7. 3

Сегодня другой мир. Мир тенистых зарослей обрывистого берега. Шустрые разноцветные рыбки мечутся между ветвями водорослей. А я большая синяя рыба. Почти неподвижная. Как понять эту суетливость и торжественность. Это способ общения, но это еще не мысли. Безумные клеточки уже объединились в простенькие организмы, но на ментальном уровне они не проявлены. Дети любят аквариумы. Им они ближе.
Мы торопимся в детский сад, и на дороге всегда возникают препятствия. Тогда мне казалось, что это наша нищета заставляет женщин работать. И водить детей в сад. Как хорошо такой крохе понежится в постели. Моя мама не работала, когда я была младенцем. Но в пять лет меня отослали к дедушке с бабушкой в Клинцы, маленький городок, застрявший в уголке между Белоруссию и Украиной. Это не была трудовая повинность. Я не ходила в детский сад. Спала, сколько хотела. А проснувшись, еще долго лежала, наблюдая отражение дворовой жизни на потолке. Солнечный лучик проникал сквозь щель в ставнях и показывал кино на белом фанерном потолке комнаты. Только в перевернутом виде. Я наблюдала, как собачка бегает на цепи. Все остальное: огород, цветы было неподвижно. Со двора слышались звуки возни добродушного песика, и хозяйственные крики петуха. Меня никто не будил, даже ставни не открывали. Наконец я чувствовала потребность поесть и кое-куда сбегать. Вот и начался день. Старики были бесконечно добры со мной. Со сложностями общественной жизни я столкнулась только в школе.
Когда росла Сашка, Клинцы ушли полностью из нашей жизни. Один раз, когда дочь уже была подростком, к нам на лето приехали дальние родственники из Клинцов. Город сильно пострадал от чернобыльского дождичка.
Сашку любили и баловали мои родители. Я даже съехалась с ними, чтобы ребенок был досмотрен и рос без детских садов. Точнее в сад ее повели после пяти лет и забирали сразу после обеда.
Прошло еще одно поколение. Саша уехала в Америку, потом Англию. Вышла замуж. Бросила любимую работу. Теперь они жили патриархальной жизнью европейской семьи. Той жизнью, которой мы в Советском Союзе завидовали. И что же?
В три с половиной года мои внуки двойняшки вынуждены были по Английским законам пойти в школу. Пришлось срочно отучать их от памперсов. В первые же школьные дни начались неприятности. Мальчик Лешенька укусил учительницу за ногу. Родителей вызывали к директору школы. В школу пошел папа, не только англичанин, но и профессор астрофизик. Ему поверили, что это не врожденная агрессивность, а просто ребенок еще слишком маленький для школьных строгостей. Кстати, английские дети очень озорные. Не случайно последняя страна, где учителям разрешали наказывать детей физически, была Англия. Когда мои милые маленькие англосаксы разыграются, у меня голова идет кругом.
Я всю зиму живу в Москве с больной матерью. А на даче весь второй этаж заняла галерея рисунков, которую в конце лета устроили двойняшки. Не знаю, смогу ли я поехать этим летом на дачу. Но вот детки намерены летние каникулы как всегда провести на подмосковной даче. Со своими родителями.


Рецензии