Поэт и король

               
                ( Сказка-притча)

    По полю, усеянному цветами и не кошеными травами, мчался олень. Благородное животное прилагало все силы, чтобы уйти от преследовавших его собак и людей. Это была королевская охота…
    Поначалу все шло как обычно. Собаки выгнали оленя прямо на короля и его свиту. Король, привычным движением сильных рук натянул тетиву лука и выстрелил. Но, в то же самое мгновенье конь под ним, испугавшись неизвестно чего, подвинулся резко в сторону, и стрела пролетела мимо цели. Чувство досады овладело королем. Уязвленное самолюбие воплотилось в нем в жгучее желание настичь жертву во что бы то ни стало. Вот уже и свита осталась далеко позади, а король все пришпоривал и пришпоривал коня, видя перед собой только одну цель.
     Постепенно олень стал слабеть. Расстояние между ним и преследователем сокращалось. И спасением  бедному животному, были приближающиеся очертания леса. Еще немного и олень влетел в широкие пока еще просветы деревьев. Король не остановил коня. Азарт погони возобладал в нем над здравым смыслом. Сколько времени и в каком направление он скакал, король не знал. Наконец и олень исчез из поля зрения. 
     Король остановил коня и осмотрелся. Громада зеленого, девственного леса обступала его со всех сторон. Недолго думая, он пустил коня шагом по замеченной им узенькой тропе. Спускались сумерки…
     И когда уже король решил, что он совсем заблудился, в конце тропы забрезжил слабый просвет. Подъехав поближе, его взору открылась большая поляна. Посреди поляны стоял небольшой бревенчатый домик. Король слез с коня и взойдя по невысокому крыльцу, постучал в дверь. На пороге появился человек среднего возраста. Взгляд его умных глаз внимательно осмотрел путника.
        -Входи, - сказал он.
     Король вошел. При неярком свете горящих лучин, его взору предстало очень скромное жилище. Здесь даже не было кровати. Ее заменяла куча соломы, лежащая в углу.               
Два плохо сколоченных стула и стол, заваленный грудой бумаг. Вот и вся обстановка.
        -Я знаю, ты король, - нарушил недолгое молчание хозяин. - Как ты оказался здесь?
     Короля удивило такое вольное обращение к нему этого человека, но он ответил:
        -Да, я король. Погнавшись во время охоты за оленем, я заблудился в лесу и, как видишь, оказался здесь.
        -Хорошо, - сказал хозяин, - садись, будем ужинать.
     Он достал ржаной хлеб, несколько луковиц и поставил кувшин вина.
        -Пища явно не королевская, - пошутил король. - Впрочем, я голоден.
     Некоторое время они молча ели, запивая вином. Покончив с едой, король спросил: - кто ты?
        -Я поэт, - ответил хозяин. - Просто поэт.
        -Ты здесь живешь один?
        -Да. Я давно ушел из мира людей. У меня нет ни семьи, ни друзей, ни врагов. Я живу в согласии с природой. Она дает мне силу и мудрость.
        -Почитай мне свои стихи, - попросил король.
      Поэт стал читать. Постепенно, по мере того, как он читал, голос его обрел уверенность и силу. Его глаза засверкали ярко и одухотворенно. Неведомой силой веяло от произносимых им слов. Поэт читал о красоте окружающего мира, о богатствах человеческой души, о смысле жизни и о истинном предназначении человека на Земле.
      Такого король не слышал никогда. Неведомые ему ранее чувства, овладели его душой.
На какое-то мгновение, прежняя его жизнь, показалась ему пустой, лишенной всякого смысла. Поэт закончил. Некоторое время, опустошенный поэт и, наполненный новыми чувствами король, молчали.
         -Ты хорошо пишешь, - нарушил молчание король. - Признаюсь, я такого не слышал никогда. А ведь у меня при дворе много хороших поэтов, но ни один из них не пишет таких стихов.
         -Я знаю, почему это происходит, - сказал поэт. - Ты кормишь их, и они всецело зависят от тебя. Знай, сытый поэт уже не сможет вступить в контакт со своею душой. А без души, ты не поэт, а просто ремесленник.
         -Наверное, ты прав, - согласился король, - но тогда скажи мне; почему с такими мудрыми и праведными мыслями ты живешь в уединении? Почему ты не поделишся ими с людьми?
         -Я учил народ мудрости и терпению, постижению всего сущего, но это не возымело успеха, и я ушел сюда.
         -Я приглашаю тебя поехать со мной - предложил король.
         -А что я там буду делать?
         -Будешь писать и высказывать вслух свои мысли.
         -Значит, ты предлагаешь мне служить у тебя и за деньги писать стихи? Зачем? У тебя ведь и так много придворных поэтов. Будучи там, я стану таким - же, как и они.
      Внезапно, их беседа была прервана послышавшимися голосами людей.
         -Вот его лошадь. Король здесь.
  Открылась дверь. Вошли придворные. - Ваше Величество, с Вами все в порядке?
        -Да, - ответил король. - Этот человек приютил и накормил меня. Вы прервали нашу беседу. Выйдите, мы сейчас закончим.
     Придворные вышли.
        -Так что - же? - тон короля внезапно изменился. - Ты поедешь со мной?
        -Нет - ответил поэт.
        -Но я не могу оставить тебя здесь. Как человек, я понимаю тебя, но как правитель, скажу: ты опасен для меня.
        -Чем - же? - удивился поэт. Я живу в уединении. Я никому не делаю зла. Стихов моих никто не слышит.
        -Ты опасен тем, что ты свободен, а это дурной пример для других. Свобода - враг любой власти. Я король, а значит - власть. Лишая свободы тебя, я защищаю себя. И поэтому, я предлагаю тебе выбор: ты едешь со мной во дворец или тебя ждет смерть.
     Поэт думал недолго.
      -Только свободная душа способна творить. И мне, познавшему эту свободу, легко сделать выбор. Я выбираю смерть.
       -Ты получил бы ее, - сказал король, - если бы согласился поехать со мной. Я оставляю тебе твою жизнь. Живи, как считаешь нужным. Хотя… я не уверен, что судьба в дальнейшем так - же милостиво будет обходиться с тобой.
     Немного помолчав, он добавил:
       - Знаешь, я бы хотел поменяться с тобой, но у меня другая судьба. Я король. Моя власть держится не сердцем, а разумом. Прощай.
      Он вышел и через некоторое время послышался  шум, оставляемый удаляющимися всадниками.
      Поэт снова остался один. Сомнения охватили его душу.
      - «В этом мире нельзя быть абсолютно свободным, - подумал он.  – Я просто прячусь от реальностей. Невозможно обрести спасение только для своей души, не помогая другим. Я слишком долго жил в мире иллюзий, пусть даже возвышенных и чистых. А вокруг столько горя и страданий...»
      Поэт еще долго сидел у окна, наблюдая зарождающийся рассвет. Он сделал свой выбор...


Рецензии