С песней по жизни

      Эту историю я начну с пионерского лагеря. Потому что именно здесь появляются первые воспоминания, связанные с музыкой. Здесь впервые я осознанно столкнулся с одной из привычек, которая в дальнейшем будет сопровождать меня неотрывно. И вот я стою на футбольном поле в лагере имени Лизы Чайкиной. Приятный летний вечер. Где-то из динамика, выставленного на улицу, играет «Ласковый май». Песни как нельзя кстати подходят для момента – солнечные, добрые и светлые, дополняют обстановку веселья и счастья.

      Вторым моментом стали вечера, проведённые у отца. Он не задумываясь, как бы само собой, приучил меня к знанию, что Англия – главный поставщик великих музыкальных коллективов. Перед сном я просил папу включить мне «Queen». Он включал старый магнитофон на бобинах, и одевал наушники. Я засыпал под сильный и пронизывающий вокал Фредди Меркури. Тогда я ещё не знал, что значит глэм-рок, СПИД, LP.

      Третий момент произошёл в деревне. Опять же летом. Я с мамой гостил у бабушки. Обычно целый месяц, после возвращения из лагеря, где проводил июнь и июль. Тут приехала и тётя. Подходит ко мне и спрашивает – «Ты знаешь, что Цой разбился?» «Нет. А кто это?» - спросил я. «Да ты что, не знаешь Цоя?!» - удивилась тетя, и дала мне аудиокассету с песнями группы «Кино». Два последних альбома – «Чёрный альбом» и «Группа крови». Так я познакомился с главным ковбоем мостовых в СССР. К сожалению, после того, как Виктор Цой ушёл. Так часто бывает – мы узнаём о великих людях только после их смерти. С тех пор «Кино» - моя самая любимая советская рок-группа, слова песен которой въелись в мозг намертво, а Цой – последний герой.

      Когда я учился в школе, в середине-конце 90-х на волне огромной популярности  находился стиль евродэнс. На всех дискотеках обязательно попадались композиции «2 Unlimited», «Snap!», «Culture Beat», «Haddaway» и многих других. Мы не запоминали сложных и непонятных названий, но тут же узнавали знакомые ритмы и речитативы. Я помню, как зажигал на танцполе в кроссовках «Le caf». Очень сильно понравился всем «Scooter» своими забойными ритмами. В менее официальной, так сказать обстановке, юным неиспорченным умам хотелось познать запретное. Для этого  существовали «Сектор газа» и «Красная плесень», которые мы втайне переписывали друг у друга и слушали маленькими компаниями. Грубые и пошлые тексты вызывали у нас улыбку и восторг. Был короткий промежуток времени, когда я заинтересовался металлом и хард-роком - «Metallica», «Iron Maiden», «Manowar». Но это быстро отошло, к подобной музыке я вернусь намного позже, когда уже буду различать конкретные стили и направления. Самым трогательным воспоминанием до сих пор остаётся медитативный и мистический проект «Enigma». Майкл Крету воистину создал легенду. Я до сих пор помню аудиокассету «TDK 90 min», на которую мой друг записал два первых альбома. Они естественно не влезли полностью, так как оба длятся примерно по часу. Кассету я заслушал до дыр. В любой плеер или телефон я первым делом загружаю именно два первых альбома Энигмы, я слушал их более тысячи раз должно быть. И каждый раз у меня возникает щемящее чувство в груди и ностальгия по школьным временам. Стоит упомянуть исполнителей рэп и хип-хоп музыки – «Kris Kross», «Delinquent Habits», «MC Hammer», «Onyx», «2 Pac». Я в некотором роде был одним из основных слушателей рэпа в классе, отчего получил несколько соответствующих прозвищ – Исучо и Оникс, которые так и привязались за мной. До сих пор некоторые друзья меня так и называют. Конечно же, мы слушали поп-музыку. Тут нечего сказать, потому что она существует всегда, во все времена. И чем-то особенным не выделяется – сегодня одна мелодия в ротации, завтра – уже другая. Она играет по радио, продаётся на кассетах и дисках в магазинах, доносится из машин. Получается этакий саундтрек короткого среза данной эпохи. Хотя один исполнитель всё-таки заслуживает упоминания. Потому что смог перешагнуть короткий миг популярности и удержаться на волне достаточное продолжительное время для поп-коллектива. Это я про «Руки вверх» говорю конечно же. Никто не сможет устоять перед танцевальными мотивами Алексея Потехина и приятным вокалом Сергея Жукова, поющего про любовь и всё остальное, что интересно восемнадцатилетним подросткам.
После окончания школы, я поступил в техникум. Теперь, потеряв старых друзей, я начал персонализировать свои музыкальные вкусы, ища поддержки в музыке. Общепринятые модные направления меня интересовали меньше. Появились первые карманные деньги. Я покупал на распродажах музыкальные диски. Тогда же появились первые компьютерные приводы с возможностью записи – это сильно толкнуло рынок музыкальных дисков. Аудиокассеты теряли свою значимость, постепенно исчезая из обихода, как в своё время бобины. В этот же момент у меня появился один товарищ, чрезмерно увлекающийся разной музыкой. С ним мы могли обсуждать услышанные новинки. Он познакомил меня с творчеством грандж-коллектива «Smashing Pumpkins»; вместе мы слушали самый депрессивный альбом «Depeche mode» - «Ultra». Тогда же я узнал одну из самых культовых альтернативных групп 90х-00вых – «Radiohead» начав с самого сложного альбома «Kid A». Сложно было с первого раза вникнуть в такую музыку, но со временем я сильно полюбил все эти группы. Наше увлечение музыкой было так велико, что мы позже даже сами занялись сочинительством мелодий. В техникуме ребята, узнав про мои вкусы, прозвали неформалом. Хотя я на самом деле шагнул куда дальше и шире неформатной музыки: рок, синти-поп, эмбиент, этническая музыка, классический рок, нью эдж, регги и многие другие стили. Я пытался дотянуться до любой новинки, каким либо образом заинтересовавшей меня. Морально устаревший плеер на кассетах я заменил MP3-плеером. Теперь музыка была всегда со мной, она стала саундтреком моей жизни.

