Живая Этика об эволюции

Братство, часть 2. Надземное. § 97.
Урусвати знает равновесие между гармонией и эволюцией. Часто невежество противополагает эти родственные понятия. Действительно, может ли быть эволюция не гармоничной? Может ли быть гармония без эволюции? Но люди хотят видеть гармонию как нечто недвижное и бездеятельное. Люди желают, чтобы гармония прикрывала их безответственность. Когда мир содрогается, люди предпочитают сидеть в сладком забвении и называть такое мертвенное состояние высоким словом «гармония».

Но сильные аккорды гармонии весьма напряжены и, нарастая, приближаются к эволюции. Также и благо эволюции в ее постоянном нарастании движения. Прекрасно сознание, что мир непрерывно эволюционирует в движении стремительном. Не может быть эволюции в статике. Но люди не заглядывают в будущее и втайне думают о небывалом недвижном состоянии. Эволюция прекрасна, ибо в своей спирали она проходит в вечном подъеме. Даже судороги хаоса не остановят подъем спирали.

Не всегда в земном состоянии люди могут усмотреть полезные нарастания. Каждое нарастание приходит в муках, при молнии и в вихре. Только совершенное сознание может понять в буре сверкание Истины. И каждый восходящий мыслитель должен претворить в земном бытии свое понимание Истины. Без своего приложения истины к жизни не может человек называться мыслителем. Мысль есть жизнь, и жизнь движима мыслью. Так вы понимаете две основы Нашего бытия. Мы живем в гармонии для эволюции. Мы должны эволюционировать, ибо иначе превратимся в мумии.

Нужно уметь полюбить движение эволюции, в ней понимается вечность.

Беспредельность, часть 1. § 230.
Говоря об эволюции, человечество никогда не принимало во внимание, какой ценою является продвижение для двигателя энергии. Принято утверждать, что энергия продвижения эволюции устанавливает продвижение со ступени на ступень. Но нужно главное причинное действие указать. Космический Магнит имеет свое направление, также свое назначение. Во всем эволюционном движении нужно искать его назначение и нужно установить центр эволюции. Не только восхождение является импульсом, но и центр эволюции является зерном всей космической деятельности. Цепь событий собирается в окружности этого зерна, и пока не будет установлено равновесие между эволюционным и инволюционным человеческим устремлением, до тех пор нельзя установить ступень высшую.

Центр эволюции творит равновесие. Центр человеческого мышления его нарушает. Потому во время эпохи равновесия добра и зла человечество должно выявить четкое направление перед эпохой Сатья Юги. Потому клич огненный дает человечеству направление. Центр эволюции в своем беспредельном течении имеет основу Начал.

Братство, часть 2. Надземное. § 453.
Урусвати знает, что люди постоянно рассекают целостные, неразъединимые понятия; такое насилие свидетельствует о невежестве. Понятие эволюции разделяется на материалистическое и идеалистическое, но можно ли настолько искажать величественное понятие эволюции и лишать ее приложения к жизни?

Слышите ли Наши сожаления, когда единство нарушается? Пусть врач представит себе человека, состоящего лишь из мускулов или только из нервов, – такой организм не может существовать. Но можно ли представить себе эволюцию лишь материалистическую или только идеалистическую? Ни та, ни другая не жизненны. Только полная эволюция всех понятий может преображать жизнь. Это не назовем синтезом, ибо синтез предполагает сложение некоторых частей, но в случае эволюции не будет механического сложения, – мускулы и нервы эволюции представляют один организм.

Уродливо будет вообразить, что организм может жить, лишенный одного из двигателей. Потому в истории человечества можно проследить, как недолговременны были даже расцветы государств и народов. Пока не будет найдена гармония всех основ эволюции, до тех пор человечество будет хромать.

Также рассмотрим, правильно ли понимается понятие материализма и идеализма. Найдем, что оба они толкуются неправильно. Когда люди знают, что материя есть и дух, и каждое их состояние есть лишь проявление той же всеначальной энергии, то каждая попытка разъединить будет убога. Материя является понятием условным в руках невежд. Так же точно идеализм есть лишь пустое знамя в руках неразумных.

Пусть не умаляют великую эволюцию, пусть призовут все науки, чтобы рассуждать основательно. Лишь при научном методе люди признают значение эволюции.

Мыслитель* (* Платон - Ю.В.) говорил: «Граждане, зачем вы подвязали одну ногу? – Не годится на долгий путь».

Братство, часть 2. Надземное. § 300.
Урусвати знает, сколь велико число каменных сердец. Посмотрим, что подразумевал Мыслитель под этим суровым наименованием? Он не столько думал о жестокости, сколько об оцепенении, когда ни горячее, ни холодное уже недоступно. Нельзя назвать такие сердца злыми, ибо они не знают ни добра, ни зла.

Могут спросить – существуют ли такие сердца? К сожалению, их очень много. Не будет знака на них, подобно состоянию, которое называется кома. Люди впадают в такое состояние, когда они не живы и не мертвы. Они ничего не помнят, ибо их тонкое тело не выделяется, но цепенеет вместе со всем организмом. Ужасно это состояние, когда человек перестает быть человеком. Но почти так же существуют каменные сердца. Они многочисленны и составляют тот груз, который препятствует эволюции.

