И один в поле воин

 
 Эту красивую легенду я часто слышал ещё в детстве. Нечто подобное потрясающему по достоверности фильму "Жаворонок" режесёров Никиты Курихина и Леонида Менакера. Лента рассказывает об уникальном эпизоде Второй мировой войны, когда советкий танк Т-34, угнанный с полигона, "проутюжил" несколько городов в глубоком тылу Третьего рейха.

Правда, в моё время минскую легенду считали городским фольклором. Жители города, пережившие фашистскую оккупацию, рассказывали, что якобы при отступлении советских войск из Минска в первые дни войны в засаде был оставлен одинокий советский танк.

 Будто бы он совершил по улицам города героический рейд. Однако существовал ли этот танк на самом деле, кто были эти герои, рискнувшие в одиночку сразиться с минским гарнизоном гитлеровцев, никто толком сказать не мог.

И только относительно недавно историкам и любителям-следопытам удалось найти документальное подтверждение легенде о танке-мстителе. Вот тут-то и cучилась метаморфоза. Легенда превратилась в исторический факт. Расскажу краткую суть того, что произошло в горьком сорок первом году в столице Белоруссии Минске.

В июне 1941 года на складе Наркомата обороны, расположенном недалеко от Минска, служил старший сержант-сверхсрочник Дмитрий Иванович Малько. Он занимал должность начальника склада автобронетанковых запчастей.
 
За плечами старшего сержанта к этому времени был уже богатый боевой опыт. В ряды Красной Армии Малько призвали в 1937 году. За четыре года службы в качестве механика-водителя танка ему пришлось повоевать в Испании, на Халхин-Голе. Участвовал Дмитрий Иванович и в финской компании.

Незадолго до начала войны на склад, где служил Малько, поступил из капитального ремонта средний танк Т-28. Это была довольно мощная машина с 76-ти миллиметровым орудием и четырьмя пулеметами ДТ.
 
Танк Т-28 выпускался в СССР с 1933 года. Разумеется, к 1941 году он уже морально устарел. Особенно на фоне новой боевой машины Т-34. Тем не менее на вооружении Западного Особого Военного округа ещё состоял.
 
Согласно приказу Верховного Главнокомандующего об отступлении в Могилёв было направлено танковое подразделение. Старшему сержанту Малько приказали перегнать в Могилёв отремонтированную машину Т-28, у которой даже не было экипажа.

Однако по дороге заклинила гусеница. Между катками застрял большой булыжник. Пока Малько устранял неисправность, колонна ушла довольно далеко. Сержант остался один на один со своим танком. Догонять танковую колонну было уже опасно. В небе появились фашистские штурмовики. Одинокий танк стал бы для них лёгкой добычей.

Механик-водитель решил отогнать боевую машину в ближайший лес. А вскоре на него наткнулся майор-танкист Андрей Васечкин. Они загнали танк поглубже в чащу. Пару дней танкисты бродили по округе в поиске отбившихся от своих частей солдат.
 
Им удалось встретить трёх курсантов пехотного училища, потерявшихся в хаосе июня 41-го. Майор возглавлял небольшой отряд. Васечкин оказался на редкость смелым и инициативным командиром. Он решил на танке пробиться к своим. Причём невероятно опасным способом – через уже занятый фашистами Минск.

Но это не был безумный акт отчаянного смельчака, как может показаться на первый взгляд. Майор всё рассчитал. Во-первых, несмотря на моральную старость танк Т-28 всё ещё оставался довольно мощной боевой машиной. Но главное – ст.сержант Малько хорошо знал в ближайшей округе расположение всех складов боеприпасов, ГСМ и продуктов.

Красная Армия, как хорошо известно, отступала тогда быстро, спасая людей и боевую технику. Вывозить содержимое складов не было ни времени, ни средств. По этой причине в боеприпасах, топливе и продуктах недостатка у экипажа по предположению Васечкина возникнуть не должно было.

Так оно и случилось. На пути к Минску танкистам попались несколько подобных брошенных складов со снарядами, стрелковым оружием, топливом и провизией.

В ночь на 3 июля 1941-го танк Т-28 с экипажем в пять человек направился к занятой фашистами столице Белоруссии. Ранним утром танк на полном ходу ворвалася в оккупированный Минск.
 
Как ни странно, никакого интереса к машине с красными звездами на башне оккупанты не проявили. Дело в том, что фашистам удалось захватить немало советских танков в качестве трофеев. Среди них были и исправные машины. Вот они, вероятно, и приняли этот танк за трофей.

Однако когда прозвучала крупнокалиберная пулемётная очередь, немцы всё поняли. Ошалелая от испуга группа фашистов, грузившая ящики с боеприпасами, бросилась в рассыпную. Но было уже поздно. Почти все они были расстреляны в упор.

Раздавив грузовик, танк по деревянному мосту пересек реку Свислочь, а затем по Гарбарной улице (ныне – Ульяновская) двинулся к центру города. На пересечении Советской и Октябрьской улиц (ныне это проспект Независимости и улица Янки Купалы) экипаж Т-28 увидел большое скопление вражеской техники.

Танки, бронемашины, грузовики и бензовозы стояли в несколько рядов. Немецкие солдаты беспечно плескались в реке. И тут грохнула танковая пушка. Раздалось несколько длинных пулеметных очередей. Через несколько минут перекресток полыхнул морем огня.

