Гениальное

" И он очнулся.

Стояла ночь. На всем протяжении России и Кавказа стояла бесприютная, одичалая, перепончатая ночь.

Нессельрод спал в своей постели, завернув, как голошеий петух, оголтелый клюв в одеяло.

Ровно дышал в тонком английском белье сухопарый Макдональд, обнимая упругую, как струна, супругу.

Усталая от прыжков, без мыслей, спала в Петербурге, раскинувшись, Катя.

Пушкин бодрыми маленькими шажками прыгал по кабинету, как обезьяна в пустыне, и присматривался к книгам на полке.

Храпел в Тифлисе, неподалеку, генерал Сипягин, свистя по-детски носом.

Чумные, выкатив глаза, задыхались в отравленных хижинах под Гумри.

И все были бездомны.

Не было власти на земле.

Герцог Веллингтон и Сент-Джемсский кабинет в полном составе задыхались в подушках.

Дышал белой плоской грудью Николай.

Они притворялись властью.

И спал за звездами, в тяжелых окладах, далекий, необычайно хитрый император императоров, митрополит митрополитов - бог. Он посылал болезни, поражения и победы, и в этом не было ни справедливости, ни разума, как в действиях генерала Паскевича.

Не было старших на земле, не было третьих, никто не бодрствовал над ними.

Некому было сказать:

- Дремлете. Я не сплю за вас.

Чумные дети тонко стонали под Гумри, и пил в карантине десятую рюмку водки безродный итальянец Мартиненго.

Преступление, которое он совершил десять лет назад и искупал его десять лет трудами и бедствиями, - совершилось вчера. Он не увернулся.

Потому что не было власти на земле и время сдвигалось.

Тогда-то Грибоедов завыл жалобно, как собака.

Тогда-то полномочный министр, облеченный властью, вцепился в белую, поросшую пушком, девичью руку, как будто в ней одной было спасение, как будто она одна, рука в пушке, могла все восстановить, спрятать, указать.

Как будто она была властью."

Ю.Н.Тынянов "Смерть Вазир-Мухтара"


 


Рецензии
И правда гениальное.
Когда я читал "Смерть Вазир-Мухтара" (ооочень много лет назад), то на фантастический язык внимания еще не обращал.

(А почему "прыжкаф", "Грибоедаф" и т.д.?)

Александр Ра   11.04.2012 12:42     Заявить о нарушении
Прошу простить - скопировал и не проверил ;)
Я-то,помню,был ошеломлён(тоже 252 года назад,когда впервые читал Тынянова;) ошеломлён его языком! и - сейчас уже знаю точно - именно Бог-Язык меня интересовал во всём читаемом всегда ;))
Спасибо Вам!

Елисеев Илайша   11.04.2012 13:11   Заявить о нарушении
У меня такое произошло с "Завистью" Олеши.

Александр Ра   11.04.2012 13:25   Заявить о нарушении
Не читал. И знаете, не читал из-за четырёх пресловутых его слов - "ни дня без строчки", которые меня покоробили в своё время ;)
(сейчас уже трудно найти то,что меня покоробит ;)))

Елисеев Илайша   11.04.2012 13:54   Заявить о нарушении
"И незнакомец заговорил:
- Товарищи! От вас хотят отнять главное ваше до стояние: ваш домашний очаг. Кони революции, гремя по черным лестницам, давя детей наших и кошек, ломая облюбованные нами плитки и кирпичи, ворвутся в ваши кухни. Женщины, под угрозой гордость ваша и слава - очаг! Слонами революции хотят раздавить кухню вашу, матери и жены!
...Что говорил он? Он издевался над кастрюлями вашими, над горшками, над тишиной вашей, над правом вашим всовывать соску в губы детей ваших... Он учит вас забывать что? Что хочет вытолкнуть он из сердца вашего? Родной дом - дом, милый дом! Бродягами по диким полям истории он хочет вас сделать. Жены, он плюет в суп ваш. Матери, он мечтает с личек младенцев ваших стереть сходство с вами - священное, прекрасное семейное сходство. Он врывается в закоулки ваши, шмыгает, как крыса, по полкам, залазит под кровати, под сорочки, в волосы подмышек ваших. Гоните его к черту!.. Вот подушка. Я король подушек. Скажите ему: мы хотим спать каждый на своей подушке. Не трогай подушек наших! Наши еще не оперившиеся, куриным пухом рыжеющие головы лежали на этих подушках, наши поцелуи попадали на них в ночи любви, на них мы умирали,- и те, кого мы убивали, умирали на них. Не трогай наших подушек! Не зови нас! Не мани нас, не соблазняй нас. Что можешь ты предложить нам взамен нашего умения любить, ненавидеть, надеяться, плакать, жалеть и прощать?.. Вот подушка. Герб наш. Знамя наше. Вот подушка. Пули застревают в подушке. Подушкой задушим мы тебя...
Его речь оборвалась. И то он сказал слишком много. Его как будто схватили за последнюю фразу, как можно схватить за руку,- фразу его загнули ему за спину."
(Это более или менее из произвольного места.)

