В мире науки США 3 2004г Время после Эйнштейна

время ПОСЛЕ ЭЙНШТЕЙНА
По материалам беседы с К.А. Кедровым
И увидел я новое небо и новую землю...
Большинство из нас думает, что часы
идут, отсчитывая мгновенья, года и ты-
сячелетия, и вспять их повернуть ни-
кому не дано. Люди живут в мире, где
все течет своим чередом, в определен-
ной механистической последователь-
ности. И лишь поэты, художники и фи-
лософы способны силой своего
воображения подняться над повсе-
дневностью и унестись в заоблачные
и вневременные дали, где время может
изменить свое течение, а человек во-
лен перемещаться как в прошлое, так
и в будущее. Об этом и многом другом
узнали зрители передачи «Очевидное-
невероятное» из беседы профессора
Сергея Петровича Капицы с поэтом,
доктором философских наук Констан-
тином Александровичем Кедровым.
Еще Державин писал перед смертью
грифелем на аспидной доске:
Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То жерлом вечности пожрется
И общей не уйдет судьбы.
Однако Константин Кедров утвер-
ждает, что Державин не прав. Ведь дру-
гой поэт, В. Жуковский, сказал: «Здесь –
мгновенно, там – всегда». «Там» – име-
ется в виду в вечности, которая к нам
приблизилась и открылась по-новому
благодаря Эйнштейну. По мнению
Кедрова, вечно длящееся «там» нахо-
дится на фотоне, который мчится со
скоростью света, и стало быть, время
на нем постоянно равно нулю. Нуль
в мире науkи
времени – суть вечность, свет – веч-
ность. Свое открытие поэт подтвер-
ждает стихами, плавно перетекающи-
ми в формулу Эйнштейна:
Свет – это глубина знания.
Знание – это высота света.
Расстояние между людьми заполня-
ют звезды.
Расстояние между звездами запол-
няют люди.
Любовь – это скорость света, об-
ратно пропорциональная расстоя-
нию между нами.
(«Компьютер любви»)
Эйнштейн утверждал, что прошлое,
настоящее и будущее есть не что иное,
как человеческая иллюзия, лишенная
физического смысла. Следовательно,
никакой «реки времен» не существует.
Прошлое не исчезло, будущее так же
реально, как настоящее. Все сущее на-
всегда застывает на линии мировых
событий Минковского и Эйнштейна.
В истолковании поэта физико-
математическое понятие мировой
линии превращается в линию судьбы
всего мира.
Представление о том, что прошлое,
настоящее и будущее – всего лишь ил-
люзии, хотя и неискоренимые, непо-
средственно вытекает из специальной
теории относительности, которая от-
рицает абсолютность, универсаль-
ность настоящего момента времени.
И утверждает, что одновременность
относительна: два события, происхо-
дящие в одно и то же время для на-
блюдателя в одной системе отсчета,
могут оказаться разнесенными во вре-
мени с точки зрения наблюдателя, на-
ходящегося в другой системе.
Кроме того, подлинными принято
было считать реально существующие
материальные объекты (например
стол, стул), а разум, чувства, эмоции
воспринимались как нечто эфемер-
ное, субъективное и мимолетное.
Но обобщенная концепция единой
мировой линии позволила перейти
от механистического понимания
81
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
окружающей действительности к осоз-
нанию того, что все – и свершившееся,
и прочувствованное, и продуманное –
сосуществует и остается навсегда в не-
драх мирового разума.
Осознание глобальных законов ми-
роздания каждый раз становится про-
рывом в мировосприятии людей. Нечто
подобное произошло, когда Копер-
ник открыл, что не Солнце вращается
вокруг Земли, а Земля – вокруг Солн-
ца, да еще и вместе с планетной систе-
мой. Другое дело, что в повседневной
жизни мы об этом не задумываемся,
так же как не размышляем ежеминут-
но о том, что Земля – шар, а простран-
ство-время вечно и бесконечно.
Согласно одному из определений,
время – это континуум, в котором од-
ни события движутся на смену другим
ОБЗОР: ЧАСЫ
• Мы создали механические часы, по существу они навязаны нам движением
Земли и звезд. Круг, упоминающийся во всех философских учениях, олицетво-
ряет часовой механизм времени.
