: "Володя, зайди домой."
   Захожу - ба...атюшки! У Олега вместо глаза - синелиловый фингал на поллица. Как?
-  С Лутченко изучал приемы боевого самбо... Тот попал ему носком сапога. Ну, разве можно так?!
-  Не психуй, дети же! Сейчас дам машину поедешь к латышам в медпункт. А, там, там видно будет...

...Когда пришел на заставу, тишина стала не только гнетущей, но и звенящей. Хотя все уже знали, что с Олежкой все более-менее и даже в Вентспилс его госпитализировать не будут, эта самая тишина давила.
   Старшина ждал в канцелярии.
-  Товарищ старший лейтенант! Не наказывайте сильно Болванцева. Он нечаянно. Он же любит вашего Олега больше всех остальных солдат!
-  Кто тебе сказал,старшина, что я собираюсь наказать Болванцева?! Что, же, ты старшина обо мне так подумал-то? Что же ты думаешь, я не порнимаю, что они дети и жизнь есть жизнь?.. За что его наказывать-то? Сам командир, акстись.

...У Олега все рассосалось. Приемы-таки с Болванцевым они изучать, тайком, продолжали и стали чуть ли не побратимами...
   После демобилизации старшины, Болванцев, по моему РапОрту, был утвержден на его место и стал старшиной пограничной заставы "Сарнатэ".
  Так вот, ребята, "фитиль" Болванцев из простых солдат (!) выбился в старшины.
  И такова была местами наша пограничная служба.


Рецензии