Балаклава
От Севастополя до Балаклавы рукой подать. Нужно сесть на любой городской транспорт, идущий до пятого километра и там сесть на микроавтобус или на желтенький автобус типа нашего Пазика. Одна поездка на этом автобусе сэкономит вам 1,5 гривны, так здесь и делают все пенсионеры. Пятнадцать, двадцать минут и вы на месте. Теперь поясню, что такое пятый километр. Это не просто верстовой столб на трассе, это знаковое для Севастополя и всех его горожан место. Здесь расположен огромный рынок и здесь торгуют всем: от картошки до автомобилей. Большой овощной рынок с умеренными ценами на продукцию, здесь же есть мясо, рыба и остальные продукты питания и все это представлено в изобилии. Об остальных товарах не говорю, их здесь много и самых разных. От перекрестка, на котором расположен этот торговый комплекс, разбегаются большинство дорог в пригороды Севастополя, в том числе и на Балаклаву.
В последнее время о Балаклаве довольно много пишут, в том числе и в интернете, на сайтах путешественников и дайверов, как об очень интересном месте для их увлечения. Дайверов привлекает подводный мир, как в самой бухте, так и в акватории при входе. Немало кораблей нашли в здешних водах последнее пристанище, поиск сокровищ ныне превратился в самый настоящий бизнес. Есть здесь и объекты старины седой: на горе около входа в бухту сохранились развалины генуэзской крепости. Но меня мало интересовали такие детали, я просто хотел посмотреть, как здесь люди жили в советское время и чем занимаются сейчас. День был погожий, температура воздуха около пятнадцати градусов по Цельсию, но я еще в Ялте прихватил с собой свою куртку, в которой приехал из Казани и как оказалось не зря.
Центр поселка находится прямо на берегу бухты, дома типичные для южного Крыма, то есть одно-двухэтажные небольшие здания, может быть еще дореволюционной постройки, но имеющие совсем неплохой вид. Они переделаны на современный лад, фасады оштукатурены и побелены, а кое где отделаны камнем. Во всяком случае набережная имеет очень опрятный вид. Она небольшая и тянется только вдоль одной стороны бухты, противоположный берег почти не застроен. Во времена СССР, та сторона была запретной зоной. В бухте очень много дорогих яхт, они отшвартованы около причалов двух местных яхт-клубов. Есть несколько стоянок и около отдельных домов в разных концах бухты, чьи это дома и яхты мне было не интересно. Причины, по которым владельцы яхт предпочитают держать их здесь банальны: во первых это дешевле, чем в Севастополе, во вторых в бухте никогда не бывает штормов, а доехать на джипе одинаково просто в любую бухту. Довольно много обычных рыбацких лодок, также причаленных к берегу на котором расположена набережная. На противоположном берегу бухты ошвартованы небольшие кораблики, больше похожие на катера, с надписями по бортам, на украинском:"морська охорона", это еще одна боевая эскадра Украины, в дополнение к той, что стоит в Севастополе. Их подводную лодку я не видел, может в поход ушла, но знающие люди говорят, что после ремонта ее накрепко привязали к какому то пирсу и она там ждет своего звездного часа.
Сама бухта небольшая с очень спокойной, но не очень чистой водой. Природа устроила так, что вход в бухту скрыт от прямого взора со стороны моря. То есть с моря бухту совершенно не видно. Поэтому и волны с моря не попадают сюда и здесь всегда тишь и благодать. Сам поселок и похоже жизнь в поселке, это очаг тишины и спокойствия. Во всяком случае на набережной обстановка была очень спокойной, если не сказать сонной. Сразу видно, что люди просто проводят время, ни чего не делая. И только милая дама в центральной части набережной, держа в руках мегафон время от времени приглашала желающих совершить морскую экскурсию по знаменательным местам. Но и в этом случае, желающих совершить сей подвиг, среди редких прохожих не находилось. Но несмотря на это обстоятельство, у дамы здесь же, в двух шагах от нее, были конкуренты, владельцы прогулочных катеров. Они также предлагали свои услуги на те же морские прогулки. Правда не в мегафон, а тихим голосом и очень доверительно, но столь же безуспешно. Кроме прогулок они предлагали также и свежую кефаль. Кстати, их коллеги -рыбаки прямо сейчас ловили ее с лодок и катеров на удочку. Но это были, видимо, любители, а не профессионалы. В целом получалась очень интересная картина: взрослые, крепкие мужчины просто сидели или стояли на берегу и на своих катерках в ожидании приезжих, которые купят у них рыбу и покатаются на их плавсредствах. Это была их работа и единственный источник дохода. Но сегодня не было спроса, выдался не "рыбный" день.