• Если бы сегодня надо было разработать дизайн часов, то вместо круглого
циферблата стоило бы взять за основу спираль, где одна стрелка одновремен-
но движется в прошлое и наоборот – из прошлого в будущее, а другая – из на-
стоящего в прошлое и из прошлого в настоящее. При этом стрелки должны
встречаться, тогда это будет более правильное видение мира, в отличие от то-
го условного ориентира, который мы сами себе определили.
82
в мире науkи
по направлению от прошлого к буду-
щему. Сегодня количество событий,
происходящих за определенный ин-
тервал времени, будь то год или нано-
секунда, постоянно увеличивается.
Однако можно ли говорить о течении
времени?
Время часто сравнивают с летящей
стрелой или бурным потоком, неумо-
лимо влекущим нас от прошлого к бу-
дущему. Какими бы образными ни бы-
ли эти метафоры, в них неизбежно
заключен глубокий, неразрешимый
парадокс. В современной физике от-
сутствует понятие, измеряющее тече-
ние времени. Хотя формулы, описыва-
ющие законы физики, содержат
переменную времени, ученые утвер-
ждают, что оно вовсе не течет, а про-
сто существует.
Согласно общей теории относи-
тельности, время обусловлено состоя-
нием системы в целом. Это существен-
ное обобщение понятия времени,
данное Эйнштейном, важно для раз-
вивающихся систем. Об этом размыш-
ляли не только историки, но и авторы
Ветхого Завета – они интуитивно пы-
тались выразить понятие времени как
такового, а потому ветхозаветные
старцы имели совершенно невообра-
зимые возрасты (Мафусаил жил 969
лет, что близко к числу совершенства –
к тысяче), символизировавшие космо-
логическое время в полном объеме.
Физики предпочитают рассматривать
время как нечто единое, подобное пе-
ресеченной местности, на которой
располагаются как прошедшие, так
и будущие события. Такое представле-
ние о природе времени полностью
исключает существование некоего
особого момента, называемого насто-
ящим, а также и процесса непрерыв-
ного превращения будущих событий
в настоящие, а затем и в прошедшие.
Короче говоря, никакого течения или
потока времени для физиков не суще-
ствует. Неразбериха, возникающая
в спорах о ходе времени, связана
с тем, что его сопоставляют с так на-
зываемой стрелой времени.
Размещая вдоль временной оси по-
нятия «вперед» и «назад», стрелу вре-
МАРТ 2004
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
Все предсказания сродни попаданию пальцем в небо,
а нумерология и астрология похожи на игру в рулетку.
мени для удобства направляют в буду-
щее, однако это не означает, что имен-
но туда она и летит. Термины «назад» и
«вперед» для времени так же условны,
как понятия «вверх» и «вниз» для про-
странства. Но из вышесказанного не
следует, что можно говорить о про-
шлом и будущем как об объективной
последовательности. Никакого тече-
ния времени не существует, просто
нынешнее состояние системы отли-
чается от предыдущего. А тот факт, что
мы помним о прошлом и ничего не
знаем о будущем, свидетельствует не о
течении времени, а лишь о его асим-
метрии. Ничего иного, кроме череды
событий, внимательный наблюдатель
отметить не может.
«Человек – это изнанка неба»
Говорят, нельзя дважды войти в одну
и ту же реку. Хотя необратимых физи-
ческих процессов в природе много,
физики отрицают отсутствие обрати-
мости как таковой – все гораздо слож-
нее. С одной стороны, если предполо-
жить, что необратимости физически
нет, то в памяти, подсознании, душе
она, несомненно, существует: умер-
ших близких мы помним и любим жи-
выми. С другой стороны, можно ли го-
ворить о необратимости, если, глядя
на Полярную звезду, мы видим свет,
который шел до нас 500 лет, т.е. сегод-
ня мы видим светило таким, каким оно
было полтысячелетия назад?
Если время необратимо, неизбежно
возникает карамазовский вопрос
о вседозволенности, об отсутствии
ответственности личности перед ис-
торией, людьми и самим собой. Если
«есть только миг между прошлым и бу-
дущим, именно он называется жизнь»,
тогда, выходит, правы прожигатели
жизни, действующие по принципу
«после нас хоть потоп»? Подобным
взглядам издавна противопоставля-
лись нормы морали и нравственные
в мире науkи
императивы, основанные на представ-
лениях об обратимости времени, до-
пускающие, что прошлое влияет на
нас, сквозь его призму мы смотрим на
себя и оцениваем свои поступки.
