Смертельный аттракцион

               
В послевоенные годы в почти полностью разрушенном Минске у мальчишек моего возраста имелся весьма скромный набор развлечений. Летом главными из них были купание в Свислочи, ну и, само собой, футбол.

Зимой было интереснее: лыжи, коньки, санки. Катание на коньках воспринималось тогда как настоящая зимняя потеха. В короткие зимние дни я почти все вечера посвящал этому весёлому занятию.

К слову сказать, настоящие коньки-снегурочки появились у меня только где-то в пятом-шестом классе. А до того я, как и большинство мальчишек, катался на самодельных. Изготавливали мы их из штампованного металлического швеллера, который отыскивали в огромных горах скрапа на площадках возле железнодорожного депо.
 
Конечно, то было бледной копией настоящих коньков. Я уж не говорю о тех, которыми пользовались спортсмены. О таких мы даже не мечтали. Но и рядом с более-менее доступными снегурочками наши самоделки выглядели как нищий перед принцем.

Тем не менее, двухполозки, как мы их называли, имели свои неоспоримые преимущества. Прежде всего – разумеется, цена. Собственно её вообще в природе не существовало. Как понятно, обходились самодельные коньки нам абсолютно задаром.

Главным же техническим достоинством нашего изделия являлось его поистине необыкновенная универсальность. На этих железках мы с одинаковым удовольствием скользили как по гладкому льду катка, так и по бугристой обледенелой мостовой. И даже по слежавшемуся снегу.

Снег с улиц в те годы практически не убирали. По крайне мере в нашем посёлке. Недели через две после обильных снегопадов шины автомобилей превращали мостовые в импровизированные ледяные дорожки.

Вот на них то мы и выходили на своих двухполозках. Машин тогда было немного. К тому же для своих развлечений мы выбирали места потише. И всё же риск угодить под колёса существовал. К несчастью, не только в теории. Происшествия подобного рода случались порой на практике тоже.
 
Особым шиком считалось у нас прокатиться на буксире у грузовика. Для этой цели из толстой проволоки мы изготавливали крюк с длинной рукояткой. Нечто вроде кочерги. С таким приспособлением наготове желающий прокатиться с ветерком поджидал бортовой грузовик рядом с перекрёстком.

 Здесь машины всегда притормаживали. Теперь предстояло главное. На нашем жаргоне это действие называлось «встать на буксир». Нужно было точно рассчитать момент, когда автомобиль сбросит скорость до минимума. И тогда, не мешкая, зацепиться крючком за задний борт кузова.

Для такого трюка требовались определённые сноровка и опыт. И не только чтобы «встать на буксир». Не меньшим навыком нужно было обладать, чтобы во время так называемой буксировки постоянно находиться вне поля зрения шофера.

В узкой зоне заднего борта грузовика, не просматриваемой в зеркалах заднего вида. Часто на большой колдобине или крутом вираже удержаться в «мёртвой зоне» не удавалось, и живой прицеп появлялся в зеркале.
 
В таких ситуациях водители поступали по-разному. Большинство проявляли великодушие: снижали скорость, тем самым, предлагая подобру-поздорову покинуть борт автомобиля. Но попадались и такие, кто благородства не проявлял.

Эти тормозили резко. Вот тут то и нужна была упомянутая выше сноровка. Если её не хватало, то неудачник по инерции втыкался в задний борт, и снопом валился на мостовую. Как правило, всё кончалось небольшими ушибами. Такой исход считался везением.

Правда, иногда особо резвые водители успевали выскочить из кабины, изловить нарушителя и влепить ему в воспитательных целях пару тумаков. Случалось, что отбирали коньки, и даже сдавали милиции. Последние считалось у нас высшей мерой наказания – приходилось держать нелёгкий ответ дома и в школе с неминуемо тяжёлыми вытекающими последствиями...

Существовала у нас ещё одна очень опасная разновидность этого сомнительного зимнего развлечения. Некоторым отчаянным пацанам удавалось подцепить к грузовику даже санки. Бывало жутковато смотреть, как неслись они за автомобилем, подскакивая на рытвинах, и мотаясь из стороны в сторону.

Об остроте чувств, которые испытывали сидящие в санках «каскадёры», ничего сказать не могу, так как личным опытом не располагаю. В подобных «аттракционах» участия не принимал.

Однажды такой аттракцион закончился трагедией, после которой ребята на санках на буксире кататься перестели. А случилось вот что. Мой сосед, Витька Черпаков, паренёк лет тринадцати, слыл у нас мастером именно это вида развлечения.

Родители его погибли во время войны. Витька жил в соседнем подъезде нашего дома с бабкой лет 65. Следить, понятно, за ним она не поспевала, и внучёк делал все что ему хотелось и нравилось. Кататься на буксире ему очень нравилось. Особенно на виду наших девчонок.

Надо отдать ему должное, своим каскадёрским искусством он владел виртуозно. Но подвела верёвка, которая связывала санки с «кочергой». На одном из виражей она оборвалась. Парень слетел с санок и, описав пируэт, на приличной скорости врезался головой в чугунный корпус водяной колонки.

От смертельного исхода спасла шапка. Тем не менее Витька получил сильнейшее сотрясение мозга и почти месяц провёл в больнице. После этого случая ребята стали беречь свои мозги и саночный аттракцион сошёл на нет.
 


Рецензии
Лев, замечательно пишите!

Удачи и Счастья Вам.

с теплом,
G.

Геула Левинтон   15.04.2012 09:43     Заявить о нарушении
Спасибо Геула за похвалу. Знаете ли, здесь так редко хвалят. За счастье и удачу - особое спасибо. К слову сказать, я могу попытаться научить Вас счастью -попробуйте http://www.proza.ru/2012/03/26/1449
С ув.

Лев Израилевич   15.04.2012 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.