Распад

О благополучии страны можно судить по состоянию морали ее жителей. Мы много говорим о том, что имеется реальная опасность распада России. Об этом говорят все, кто умеет наблюдать и анализировать, от простых людей до профессоров и академиков. Я уже знакомил вас с аргументами наиболее публичных и авторитетных из них.

А как соотносится этот неутешительный прогноз с состоянием нравственности нашего народа? Ведь если с этим предметом все более-менее благополучно, то, может, поспешили ученые мужи похоронить наше любимое Отечество? Еще подрягается? Пусть наши «незаменимые» правители и врут как сивые мерины про то, что ВВП растет при том, что все заводы кроме военных (а они не дают прибыли и находятся на иждивении государства) давно стали торговыми центрами, но если народ в пику им, лживо-незаменимым, остается высокоморальным, так и хрен с ними, пусть врут себе на здоровье. Сменим их и вся недолга, - и бодренько зашагаем к светлому будущему, обгоняя всех подряд, к их, всех этих, досаде и нашей вящей радости?

Вот книжка «НРАВСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Юревич А. В. - член.-корр. РАН, зам. директора Института психологии РАН
( http://spkurdyumov.narod.ru/yurevich.htm )  и вот интересные выдержки из нее.

- Общее состояние современного российского общества выглядит очень тревожным. Так, количество убийств на 100 тыс. жителей в нашей стране сейчас почти в 4 раза больше, чем в США (где ситуация в данном отношении тоже очень неблагополучна), и примерно в 10 превышает их распространенность в большинстве европейских стран.

По количеству самоубийств Россия в 3 раза опережает США, занимая второе место в Европе и СНГ не только среди населения в целом, но и среди молодёжи в возрасте до 17 лет (в данном случае – после Казахстана).

По индексу коррупции наша страна перебралась с 71-го на 147-е место в мире, а общий объем коррупционного оборота в России оценивается экспертами в 250-300 млрд. долларов в год.

Численность жертв несчастных случаев, таких как случайные отравления алкоголем и ДТП, свидетельствуют если не о массовом нежелании жить (психоаналитическая интерпретация подобных ситуаций), то, по крайней мере, о безразличном отношении многих наших сограждан к своей и к чужой жизни.

В совокупности приведённые, а также другие подобные данные выстраиваются в целостную картину, которая свидетельствует о болезненном состоянии нашего общества, и удивительно, что в общественном сознании они воспринимаются с меньшей остротой, чем, скажем, количество медалей, выигранных на Олимпиаде (что само по себе служит показателем состояния общества, равно как и одаривание дорогими автомобилями и без того небедных спортсменов-победителей).

Смертность от убийств на 100000 жителей  - 20,2 - 1-е место в Европе и СНГ

Смертность от самоубийств на 100000 жителей - 30,1 - 2-е место в Европе и СНГ

Смертность от случайных отравлений алкоголем на 100000 жителей - 23,1 - 1-е место в Европе и СНГ

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) - 66,6 - Последнее место среди стран с развитой и переходной экономикой

Число детей, оставшихся без попечительства родителей на 100000 жителей – 89 - 2-е место в Восточной Европе и СНГ

Количество разводов на 1000 жителей - 4,5 - 1-е место в Европе

Число абортов на 1000 женщин (в возрасте 15-49 лет) - 40,6 - 1-е место в Восточной Европе и СНГ

Индекс коррупции (от 0 до 10 баллов, чем выше балл, тем ниже уровень коррумпированности) - 2,3 - 143 позиция в мире (наряду с Гамбией, Индонезией и Того) из 180 возможных

Ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения; каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;

Ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями, насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
12% подростков употребляют наркотики;
Более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
Около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
Детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;
Темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
В современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале послереволюционных 1930-х годов .

Количественные данные, в свою очередь, могут быть дополнены хорошо известными бытовыми примерами, выражающими состояние современного российского общества.

По-прежнему широко распространена практика криминальных "крыш", рейдерства, "чёрного риэлтерства", финансовых "пирамид", других видов мошенничества и т. п.

Организованная преступность фактически легализована, а т.н. «авторитетные бизнесмены» - по существу, легализовавшиеся бандиты - устраивают публичные презентации своих литературных произведений, в которых наемными литераторами красочно живописуются их криминальные похождения.

По данным опроса, проведенного Общественной палатой, более половины наших сограждан не чувствуют себя сколь либо защищенными от криминала.

Коррупция воистину тотальна, причем продаются как сами чиновники – от мала до велика, так и административные должности. Взяточничество и казнокрадство полностью заменили собой все функции государства.

В школах торгуют наркотиками. Публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует матом и блатным жаргоном.

Бомжи стали непременным атрибутом вокзалов и других публичных мест.

Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей.

Пожилых людей сотнями убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами.

Пьяные матери выкидывают в окна своих младенцев.

Существует (в XXI веке!) и такое явление, как работорговля, причём в прямом, а отнюдь не в метафорическом смысле слова.

Развязно-агрессивные юнцы демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание.

Широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение. А типовой реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал ... хохот.