Загадки времени и пространства
волнуют не только ученых и филосо-
фов, но и поэтов. Вспомним Маяков-
ского: «впрячь бы время в приводной
ремень... чтобы время честно двигало
часы». В этой игре слов сокрыт осо-
бый смысл, поэтическое прозрение
и глубина образа, осознание того, что
в ходе развития цивилизации человек
лишился самого главного, без чего он
не может существовать, – осознания
собственной причастности к ходу
мировой истории и прикосновения
к вечности.
Мы живем по неправильным часам
со стрелками, бегущими по кругу. По-
добное представление о времени давно
устарело – утверждает Кедров и пред-
лагает совсем иную модель часов.
На каждом отдельном участке двой-
ной спирали, где справа прошлое,
а слева будущее, время, казалось бы,
необратимо, но это лишь локальная
необратимость. На самом деле любая
произвольно взятая точка a рано или
поздно сольется с точкой v. То есть
стрелки идут навстречу друг другу из
прошлого и будущего, встречаясь
в настоящем. На этом основании мож-
но утверждать, что смерти нет, а есть
Б
лишь переход из одного состояния
в другое, обратимое. Метаметафора
пасхального канона Иоанна Дамаски-
на «Христос воскресе из мертвых
смертию смерть поправ» означает, что
смерть можно преодолеть только
смертью. По аналогии можно сказать,
что необратимость тоже преодолима.
В восточной мифологии смерть
преодолевалась путем реинкарнации,
возрождения в иной сущности. Хри-
стианство решает эту задачу иначе.
Хорошо известное понятие триедин-
ства (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Свя-
той) подразумевает не трех разных су-
ществ, а разные проявления одного
божества, одно существо в разной
проекции. Если и у человека предпо-
ложить наличие трех ипостасей, то Я
прошлый, Я настоящий и Я будущий –
не три разных личности, а одно целое:
Человек оглянулся
И увидел себя в себе...
Метакод и метаметафора
Удивительно, насколько совпадает
сценарий воображаемого приближе-
ния к черной дыре на физически не-
возможной сверхсветовой скорости и
то, что ощущают люди на границе
жизни и смерти. Например, у Льва Тол-
стого смерть Ивана Ильича выглядит
как «втискивание» в «черную дыру»:
ему казалось, что он перемещается по
черному тоннелю, поезд движется
Н
П
Б – будущее (v), П – прошлое (a), Н – настоящее (a и v)
83
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
в одну сторону, а он – в другую. Когда
он это осознал, вектор изменился,
и он увидел свет. «Конечно, смерть
кончена», – подумал Иван Ильич, по-
тянулся и умер. Это описание основа-
но на реальном человеческом опыте
умирания. Подобным же образом Р. Мо-
уди описывает ощущения некоторых
людей, переживших клиническую
смерть, в книге «Жизнь после жизни».
Образ тоннеля, связанный с уходом
в мир иной, является одним из цент-
ральных и в мировоззрении шаманов:
через него духи приходят в наш мир,
чтобы войти в человека, и через него
же покидают бренную землю.
Вероятно, существует некий Все-
ленский Метакод, который мы интуи-
тивно знаем, а наука стремится рас-
шифровать. Если у всего живого есть
единый генетический код, то у Все-
ленной должен быть универсальный
Метакод, структура которого связыва-
ет воедино человека и Космос, – это
огненный шифр созвездий, который
по-разному читают разные культуры
и религии, ключ к нему следует искать
в «Библии» и «Махабхарате», в «Упан-
шадах» и полнозвучном гекзаметре
эпоса Гомера.
Чтобы узреть метафизический мир,
необязательно садиться в ракету, летя-
щую со сверхзвуковой скоростью,
благо это и невозможно. Полет фанта-
зии, подкрепленной культурными тра-
дициями и собственным опытом, поз-
воляет преодолеть любые временные
и пространственные границы.
Космическое выворачивание
Канта волновал вопрос, можно ли, пе-
ремещая во Вселенной правую и ле-
вую перчатку, сделать правую левой.
