Тихое счастье

Это был 1998 год.  Кризис.  Дефолт.  Он как-то не очень и запомнился, потому что кризис для нашей семьи начался в 91  да так и не прекращался.  Я билась за жизнь, пытаясь поднять  - «поставить на ноги» (как говорят в деревнях) двух сыновей.  Одному было 20, другому 19. Я жила в лабиринте   с тупиками, из которых никак не могла выбраться.  Иногда возникало ощущение стены, куда ни ткнусь — везде стена. 
Был конец лета, Младший готовился уйти в армию, какой-то продых мне, какой-то выход  ему.  Им было стыдно сидеть на моей шее, хотя никогда я их не попрекнула.  Он особенно любил дом в это время.   Они вдвоём отремонтировали всё, что можно.   Дима регулярно раз в неделю, а то и два подметал двор.  И чтобы не было пыли,  поливал его из шланга.  «Зачем?»  «Трава расти будет.   Газон делаю»   И улыбался светло и грустно.  Трава не росла, всё вытаптывалось с весны: велосипедами, ногами, птицей.  Я грустно смотрела на его причуды:  какая разница, подметён двор или нет.  Страх за них, судорожные попытки протолкнуть  их в жизнь занимали всё моё сознание. Я забывала, что есть простые радости  и разучилась улыбаться. 
Однажды вышла на крыльцо. Двор только что подметён и сбрызнут.  Сыновья сидят в тени под крышей   рядом с турником. Я подошла, села рядом и поняла, почему они здесь сидят.
Недавно вылетели ласточки. День- два.    Малыши  группой сидели на проводе. Мать летала  и кормила их по очереди.   Очерёдность она соблюдала чётко.  Покормит птенца из клювика и столкнёт его крылом,  чтобы сам летел, открытым ртом мошек ловил.   Она щебетала, одобряя его полёт.   Потом следующего.  Она не боялась наших глаз. Птенцов было пять и пять из другого выводка. Иногда чужой пытался сесть к её птенцам, она не кормила его, только ласково щебетала что-то.  Иногда свой пытался нарушить очерёдность и сесть с краю, чтобы получить порцию, она без разговоров толкала его, чтобы летел добывать пищу сам.  Ласточата были короткохвостые, желторотые.  Крохотная мать летала и летала над ними.
Я вспомнила, что в детстве  мать называла меня Ласточкой.  За чёрные глаза и волосы. Или за манеру говорить быстро быстро.   Или за мелкое моё сложение.  Сейчас я чувствовала себя  такой же маленькой, но обязанной поднять детей на крыло. 
-Интересно? - спрашиваю у сыновей.
-Ага! Она два раза одного и того же не кормит.   Как она их различает? Одинаковые же. И чужих, вон тех не кормит. 
-Скоро вы вот так улетите,  - подумала  я,- и что я могу для вас сделать? Дать крошечку, чтобы не погибли. Ни защитить, ни обеспечить не смогу. Но  не сказала.  Мы и так это знали все трое.
Осенью Диму возьмут в армию.  Без него я смогу учить Андрея, ничего на себя не тратя, только хлеб, чай, сахар.  На это у меня 2 года. Потом очередь младшего.   
Они начали работать одновременно. Разом сказали: «Теперь покупай себе всё»   «А что покупать?  У меня и потребностей нет. Я отвыкла есть конфеты, печенье, фрукты, покупать тряпки» 
Прошло несколько лет. Двор зарастает травой.   Ромашка, лебеда, полянка, крапива.   Ласточки к августу выводят птенцов.  Дети в городе.  Только иногда они по очереди приезжают домой. Делают срочную работу по дому, который ветшает без мужской руки.Моют во дворе машину. Я без дела слоняюсь около.   Любуюсь мужчиной, который получился из моего мальчика. Забываются обиды, унижения, лишения.   Когда они уезжают, я натужно улыбаюсь,  на минутку прижимаюсь к груди.  Молча плачу дома.
Потом вспоминаю тихий летний вечер, ласточка  кормит птенцов,  тихое семейное счастье, без лишних слов взаимную нашу любовь. Я так и называю эти приезды:  ТИХОЕ СЧАСТЬЕ.


После гостей. 
Кончилось тихое счастье,
Тихо,  до звона в ушах.
Синяя небыль ненастья.
Ветер полынью пропах.

Ландыши зреют под клёном,
Скоро развесят цветы.
На стебелёчке зелёном
Слёзы уронят, как ты...

Зря ты горюешь, усталая,
Снова грустишь о сынах.
На ноги крепко поставила...
Ветер полынью пропах...

Взрослым сынам не до мамы,
Выросли, в чём их вина?
Просто работа...Всё сами...
Выпей с устатку вина.

Так и живи с горькой сладостью.
Тихого счастья дождись.
Капелькой, капелькой радости...
Солнце, ненастье, дожди...
               20.05.2013.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.