      С годами, изучив множество музыкальных стилей и направлений, я заметил следующую тенденцию, заключающуюся в том, что постепенно тяга к агрессивным стилям снижается, остаётся позади, вместе с бунтарской юностью. А более зрелый возраст требует соответствующей, более вдумчивой и спокойной музыки. Теперь становилось ясно, почему в детстве многие песни не вызывали совсем никаких чувств а переживаний, но спустя пять или десять лет звучали совсем иначе. Я с удовольствием слушал Элвиса Пресли и американских исполнителей 60-80х годов – Фрэнка Синатру, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Эллу Фитцжеральд.

      Знакомство с группой «Interpol» – впоследствии ставшей моей любимой – вообще было странным и в принципе случайным. Я вёл переписку с одним парнем из Украины и мы договорились обменяться с ним дисками – я отправлю ему аниме, а он взамен пришлёт мне концерты «Radiohead». В то время в фаворитах у меня был инди-рок, а также мрачный пост-панк, пришедший из 80-х. Я только что познакомился с легендой – Яном Куртисом и «Joy Division» - неофициальными основателями стиля, и по сути, готической культуры в музыке. И вот на одном из полученных дисков были в качестве бонуса несколько неизвестных для меня групп, среди которых оказались первые два альбома «Interpol». Первые прослушивания не дали результата, и в принципе, я должен был забыть об очередной группе, играющей пост-панк. Но случилось иное – что-то внезапно открылось мне, и я включал песни «Interpol» вновь и вновь. Когда грустил и когда радовался. Мой фанатизм развился до такой степени, что весной 2011 года я специально съездил в Санкт-Петербург на концерт группы.
Когда у меня появился доступ в Интернет, то открылась новая, самая богатая на музыкальные открытия, страница. Теперь я мог загружать из сети любую музыку и найти информацию о любом коллективе. Моя музыкальная коллекция стремительно увеличивалась в объёмах. Регистрация на сервисе «Last.fm» была очень актуальна и своевременна – там я находил рекомендации – похожие группы на те, которые часто слушал. Так я узнал о современных наследниках «Pink floyd» - «Archive», шведских коллективах «Kent» и «Arcana», английских «Anathema» и «The Pigeon Detectives», услышал различный пост-рок, начиная от «Sigur ros» и заканчивая «Destroyalldreamers», услышал основоположников электроклэша «Ladytron», женские баллады от «Cat power» и Норы Джонс, познакомился с различными направленями электронной музыки: «Crystal Castles», «Cut Copy»  и много чего ещё.

      В итоге я добрался до отечественных музыкантов и с радостью обнаружил, что за последние годы у нас появилось множество новых замечательных, пусть и не известных на всю страну, исполнителей. Группы «IFWE» «POMPEYA» невозможно услышать по радио или увидеть клипы по телевизору, известность распространяется исключительно благодаря Интернету. Самым главным российским открытием стала для меня «Motorama» - чудесная группа из Ростова-На-Дону, играющая легковесный ностальгический пост-панк.

      Каждый день я слушаю любимую музыку; каждый день я узнаю что-то новое. Приятно знать, что музыка многое значит в моей жизни. Уверен, впереди ждёт ещё много интересных открытий.

                Апрель 2012
 


Рецензии
Очень приятно было читать, наверное потому, что сразу начинаешь проводить параллели с собственной жизнью) Эх, девяностые, брутальное было время, но сейчас вспоминается как какая-то сказка... Помню, тоже ходил обвешавшись значками "Оникса", хотя никогда не любил такую музыку - но так было безопасней. Однажды услышал из проезжающего автомобиля красивую мелодию, мне сказали, что это "how much is the fish" Скутера... Купил кассету, но оказался жутко разочарован. Впоследствии узнал, что понравившаяся мне песня - переделка фолковой песенки "Was Wollen Wir Trinken"... Понял, что мне нравится фолк. Потом жутко фанател от "металлики"... Доводилось слушать и "Сектор Газа", не любил пошлость, но мне нравились их веселые мотивчики. Потом и в них разочаровался, узнав что ребята невозбранно крали мелодии у западных групп... Мда... Ностальгия.
Кстати, это факт, что самыми любимыми потом становятся те группы, которых когда-то не понимал.

Нильс Багер   19.04.2012 17:52     Заявить о нарушении
С возрастом мировозрение сильное меняется под грузом прожитых лет. И взгляд на жизнь, и вкусы и пристрастия. Что-от приходит, а что-то уходит. С музыкой тоже самое.

Антон Исаков   19.04.2012 19:17   Заявить о нарушении