Повод для нелишних воспоминаний

 Екатерина Мосина

Заметки на книжных полях

Очерки о воронежской литературе

Мосина Е.И. Заметки на книжных полях: Очерки о воронежской литературе. – Воронеж:  Река Времени, 2008.


Автор книги Е.И. Мосина – литературный редактор, выпустившая в свет более сотни томов: от А.С. Пушкина до современных авторов. Книги воронежских поэтов и прозаиков,  изданные в Воронеже за последние два года, рассматривает как внимательный читатель; ей  есть что сказать и об авторах, и об их произведениях. Отдельные очерки были опубликованы в центральной и местной прессе.


                Повод для нелишних воспоминаний

        (О книге Анатолия Свиридова «Воронежские летописцы»)


Помню, как в нашей знаменитой «Коммунистической» аудитории на факультете журналистики МГУ в дни торжеств вывешивали плакат «Журналистика – пульс эпохи». Тогда мы, гордые причастностью и к этому пульсу, и к эпохе, грезили своё будущее крылатым, необыкновенно светлым и счастливым. И закружились годы как пёстрые листья осенью. Так упали звёзды моей Планиды, что пришлось мне в начале перестроечных сложных лет искать работу в славном городе Воронеже. До этого я была редактором издательства Казахстанского Союза писателей, имела ценный опыт в издании книг. Поэтому, естественно, что искать работу я пошла в ту же сферу – в Центрально-Черноземное книжное издательство, где и попала на прием к  его директору А.Н. Свиридову. Но мой поход закончился бесславно. Конечно, у меня хватает объективности, чтобы не обвинять этого человека в субъективном подходе к приёму новых сотрудников.

И вот, по прошествии почти двадцати лет, мне попала в руки книга теперь уже бывшего директора издательства Анатолия Николаевича Свиридова «Воронежские летописцы»*. И ассоциативно всплывает в памяти  та крылатая фраза с плаката моей юности: «Журналистика – пульс эпохи».  Эх, если бы эта книга была написана тогда, когда я в восемьдесят восьмом тщетно пыталась устроиться на место с привычной мне работой! Книга  помогла бы мне сориентироваться в незнакомом  городе и получить представление о тех людях, от которых зависела тогда моя судьба. Оказывается, я в Алма-Ате была редактором сборника, в котором помещал свои рассказы Евгений Дубровин. Главный редактор журнала «Крокодил» Е.П. Дубровин – один из героев книги А. Свиридова. Жаль, я тогда не знала, что «моего» автора  строгий директор Воронежского книжного издательства хорошо знал и уважал.
 
И тогда, помнится, пошла я в газету «Коммуна», где имела тёплую беседу с Владимиром Яковлевичем Евтушенко, тогдашним её редактором. Он постарался участливо отнестись ко мне, и даже поддержал мою идею привезти из Калача несколько материалов для газеты. К сожалению, это была последняя его рабочая неделя в «Коммуне». И об этом человеке теперь я прочла в книге А. Свиридова.   


_____________________

*Свиридов А.Н. Воронежские летописцы. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. – 256 с.

Гавриил Троепольский, Владимир Кораблинов, Алексей Прасолов, Василий Белокрылов, Анатолий Абрамов, Борис Стукалин, ряд можно продолжить – хотя и нет их среди живых, они остаются живыми на страницах книги А. Свиридова «Воронежские летописцы». При этом автор даёт не только сухие сведения из биографических дат, но умело вплетает собственные строки, которых нигде и ни у кого нет и не может быть: поскольку это его личные воспоминания, а их не выдумаешь.
   
Если не ошибаюсь, тридцать очерков об известных всем местных журналистах, писателях помещены в книге А.Н. Свиридова «Воронежские летописцы». На фоне этих портретных очерков,  биографических справок проступает ещё один портрет – самого автора книги. Единственным, на мой взгляд, недостатком этого нужного бесхитростного справочника является полнейшее отсутствие «женского» ряда. Такое впечатление, что в Воронеже и области руку на «пульсе эпохи» держат только мужчины. Или это дискриминирующая женщин «слабость» самого Анатолия Николаевича?  (Поэтому-то и участь моя была тогда предрешенной?).

За двадцать лет, прошедшие с тех дней, когда я так бесплодно искала себе работу в славном городе Воронеже,  произошли изменения и с автором книги, и в моей журналистской карьере. Держать руку на пульсе эпохи мне пришлось  своеобразно: в статусе индивидуального предпринимателя. Но все мои интересы так и вращались по синусоиде, описываемой этим пульсом эпохи. А многие герои книги А. Свиридова «Воронежские летописцы» стали мне знакомцами в силу «производственной необходимости»: Вадим Кордов, Виталий Жихарев, Виктор Будаков, Иван Щелоков, Виктор Акаткин.   

И та информация, которая дана о них в книге, очень мне интересна. Вы не поверите: 256 страниц текста сплошного плотного набора я одолела часа за три. Ясно, что читала я книгу «по диагонали»: никаких языковых изысков, так отвлекающих и уводящих от реальности – только информация, причём – полезная. (Да и не нужны тут никакие литературные приёмы. «Пульс эпохи» – журналистика – не любит словесных излишеств.)
 
Если кто интересуется воронежскими летописцами, то эта книга не будет случайной в вашей библиотеке. Такое собрание биографий и такую их подачу вы не найдёте ни у кого больше.  Жаль, тираж всего 300 экземпляров. Не книга – раритет!

2007 г., март


Рецензии