Невольно вспоминаются строки из
стихотворения Анны Ахматовой «Пес-
ня последней встречи»:
... Я на правую руку надела
перчатку с левой руки...
Может ли существовать во Вселенной
такая перчатка? Можно ли превратить
правую в левую? Решается проблема
очень просто – ее надо вывернуть на-
изнанку. Так же надо «вывернуться» че-
ловеку – тогда он ощутит целую Все-
ленную в себе, а себя в ней, свое тело
как бессмертное и вечное. Нагляднее
всего выворачивание (инсайдаут*)
представлено спиралью, которая од-
новременно расходится от себя и схо-
дится с себе. Пьер Тейяр де Шарден
рассматривал эволюцию как плано-
мерное движение к некой точке во
времени (точке v), где человечество
станет одним целым, породит некое
сознательное поле в масштабе Вселен-
ной, которая осознает себя единым
космическим «Я», когда космос и чело-
век отобразятся друг в друге. В Еванге-
лии от Фомы Христос говорит учени-
кам: «Когда вы сделаете верх как низ,
ОБЗОР: АСТРОЛОГИЯ
• Люди во все времена пытались силой своего воображения преодолеть не-
обратимость времени. На этом зиждется астрология. Физики же совершенно
справедливо утверждают, что невозможное невозможно никогда. Но они за-
бывают при этом прибавить одно слово – «физически». С физической точки
зрения гороскоп бессмыслен, но кто же ищет в гороскопах реальный
смысл? В них люди пытаются найти ответы на мучающие их вопросы и начер-
тить некую пунктирную линию своей судьбы и мировых событий. Сила жела-
ния приоткрыть завесу времени оказывается сильнее доводов разума. Ход
событий порой предугадывается астрологами, но чаще они ошибаются.
Предсказания сродни попаданию пальцем в небо, а нумерология и астро-
логия похожи на игру в рулетку. Что же так неудержимо влечет человека в го-
роскопах? Именно «выворачивание», проекция на условную сферу, образ
человека, увиденный через призму Вселенной и наоборот. Многие средне-
вековые гравюры представляют человеческое тело в виде космоса, где
сердцем является Солнце.
внутреннее как внешнее и внешнее
как внутреннее, тогда вы войдете в
Царствие». Человечеству предстоит
совершить психологический перево-
рот, сменив понятия «внешнее» и «вну-
треннее» на иное мировосприятие.
Сейчас нам кажется, что космос вок-
руг нас, а мы как бы внутри него. Но
стоит нам сменить вектор, и мы смо-
жем ощутить то, что испытал на пира-
миде Хеопса Андрей Белый, которого
буквально «вывернуло» в космос и он
«сам себя обволок зодиаком».
«Человек – это изнанка неба, небо –
это изнанка человека», – пишет Кед-
ров в поэме «Компьютер любви». Пра-
вильнее сказать, образуется двуединое
тело Человек–Мироздание. И имя это-
го человека уже давно известно в ми-
ровой культуре. В мистической тради-
ции иудаизма он именуется Адам
Кадмон. В Индии его зовут Пуруша:
«Тысячеликий тысячеглазый Пуруша.
Только четверть твоя на земле, осталь-
ное Вселенная. Твоя кожа – звезды.
Твое зрение – Солнце. Твой ум – Луна.
Твое дыхание – Пространство». Кед-
ров считает, что это не только поэти-
ческий образ, но и верное видение ми-
ра, если смотреть на него в обратной
перспективе, открытой Павлом Фло-
ренским и Павлом Челищевым. Но
сферическую перспективу извне сле-
дует дополнить вогнутой перспек-
тивой изнутри. У Флоренского и Че-
лищева икона обнимает человека.
Поместив себя на поверхность псев-
досферы Лобачевского с отрицатель-
ной кривизной, можно объять весь
мир, но ни Флоренский, ни Лобачев-
ский не догадались это сделать.
Выгнуто-вогнутая поверхность зер-
кала по-разному искажает мир во всех
направлениях. Если совместить геоме-
трию Римана с геометрией Лобачев-
ского, отрицательную кривизну с по-
ложительной, то получится то же, что
описано в стихотворении Кедрова
«Зеркальный паровоз». Остается лишь
паровоз заменить человеком и не за-
бывать, что вместо зеркала у человека
есть чувства и мысли:
* Термин введен К. Кедровым.