Борьба против эволюции будет самым отвратительным преступлением. Люди начинают противиться тому, что приходит безусловно. Удивляться нужно, что после миллионов лет существования человечество не хочет понять, что процесс эволюции происходит во всех царствах Природы. Ярко можно выказать, как отмирают изжитые формы и наступают новые облики жизни.

Чуйте, люди, насколько спешно могут совершаться круги эволюции, если не будет бессмысленного противодействия человеческого. Люди не всегда умеют созидать, но противодействовать все могут. Так создаются безобразия, несоответствия и потрясения.

У вас на глазах стираются целые страны, но разве во имя эволюции? Напротив, люди или окаменели, или пытаются погрузиться в старые болота, но Природа не медлит.

Мыслитель говорил: «О мореплаватель, не бери груз каменных сердец. С ним не достигнешь указанного берега».

Беспредельность, часть 1. § 10.
Космическое Дыхание Матери Мира всепроникающе. Истинно, все им проникнуто. Жизнь от малейших былинок до неисчислимых величин движется и дышит этим Дыханием. Как же не осознать силу, движущую Вселенной! Как же не задуматься над сущностью Бытия! Вникните в ритм космической энергии и поймите ритм эволюции. Сущность эволюции неизменна и измеряется явлением Беспредельности.

Устрашающиеся конца, повернитесь к сиянию Матери Мира и утвердитесь в понимании эволюции. Нет предела посылок с Гор. Нет предела ручательству дальних миров. Нет предела естественным богатствам невидимых и видимых сфер.

Устрашающиеся конца, обернитесь на все четыре стороны и скажите: «Явим Беспредельность!» Высь и недра являются вашими источниками. Бесконечны токи этих источников. Если бы люди знали собрать вечно льющиеся токи Беспредельности, то, воистину, лаборатория жизни была бы вмещена.

Наступает Эра Огня, найдите мужество и разум принять ее. Символ змия, удерживающего свой хвост, есть круг событий эволюции. Спираль применима к пути восхождения.

Устрашающиеся конца, утвердитесь в силе спирали Света и Пространственного Огня! Скажем: «Прекрасно Дыхание Космоса!»

Беспредельность, часть 1. § 11.
Знающие будущее шагают навстречу эволюции. Устрашающиеся эволюции идут шагом смерти. Спросят – почему подъемы и падения? Явят недоумение ходу эволюции.

Осознание космических волн объяснит ход эволюции. Когда осознаете, что даже из пепла может родиться чудесный цветок, тогда поймете, что рушение страшно только малодушным сознаниям. Идет космическое движение волнообразно. Нужно пояснить, что можно было бы избежать очень явлений извивов глубоких и тем ускорить эволюцию.

Равнодушие человеческое не разбирается в продвижении и наслаждается лишь временным процветанием, не являя понимания тому, что впоследствии утвердится гибелью нашей планеты.

Строители на сегодняшний день, явите понимание, что строите вихрю на разрушение! Как огромны ваши затеи! Как излишни ваши замки! Как велики ваши затраты! Как поучительно ваше неумение продвинуться в цепь действий! Но взглянем на стройно идущих, утверждающих красоту Беспредельности. В противоположение малодушию, отрицающему пространственное воздействие, увидим зоркость достижений, красоту устремлений и величие подвига. Потому скажем: «Беспредельны явления космические!»

Братство, часть 2. Надземное. § 515. Урусвати знает, что эволюция должна быть добровольной. Никакое насилие не может входить в круг эволюции. Люди не желают понять, что эта основа касается всех видов эволюции. Каждая, даже малая эволюция, связана с великой космической эволюцией.

Пусть зачинатели войны подумают, в какую бездну они толкают планету. Даже если война захватывает лишь несколько стран, она все-таки приносит разложение всей планеты. Никто не подумает, что война есть болезнь планеты. Можно проследить, какие усовершенствования жизни были пресечены бывшими войнами. Не нужны судороги там, где может происходить здоровое преуспеяние.

Ощущение боли наполняет пространство. Взрывы потрясают лаборатории, где творится оздоровление народов. Пусть люди подумают – не разрушают ли они нечто неповторяемое, может быть, веками складывавшееся Мудрыми? Легко разрушить, но не принято мыслить в космическом объеме. Пора представить, какой вред произойдет в Тонком Мире. Явите углубленное понимание связи двух миров.

Сказано, что эволюция должна быть добровольной, поймите это во всех значениях. Эволюция не только должна быть свободной от насилия, но и должна быть преисполнена доброй воли. Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции.

Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. Человек не может быть безучастным в отношении совершенствования жизни. Человек как страж усовершенствования должен стоять на дозоре.

Нужно понять, что проклятия и осуждения будут плохим оружием. Можно видеть, как складывается Карма народов. Те, которые много проклинали, собирают тяжкую тучу над собою. Эволюция есть претворение добра. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. Пусть он вначале может ошибиться и принять за добро излишество самости, но если он углубит свое размышление, то в конечном счете он найдет в себе искры Общего Блага.

