С песней по жизни
Вторым моментом стали вечера, проведённые у отца. Он не задумываясь, как бы само собой, приучил меня к знанию, что Англия – главный поставщик великих музыкальных коллективов. Перед сном я просил папу включить мне «Queen». Он включал старый магнитофон на бобинах, и одевал наушники. Я засыпал под сильный и пронизывающий вокал Фредди Меркури. Тогда я ещё не знал, что значит глэм-рок, СПИД, LP.
Третий момент произошёл в деревне. Опять же летом. Я с мамой гостил у бабушки. Обычно целый месяц, после возвращения из лагеря, где проводил июнь и июль. Тут приехала и тётя. Подходит ко мне и спрашивает – «Ты знаешь, что Цой разбился?» «Нет. А кто это?» - спросил я. «Да ты что, не знаешь Цоя?!» - удивилась тетя, и дала мне аудиокассету с песнями группы «Кино». Два последних альбома – «Чёрный альбом» и «Группа крови». Так я познакомился с главным ковбоем мостовых в СССР. К сожалению, после того, как Виктор Цой ушёл. Так часто бывает – мы узнаём о великих людях только после их смерти. С тех пор «Кино» - моя самая любимая советская рок-группа, слова песен которой въелись в мозг намертво, а Цой – последний герой.
Когда я учился в школе, в середине-конце 90-х на волне огромной популярности находился стиль евродэнс. На всех дискотеках обязательно попадались композиции «2 Unlimited», «Snap!», «Culture Beat», «Haddaway» и многих других. Мы не запоминали сложных и непонятных названий, но тут же узнавали знакомые ритмы и речитативы. Я помню, как зажигал на танцполе в кроссовках «Le caf». Очень сильно понравился всем «Scooter» своими забойными ритмами. В менее официальной, так сказать обстановке, юным неиспорченным умам хотелось познать запретное. Для этого существовали «Сектор газа» и «Красная плесень», которые мы втайне переписывали друг у друга и слушали маленькими компаниями. Грубые и пошлые тексты вызывали у нас улыбку и восторг. Был короткий промежуток времени, когда я заинтересовался металлом и хард-роком - «Metallica», «Iron Maiden», «Manowar». Но это быстро отошло, к подобной музыке я вернусь намного позже, когда уже буду различать конкретные стили и направления. Самым трогательным воспоминанием до сих пор остаётся медитативный и мистический проект «Enigma». Майкл Крету воистину создал легенду. Я до сих пор помню аудиокассету «TDK 90 min», на которую мой друг записал два первых альбома. Они естественно не влезли полностью, так как оба длятся примерно по часу. Кассету я заслушал до дыр. В любой плеер или телефон я первым делом загружаю именно два первых альбома Энигмы, я слушал их более тысячи раз должно быть. И каждый раз у меня возникает щемящее чувство в груди и ностальгия по школьным временам. Стоит упомянуть исполнителей рэп и хип-хоп музыки – «Kris Kross», «Delinquent Habits», «MC Hammer», «Onyx», «2 Pac». Я в некотором роде был одним из основных слушателей рэпа в классе, отчего получил несколько соответствующих прозвищ – Исучо и Оникс, которые так и привязались за мной. До сих пор некоторые друзья меня так и называют. Конечно же, мы слушали поп-музыку. Тут нечего сказать, потому что она существует всегда, во все времена. И чем-то особенным не выделяется – сегодня одна мелодия в ротации, завтра – уже другая. Она играет по радио, продаётся на кассетах и дисках в магазинах, доносится из машин. Получается этакий саундтрек короткого среза данной эпохи. Хотя один исполнитель всё-таки заслуживает упоминания. Потому что смог перешагнуть короткий миг популярности и удержаться на волне достаточное продолжительное время для поп-коллектива. Это я про «Руки вверх» говорю конечно же. Никто не сможет устоять перед танцевальными мотивами Алексея Потехина и приятным вокалом Сергея Жукова, поющего про любовь и всё остальное, что интересно восемнадцатилетним подросткам.