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества.

Эта деградация констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом.

Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания».

Социологи показывают, что «В конце XX – начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения». Они же акцентируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др.

Экономисты отмечают, что «Среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия».

Искусствоведы констатируют, что «У нас сформировалась тотально аморальная система».

А философы связывают происходящее в современной России с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. "Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание ? – задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, – он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы". Что и произошло в нашей стране в наши дни.

Среди основных причин деградации нравственности в пореформенной России обычно отмечаются следующие.

    Общее ослабление контроля над поведением граждан в нашем обществе, как показывает история и опыт других стран, неизбежно сопутствующее радикальным реформам и характерное для «турбулентных», изменяющихся обществ.
   
Нравственные качества реформаторов, многие из которых были рекрутированы в демократы из партийных и комсомольских работников, трансформировали ресурс административной власти в доступ к собственности и свою личную безнравственность обобщивших в удобную им идеологему «ненужности морали» для рыночной экономики.   

Специфический характер «трех источников и трех составных частей» современного российского бизнеса, которыми послужили: а) бывшие советские «цеховики», т.е. подпольные производители товаров и услуг, б) представители криминального мира, в советские годы облагавшие данью «цеховиков» и продолжившие эту традицию в условиях рыночной экономики, в) партийные и комсомольские работники, гебисты, с поразительной легкостью сменившие коммунистическую мораль на псевдокапиталистическую, а, по сути, на криминально-фашистскую.
   
Распространение в начале 1990-х гг. таких иделогем, как «Можно все, что не запрещено законом», «Надо жить по закону, а не по совести», «Главное деньги, и неважно какими путями они заработаны» и др., по существу, отрицающих всякую мораль, решение давней российской альтернативы «По совести или по закону?» в пользу последнего и приведшее к тому, что наше общество стало жить и не по совести, и не по закону, а «по понятиям».
   
Распространившееся в начале реформ псевдолиберальное понимание свободы как несоблюдения любых правил и запретов, как разнузданности и безответственности, охотно ассимилированное некоторыми слоями нашего общества.
   
Криминализация – не только в общепринятом (рост преступности и др.), но и в расширенном смысле слова – криминализация «всей общественной жизни», включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т. п.), ужесточение, «брутализация» этой жизни, широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.
   
Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» (мол, неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он – «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения) негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали, путем неприкрытого воровства и грабежа.
   
Нравственное состояние общества представляет собой одновременно: а) индикатор его общего состояния, б) следствие происходящих в нем процессов, в) основу того, что его ожидает в будущем. По словам бывшего президента СССР М, С. Горбачева, «без нравственного компонента любая система будет обречена». А Патриарх Кирилл выразился еще более категорично: «нравственность есть условие выживания человеческой цивилизации, - не больше и не меньше», «хотим мы это признать или нет, но нравственность действительно лежит в основе всего».

Конец выдержек из источника.

Итак, мораль нынешнего российского общества только подтверждает самые мрачные прогнозы относительно нашего будущего. Но деградация моральная только следует уже давно идущему в стране быдлоидному биологическому вырождению. Непрерывно от поколения к поколению растет доля умственно деградировавших людей, чему немало способствует ставший воистину всенародным алкоголизм. Сейчас, спасибо г-ну Чурову, просветил, - этот быдлоидный слой достиг величины в 62,7%. Популярной даже стала шутка, что нашей власти самое время выпустить новый бренд – водку «Путинка четвертого срока» крепостью 62,7 градуса.

Правда, немного скрашивает общий инфернальный сюжет то, что на противоположном, непрерывно сокращающемся, фланге пока еще 37-и процентов растет степень талантов. Таким образом, теряя в количестве, Россия приобретает в качестве. Но качество это чаще всего уплывает в более гостеприимный зарубеж как Гейм с Новоселовым. Да и итоги выборов определяют отнюдь не гении, - потому порадуемся за бывших наших никому здесь не нужных, ныне Нобелевских лауреатов, но нам-то оставаться здесь, при этом сером большинстве.

Нужно также отметить, что физиологическое вырождение и падение нравственности суть разные, хотя и взаимосвязанные, процессы и не всегда они совпадают в персоналиях. Полно вполне умственно здоровых особей, чей моральный облик черен как физиономия трубочиста. Возьмите хотя бы наших дорогих во всех смыслах этого слова олигархов. С другой стороны, ничто не мешает тупому и невежественному человеку быть нравственным, хотя повальный алкоголизм в этой общественной страте не способствует, как вы сами понимаете, нравственности, и здесь с большой степенью точности можно говорить о полном совпадении этих двух негативных процессов.

Нравственная деградация таким образом представляется куда более широкой, и, к тому же, каков процент порядочных людей еще остается в нашей стране, никакими выборами не определить, Чуров здесь не помощник. Ясно только, что процент этот куда как меньше процента умных, тех самых 37,3-х. И это истинная национальная катастрофа.

Интересно, а сколько их было в Римской империи накануне ее завоевания варварами? Теперь уж и не спросишь, некого...

Валентин Спицин.


Рецензии