Я подошел к даме с мегафоном и поинтересовался ценами. Сорок гривен с человека при условии, что соберутся минимум трое или сто двадцать тех же гривен на бочку и тебя покатают и все расскажут одному. Я сказал, что готов подождать компаньонов, время у меня хоть отбавляй. И правда, через полчаса она мне просигналила, что компания набралась и можно выходить в море. Нас было пять человек и наш катер отправился. Капитан, он же и экскурсовод обошел на своем суденышке причал с дорогими яхтами, соответствующим образом прокомментировав их скромных хозяев. Затем мы направились к главной достопримечательности: заводу по ремонту субмарин. Прямо в гору уходил искусственно созданный канал. В склоне горы был вход огромного размера для подлодок, которые прямо по воде входили или, да простят меня ревнители чистоты морской терминологии, по жаргону сухопутных граждан: "вплывали" в тоннель, где и располагался тот подземный завод. Выходил тоннель с другой стороны горы, примерно в полукилометре от входа, по берегу, а какова длина самого тоннеля внутри горы, я не спросил. Рассказчик упомянул лишь об одном характерном для наших вояк случае. Пока строили тоннель и завод, а было это в пятидесятых годах прошлого века, на вооружение были приняты новые подлодки, по размерам больше, чем прежние. Они уже не могли пройти тоннель по каналу от входа до выхода, не позволял радиус изгиба фарватера внутри горы. Этот момент своевременно не учли. Никита Сергеевич приехал в Балаклаву посмотреть этот завод. Чтобы не ударить в грязь лицом и не потерять золотые погоны, военные поставили две лодки с одинаковыми номерами одного типа и загнали их с обоих концов в тоннель. Затем "продемонстрировали проход" боевого подводного корабля через тоннель. Вот такая " потемкинская деревня" была очень просто продемонстрирована генсеку.
Когда то весь поселок работал и кормился благодаря этому заводу, но как и в Севастополе, пришел и здесь тот же самый конец. Завод стал ни кому не нужен. Теперь он пуст, что представляло собой хоть малую ценность, было демонтировано и разграблено бывшими рабочими и жителями поселка. Больше там ничего нет, только сам канал. Устроить бы ныне в этой огромной пещере вместо завода какой либо супер аттракцион, как это умеют делать американцы, тогда бы и поселок ожил, но нет, мы не умеем так делать. То ли ни кто не берется, то ли не могут, не знаю, но вход сейчас просто загородили и теперь здесь сидят рыбаки. А наверно можно было бы и зарабатывать.
Наш катер продолжая обзорную экскурсию, взял курс на выход из бухты. Буквально через пять минут я вспомнил о своей ветровке и срочно достал ее. В море дул свежий ветерок и наше малое суденышко заметалось среди внушительных волн, это было замечательно и наглядно демонстрировало достоинства Балаклавской бухты. Вход в нее загораживали большие живописные утесы крымских гор. Дав большой полукруг по морскому простору, мы благополучно вернулись в тишину и дневную дрему поселка. За время нашего путешествия по окрестностям, здесь ничего не изменилось.
Жители, как я понял, не унывают, хотя и не очень понятно на что они живут. Жалуются на трудности, как всегда, пенсионеры. Молодежь либо разъехалась, либо живет на подработку от туристов, которые все охотнее едут сюда в последнее время. Даст ли это шанс на выживание и процветание, не известно, но другого им никто не обещает, надеятся можно только на себя. И дай им Бог удачи, они ее достойны.
Свидетельство о публикации №212041000650