15 апреля - День Пакта Рериха

   Ежегодно 15 апреля вся культурная общественность Мира отмечает день заключения Пакта Н.К.Рериха о защите культурных ценностей, как в мирное, так и в военное время.

   Николай Константинович Рерих – великий культурный деятель. Вся его жизнь посвящена сохранению и развитию Культуры.

    Его перу принадлежит определение Культуры как почитания Света. Культ – почитание, а Ур – Свет. Свет же и знания всегда были близки по смыслу, а Высшее Знание и есть Свет.

   У Николая Константиновича еще в 1904 году во время русско-японской войны возникла идея создания международного договора об охране культурных ценностей.

   Позднее, в 1915 году он с этой идеей обратился к правительствам России, Франции и ряда других стран. Но эта идея не была в то время поддержана, так как шла война.

   Но мысль о сохранении и охране  культурных ценностей не оставляла Николая Константиновича. В 1928 году он обращается к французскому юристу Г.Г. Шкляверу с просьбой разработать проект такого Договора. Проект был разработан и получил широкую известность. В 1929 году в Нью – Йорке, а в 1930 в Париже и в Брюгге (Бельгия) были учреждены постоянные комитеты Пакта Рериха, где обсуждались вопросы о пропаганде идей, заложенных в этом проекте Пакта для всего Мира. Состоялось несколько конференций по распространению этих идей. Такое обсуждение происходило по всему миру.

   Наконец, 15 апреля 1935 года, когда Николай Константинович был во второй монгольской экспедиции, в Вашингтоне, в США президент Рузвельт подписал этот договор. Одновременно его подписали 20 стран Латинской Америки. Этот Договор  называют Пактом Рериха, этим как бы отдавая дань великому русскому художнику и деятелю Культуры.

   Затем число государств, подписавших Пакт,  увеличилось до 36. Но не все страны приняли идею этого Договора, например Германия и Англия.  СССР в то время не подписал этот документ. Причина этого очень проста, просто наше государство тогда не было признано большинством стран. Нас, вроде бы и не существовало.

    Как я уже писала, Германия не признавала этот пакт и во Вторую Мировую войну фашистами были разрушены многие ценные памятники Культуры. Я не говорю: «немцами». Фашизм не имеет национальности. Это мерзкое направление мысли  может возникать среди людей разных национальностей, тех людей, кто отрицает Культуру. И, в особенности, Культуру, как почитание Света.

   Николаю Константиновичу принадлежат слова о том, что, чтобы стать культурным человеком, надо стать сначала образованным, затем интеллектуальным, потом интеллигентным и только потом можно стать культурным человеком.

   Сказано: «Культура есть почитание Света. Свет знания – что может быть выше? Культура поднимает человека над всем личным, мелким, эгоистическим и переносит в мир сверхличный, где будет царствовать не «я», но «мы».

    Именно, за это стремление дать человеку Свет, тьма так ненавидит Культуру. Вот почему она изобрела механическую цивилизацию, загоняя Свет духа в её потёмки.

Но всегда на Земле были светочи, противостоящие тьме, оставляющие после себя истинные памятники Культуры. Ведь  Культура, как таковая, очень разнообразна, но все же остается Единой в своей светлой, творящей основе.

   Во все века в истории человечества можно найти примеры высокого культурного творчества. Какие прекрасные памятники культуры находят в древних раскопках. Не зря Николай Константинович так активно трудился в археологии. С молодых лет он понимал, что народ, не знающий прошлого, не может быть устремлен в будущее.

   Можно говорить о высоком творчестве, глядя на древнюю русскую икону, на итальянские «примитивы», на прекрасные живописные полотна. Как замираем мы, глядя на таинственную улыбку Моны Лизы, на совершенство картин Тициана, на высокую культуру живописи русских художников, на картины Николая Константиновича Рериха. Но для того, чтобы увидеть Свет в них, в себе надо разжечь этот Свет, а то можно стоять перед такими прекрасными полотнами и не видеть Света, потому что в себе темнота. А может ли сравниться современная поп культура с творениями великих музыкантов прошлого.

    Николай Константинович говорил о Культуре, как о Красном Кресте для человечества. И если работники Красного Креста помогают спасти тело человека, то Культура спасает души. Именно такую Культуру предлагал охранять и защищать Рерих.

   Но, к сожалению, после ВОВ в 1954 году состоялась Гаагская конференция, которая на основе «Вашингтонского Пакта» (так там был назван Пакт Рериха) заключила договор об охране культурных ценностей во время войны. Но охрана их в мирное время осталась на совести государств. И мы сейчас все свидетели, как гибнут многие культурные памятники старины.

   Хочется еще сказать, что в1935 году вместе с заключением Пакта Рериха в Вашингтоне был принят знак этого документа – Знамя Мира, где на белом фоне изображен амарантовая  окружность, внутри которой  находятся три амарантовых круга, два ниже и один над ними. Оно было освящено в одном из соборов в Брюгге.  Это Знамя побывало в Космосе  и даже когда- то было в Госдуме.

     В 1954 году этот знак – Знамя Мира не был принят, вместо него принят знак, который мало что видел. Но самым главным недостатком этой конференции было то, что убрана идея защиты памятников Культуры в мирное время.

   В настоящее время в рериховском сообществе не один раз поднимался вопрос о пересмотре Гаагского соглашения и о включении в него вопроса защиты памятников Культуры в мирное время и о возвращении в него Знамени Мира. 

 О  Знамени Мира читайте дольше.   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.