Голые безоружные фашисты выскочили из Свислочи. Поначалу подумали, что произошёл несчастный случай – взорвались бензовоз и боеприпасы. Они даже не заметили удаляющийся на максимальной скорости танк. А краснозвёздная боевая машина, поливая пулемётным огнем в ужасе разбегавшихся оккупантов, уже мчался по улице Советской к выезду из города.
 
 Минут через десять немцы, наконец-то опомнились. Они устроили засаду на пути следования танка. В районе Золотой Горки Т-28 попал под обстрел противотанковой батареи. Несколько снарядов угодили в корму. Танк загорелся, но еще некоторое время продолжал двигаться.

Поняв, что путь перекрыт окончательно, майор Васечкин приказал экипажу покинуть машину. Командир экипажа и один из курсантов на Комаровской развилке Минска (ныне – площадь Якуба Коласа) приняли свой последний бой.

 Они отстреливались из личного оружия до последнего патрона, и погибли как герои. А вот троим членам экипажа удалось уцелеть. Ребята с боями смогли пробиться на окраину города, и непостижимым образом уйти в расположенный рядом лес.

Имена этих героев известны. Федор Наумов попал к партизанам, где воевал вплоть до самого освобождения Минска Красной Армией. Его дальнейшую судьбу я не знаю. Николаю Педану повезло меньше. Немцы в бессознательном состоянии взяли его в плен. Всю войну он провёл в нацистских концлагерях. Но чудом выжил.

Однако за подвиг, «дезавуированный» фашистским пленом, героя наградили ГУЛАГом, где Николай и сгинул. Вот он большевистский парадокс. Русскому солдату-герою удалось в адских условиях выжить в концлагере врага, а в лагере на родной земле он погиб.

 Ярче всех судьба улыбнулась старшему сержанту механику-водителю Дмитрию Малько. Возможно, сказался предыдущий боевой опыт. Однако я полагаю, что за него вступился Всевышний. В Минске его ранило в голову осколком мины. Но Дмитрий смог выбраться из города.

Полуживого, без сознания, вблизи какого-то хуторка его подобрала белорусская крестьянка. Она выходила солдата. Какое-то время Малько бродил по лесу в поисках партизан. Однако не нашёл их. Возможно, что под Минском их тогда ещё и не было.   

Дмитрий решил пробиваться к своим. И это ему опять удалось. В районе Смоленска он перешёл линию фронта и продолжал отлично воевать. Причём не только на Т-34. Уже в качестве командира танковой роты он водил в атаки боевые машины «Черчилль», «Матильду» и «Валентайн».

К слову сказать, еще не так давно, упоминая о какой-либо технике, получаемой в СССР по Ленд-лизу, авторы всегда отмечали незначительность зарубежных поставок в сравнении с отечественным производством, а так же прескверное качество и архаичность конструкции данных образцов.

Теперь, когда борьба с буржуазными «фальсификаторами» успешно закончилась победой последних, военные эксперты уже более или менее объективно оценивают бронетехнику англо-американского производства. Между прочем, она в значительных количествах применялась в частях Красной Армии. Д.И. Малько именно на этих танках освобождал Белоруссию, Польшу и закончил войну в Кёнигсберге в звании гвардии капитана.

А вот некоторые итоги того героического рейда одинокого Т-28 по Минску. Теперь они документально подтверждены захваченными у фашистов документами. Итоги эти весьма внушительны.

Героическому танковому экипажу удалось уничтожить и повредить около 10 танков и бронемашин противника, 14 грузовиков. Он буквально раздавил 3 артиллерийские батареи. Немцы понесли немалые потери и в живой силе. «Огненный танк» уничтожил более 360 офицеров и солдат вермахта.

К сожалению, должен с прискорбием отметить, что подвиг отважных танкистов так и не был по достоинству оценен. Ни во времена СССР, ни после. Даже тогда, когда этот практически уникальный эпизод в истории Второй мировой был уже документально подтверждён.

Только в 1966 году благодаря поисковой работе энтузиастов был найден один из членов героического экипажа, человек, который провел Т-28 по улицам захваченного Минска. Им оказался скромный рабочий Минского моторного завода Дмитрий Малько. Вот он-то и поведал миру эту героическую историю. 

Героя за воистину героический подвиг наградили до обидного скромно - орденом Отечественной войны, который, кстати  сказать, тогда раздавали всем фронтовикам. Даже тем, кто провоевал пару недель в тылу. Так что по большому счету легенда об «огненном танке» так и осталась на уровне "легенды", хотя и документальной. 

Никак не увековечена и память о подвиге. Президенту Лукашенко, похоже, недосуг заниматься поиском и награждением героев. Собственно, для чего? Он и сам в героях уже давно ходит. Конкуренты ему не нужны ни в политике, ни в геройских поступках. Печально. 


Рецензии
Низкий поклон Вам за память о людях-героях.
Здоровья, радости и успехов Вам!!!
С уважением и теплом.
Евгения.

Евгения Козачок   31.10.2013 15:22     Заявить о нарушении
Лев Израилевич, я Вам буду очень признательна за сообщение названия написанного Вами рассказа о Николае Киселёве!
Хочу почитать.
Заранее спасибо за ответ!.
Евгения.

Евгения Козачок   31.10.2013 15:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгения, за отзыв.
http://www.proza.ru/2012/02/12/126

Лев Израилевич   31.10.2013 16:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.