84
в мире науkи
МАРТ 2004
ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ
Зеркальный паровоз шел с четырех
сторон
И с четырех прозрачных
перспектив.
Он преломлялся в пятой
перспективе.
Шел с неба к небу,
От земли к земле.
Вез паровоз весь воздух,
Весь вокзал, все небо до последнего
луча
Он вез.
Всю высь из звезд.
И огибал край света краями света.
И мерцал как Гектор
Доспехами зеркальными сквозь небо.
Физики и лирики
Современное искусство появилось
одновременно с новейшими дости-
жениями физики. Трудно утверждать,
что они находились под взаимным
влиянием, – сначала, пожалуй, они
шли параллельными путями, которые
позже пересеклись, как знаменитые
прямые Лобачевского.
Как совместить мир художника, пол-
ный вымысла, с конкретным миром
физика, астронома, современного ис-
пытателя? Эти области оказались
очень разъединенными в нашем соз-
нании. Каждый делает шаг в сторону
познания неизведанного, в том числе
и сущности человека, по-своему: фи-
зики – в рамках своих научных пред-
ставлений, художники – согласно
субъективному восприятию окружаю-
щей действительности. Однако внут-
ренний мир оказывается столь же
объективен, как и реальные предметы,
окружающие нас, но менее универса-
лен. Рациональное нисколько не про-
тиворечит интуитивному.
Трагедия нашей цивилизации в том,
что человечество лишается величай-
ших озарений. Это происходит пото-
му, что часть людей ничего не знает
о новейших открытиях науки, кото-
рые влияют на нашу жизнь, сознание
и творчество, и думает, что к ним это
никакого отношения не имеет. А дру-
гая часть настолько погружена в эмо-
ционально-художественный мир, что
не подозревает, что наука находится
в мире науkи
в той же плоскости, что и самые сме-
лые фантазии.
Физики часто пользуются словами
как метафорами, а не как понятиями.
Разница между ними огромная, так как
через метафору можно образно осваи-
вать окружающую действительность,
а понятием можно только оперировать.
Метаметафора – это тот мост, кото-
рый соединяет величайшие открытия
науки ХХ века с образным миром
культуры, давая ей второе дыхание.
Алексей Хвостенко, написавший «Над
небом голубым есть город золотой»,
утверждает, что поэзия забралась на
такие вершины, что ее уже и не видно.
Как нет царского пути в геометрию,
так нет царского пути в современное
искусство и эстетику– ее надо просто
смотреть, слушать и воспринимать.
Быть или не быть
Само мироздание, Вселенная, мегамир
немыслимы без прошлого, настоящего
и будущего. Прошлое к нам гораздо
ближе, чем неизвестное будущее, но
еще ближе – наша человеческая жизнь.
Хотелось бы, чтобы она была соотне-
сена с мировым временем во всей его
полноте, проще говоря – с вечностью.
Ускорение исторического време-
ни – важнейшая примета современ-
ности. Мы, по существу, в данный мо-
мент находимся в некой точке Омега,
где время больше сжиматься не может,
и гамлетовская фраза «распалась
связь времен» как нельзя лучше соот-
ветствует нынешнему историческому
периоду. Такое уже случалось с челове-
чеством, например, в первом веке на-
шей эры, когда были низвергнуты
многочисленные языческие божества
и люди постепенно и трудно шли
к принятию нового единого бога.
Потом были и новые «разрывы вре-
мен», что естественно для человече-
ства, которое постоянно к чему-то
стремится и ищет свой путь в этом
мире. Почему гениален Шекспир? Он
вне времени, т.к. обозначил точку
бифуркации, раздвоения, но не в ис-
торическом масштабе, а в индивиду-
альном. Без этого ощущения двойст-
венности нет человека. Кто из нас ни
разу не стоял перед вечным гамлетов-
ским вопросом: «Быть или не быть?»
Но пребывать в состоянии раздвоен-
ности и сомнений бесконечно не-
возможно. Но можно выбрать вари-
ант «или» – как некую постоянную
точку между прошлым и будущим.
По мнению Кедрова, «или» – это сво-
бода. Не только для поэта, но и для
всего человечества. ;


Рецензии