После окончания школы, я поступил в техникум. Теперь, потеряв старых друзей, я начал персонализировать свои музыкальные вкусы, ища поддержки в музыке. Общепринятые модные направления меня интересовали меньше. Появились первые карманные деньги. Я покупал на распродажах музыкальные диски. Тогда же появились первые компьютерные приводы с возможностью записи – это сильно толкнуло рынок музыкальных дисков. Аудиокассеты теряли свою значимость, постепенно исчезая из обихода, как в своё время бобины. В этот же момент у меня появился один товарищ, чрезмерно увлекающийся разной музыкой. С ним мы могли обсуждать услышанные новинки. Он познакомил меня с творчеством грандж-коллектива «Smashing Pumpkins»; вместе мы слушали самый депрессивный альбом «Depeche mode» - «Ultra». Тогда же я узнал одну из самых культовых альтернативных групп 90х-00вых – «Radiohead» начав с самого сложного альбома «Kid A». Сложно было с первого раза вникнуть в такую музыку, но со временем я сильно полюбил все эти группы. Наше увлечение музыкой было так велико, что мы позже даже сами занялись сочинительством мелодий. В техникуме ребята, узнав про мои вкусы, прозвали неформалом. Хотя я на самом деле шагнул куда дальше и шире неформатной музыки: рок, синти-поп, эмбиент, этническая музыка, классический рок, нью эдж, регги и многие другие стили. Я пытался дотянуться до любой новинки, каким либо образом заинтересовавшей меня. Морально устаревший плеер на кассетах я заменил MP3-плеером. Теперь музыка была всегда со мной, она стала саундтреком моей жизни.
С годами, изучив множество музыкальных стилей и направлений, я заметил следующую тенденцию, заключающуюся в том, что постепенно тяга к агрессивным стилям снижается, остаётся позади, вместе с бунтарской юностью. А более зрелый возраст требует соответствующей, более вдумчивой и спокойной музыки. Теперь становилось ясно, почему в детстве многие песни не вызывали совсем никаких чувств а переживаний, но спустя пять или десять лет звучали совсем иначе. Я с удовольствием слушал Элвиса Пресли и американских исполнителей 60-80х годов – Фрэнка Синатру, Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Эллу Фитцжеральд.
Знакомство с группой «Interpol» – впоследствии ставшей моей любимой – вообще было странным и в принципе случайным. Я вёл переписку с одним парнем из Украины и мы договорились обменяться с ним дисками – я отправлю ему аниме, а он взамен пришлёт мне концерты «Radiohead». В то время в фаворитах у меня был инди-рок, а также мрачный пост-панк, пришедший из 80-х. Я только что познакомился с легендой – Яном Куртисом и «Joy Division» - неофициальными основателями стиля, и по сути, готической культуры в музыке. И вот на одном из полученных дисков были в качестве бонуса несколько неизвестных для меня групп, среди которых оказались первые два альбома «Interpol». Первые прослушивания не дали результата, и в принципе, я должен был забыть об очередной группе, играющей пост-панк. Но случилось иное – что-то внезапно открылось мне, и я включал песни «Interpol» вновь и вновь. Когда грустил и когда радовался. Мой фанатизм развился до такой степени, что весной 2011 года я специально съездил в Санкт-Петербург на концерт группы.
Когда у меня появился доступ в Интернет, то открылась новая, самая богатая на музыкальные открытия, страница. Теперь я мог загружать из сети любую музыку и найти информацию о любом коллективе. Моя музыкальная коллекция стремительно увеличивалась в объёмах. Регистрация на сервисе «Last.fm» была очень актуальна и своевременна – там я находил рекомендации – похожие группы на те, которые часто слушал. Так я узнал о современных наследниках «Pink floyd» - «Archive», шведских коллективах «Kent» и «Arcana», английских «Anathema» и «The Pigeon Detectives», услышал различный пост-рок, начиная от «Sigur ros» и заканчивая «Destroyalldreamers», услышал основоположников электроклэша «Ladytron», женские баллады от «Cat power» и Норы Джонс, познакомился с различными направленями электронной музыки: «Crystal Castles», «Cut Copy» и много чего ещё.
В итоге я добрался до отечественных музыкантов и с радостью обнаружил, что за последние годы у нас появилось множество новых замечательных, пусть и не известных на всю страну, исполнителей. Группы «IFWE» «POMPEYA» невозможно услышать по радио или увидеть клипы по телевизору, известность распространяется исключительно благодаря Интернету. Самым главным российским открытием стала для меня «Motorama» - чудесная группа из Ростова-На-Дону, играющая легковесный ностальгический пост-панк.
Каждый день я слушаю любимую музыку; каждый день я узнаю что-то новое. Приятно знать, что музыка многое значит в моей жизни. Уверен, впереди ждёт ещё много интересных открытий.
Апрель 2012
Свидетельство о публикации №212041101871
Кстати, это факт, что самыми любимыми потом становятся те группы, которых когда-то не понимал.
Нильс Багер 19.04.2012 17:52 Заявить о нарушении
Антон Исаков 19.04.2012 19:17 Заявить о нарушении