Александр Ра   11.04.2012 14:11   Заявить о нарушении
;)
опять одесса? ;)
простите, но у меня уже аллергия на ВСЕсущий одесский юмор - замечательный сам по себе! - но таааааак растиражированный у нас в России, шо мама родная! мама не хорюй!
Вас это вряд ли достало там, вдали от палестин наших ;))
Спасибо Вам!

Елисеев Илайша   11.04.2012 14:50   Заявить о нарушении
Там нет одесского как самоцели, в отличие от всего вездесущего. Мощная поэтическая энергетика и перебивки ритма. Сейчас выборочно читаю - и радуюсь ))

Александр Ра   11.04.2012 15:31   Заявить о нарушении
простите,это я о наболевшем ;))
непременно почитаю теперь - вот только времени бы Бог дал ;))
Спасибо большое!

Елисеев Илайша   11.04.2012 15:50   Заявить о нарушении
Ох, а что я сегодня прочла……… (это я о наболевшем)

Цитирую: «А.П.Чехова никто не называет великим, и в гениях он не числится» (http://www.proza.ru/rec.html?2012/04/03/197)

там можно читать с хвоста, но желательно со «статьей», прости меня Господи, читать долго, но ощущение потом незабываемое. Лично мне это был как контрастный душ-вытрезвитель, и если еще когда-то меня посетит мысль о тщетности и ненужности «письма» из-за кого-то, я буду вспоминать, ей Богу, эту фразу, что Чехов в гениях не числится, а Булгаков – писатель средней руки.

А кусочек - замечательный!

Марина Гареева   11.04.2012 20:12   Заявить о нарушении
но человек же на полном серьезе это говорит! человек - не умеющий связать два слова и понять элементарное, судит вот так легко. я, ей Богу, если бы умела - завидовала бы таким людям. "святая" простота...
ох, учвалала под впечатлением...

Марина Гареева   11.04.2012 20:19   Заявить о нарушении
Марина,а меня не пускают по ссылке,"форбидден" говорят ;)
Да,чего только не встретишь в этой самой... в ней! ;))
Рад Вам!

Елисеев Илайша   12.04.2012 00:54   Заявить о нарушении
оно почему-то никого не пускает :( - токмо копипастом

а ну её, но я сначала чаем обожглась, узнав о "зачислении" Чехова. Джойс там тоже - "ни уму, ни сердцу" :) значит, у них неплохая компания на троих

а я вам тоже рада!

Марина Гареева   12.04.2012 01:02   Заявить о нарушении
;))
да уж, весело, куда как! ;)
но Вы всё-таки осторожней с чаем - такие жертвы излишни! ;))

Елисеев Илайша   12.04.2012 01:10   Заявить о нарушении
кто бы мог подумать, что чтение может быть таким опасным занятием))

нет, но я не могу, чтобы такая цитата погибла - только не пейте ничего, читая:

"Знаете, лёгкость чтения для меня абсолютный критерий. Особенно после того, как я прочла труды критика Дмитрия Урнова, который стал для меня критиком №1 на Руси. Рекомендую. Это он прямо говорит о писателях, которые пишут темно, затрудненно, как о писателях недостаточного мастерства. Кстати, он говорит о Джойсе и Фолкнере, как раз-таки. Что было радостно мне читать, потому как Джойс, по-моему, ни уму ни сердцу. Фолкнера, возможно, я никогда не прочту. Если, конечно, не возникнет повода. Для чего читать, понапрасну раздражая глазную сетчатку? Чтобы поразить других своей эрудицией? Почему Толстой, даже Достоевский легко читаются, и не приходится насиловать свой мозг?"

Светлана Твердохлебова

Марина Гареева   12.04.2012 01:18   Заявить о нарушении