Не будем требовать сложных наименований и размышлений, эволюция гармонична и проста в красоте целесообразности. Так мы потрудимся для Общего Блага, зная, что каждое искреннее желание добра уже будет действительною лептою, при этом мы научимся доброжелательству.

Мыслитель говорил: «Если мы соберем все горькие травы, то и похлебка будет горчайшей».

Братство, часть 2. Надземное. § 790.
Урусвати знает счастье человека. Когда его жизнь и труд созвучны мировой эволюции, тогда человек не имеет нужды отказываться от чего-то; не меняет пути, он лишь совершенствуется и находит новые силы для преодоления хаоса.

Кто-то скажет: «Но благословенны препятствия, и почему счастливый человек может избежать трудности?» Не забудем, что ищущий в созвучии с эволюцией встречает много препятствий, но отношение к ним будет иное. Он не впадет в уныние, но радостно победит волны хаоса. Не будем думать, что путь счастья легок, он иногда труднее прозябания. Но для сотрудника эволюции не бывает упадка сил, ибо мировая энергия прольет на него оздоровление. Он окажется, по выражению древних писаний, помазанником, ибо, истинно, Мир Надземный шлет энергию мировую в помощь сотруднику эволюции.

Каждые семь лет человек может проверить свою деятельность в сравнении с мировыми событиями. Можно порадоваться, если путь оказался верен и прям; и великая зависть сопровождает такого счастливого путника. Темные хитрецы и ханжи не простят преуспеяния, но добрый деятель понимает неизбежные козни невежества. Он знает, что невежество не следует по пути эволюции. Но невежда все же чует в сознании, что крив и негоден путь его.

Мыслитель поучал, чтобы люди умели проверить путь свой.

Община(Урга).3.II.9.
Изучение психической энергии облегчается одинаковостью основных законов. Как внешне физические, так и психические условия подвержены аналогичному процессу образований и следствий. Возьмем простейший пример: человек идет по ветру или по течению и сберегает много энергии. Когда человек приобщается правильному течению эволюции, он чудесно легко проходит препятствия. Дело лишь в том, чтобы здраво определить конструкцию эволюции.

Идти по направлению эволюции вовсе не значит тащиться в хвосте большинства. Вся история человечества указывает, что угадывало эволюцию меньшинство. И эти немногие откуда-то черпали силы преодолевать препятствия.

«Контакт космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока», – так говорил Будда. Он указал различие между очевидностью и действительностью. Его сравнение очевидности с миражем годится для любой современной беседы.

Можно ли распознавать течение истинной эволюции, если слепая очевидность заслоняет действительность и предубеждение является установившимся мнением? Когда люди осознают мираж предубеждения?! В каждом предубеждении заключено злобное намерение человеческому существу. Это не мораль, но практическое предупреждение.

Какое представление об общине может сложиться у предубежденных людей?! Нелепо говорить с ними о свободном расширении сознания: у них нет понятия свободы, а без свободы не найти русло счастливого потока.

Задумайтесь о законах психической энергии.

Братство, часть 2. Надземное. § 305.
Урусвати знает, что Мы называем жизнью. Мы говорим: «Жизнь есть служение эволюции». Может быть, кто-то найдет, что проще сказать – жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово «служение». Конечно, все находится в процессе эволюции, но это еще не будет полнотою жизни. Она получится лишь от сознания служения во всей его добровольности. Утверждаю добровольность служения как непременный признак правильности пути.

Люди не любят вообще понятия служения. Они мечтают о времени вне служения. Если им сказать, что вся жизнь будет непрерывным служением, то они разбегутся, как от самого страшного призрака. Но они постоянно желают слушать о Нас, о Нашей работе и радости, Они скажут – какое же это непрерывное служение, если в Братстве слышно пение?

Не может человек понять, что пение является не времяпрепровождением, но согласованием гармонии. Трудно людям понять, что искусство есть самое утонченное приложение к эволюции. Они не желают понять, что Наше указание о необходимости изучения мастерства есть скорейшее приближение к служению. Добровольный мастер легче всего согласится на постоянное служение в виде совершенствования. Только мастер не нуждается в часах, ограничивающих его труд.

Наша жизнь есть добровольное мастерство, не нуждающееся в ограничивающих часах. Можно и на Земле почти забыть о времени, так служение будет радостью. Утверждаю, что и к такому сослужению можно начать готовиться в любом состоянии. Человек может признать жизнь как нечто важное и ответственное, для этого не нужно быть каким-то мудрецом. Можно привести примеры, как простые земледельцы бывали близки понятию служения. Утеря понятия служения обратила земное бытие в рабство и безумие. Но сроки приближаются, когда невольно люди начнут искать смысла жизни. Они в научном толковании начнут твердить об эволюции. Но затем познают, что их отношение к жизни должно быть служением.

Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи жизни.



Иллюстрация: Н.К. Рерих. Гималаи (Огненные снега вершин). 1938


Рецензии