Бахчисарай
Все таки умели раньше люди выбирать место для жилья. Место, которое выбрал для своей столицы крымский хан, мне откровенно понравилось. Здесь в ложбине между гор существует какая то особая энергетика, и ханский дворец очень органично вписался в пейзаж этой местности. Он не бросается в глаза показной роскошью, вычурностью архитектуры и другими изысками, так свойственными европейским, да и российским монархам и нуворишам. Он прост, но простота эта носит изысканный характер, предлагая прежде всего уют и удобство жизни. Территория также невелика по меркам российских императоров, все компактно, все под рукой. Не могу сказать, что из прошлого во дворце сохранилось в первозданном виде, а что является новоделом, я не специалист в этом тонком деле. Да, моему это не очень то уж и важно, главное в нынешнем виде дворец способен создать у гостя полное впечатление, что находится он в месте, которое овеяно стариной и легендами. Перед входом на территорию дворца, чуть в сторонке стоит, так называемая Екатерининская миля, столб-стела в честь посещения его более двухсот лет назад, Екатериной Великой, императрицей российской. А вот Сельсебиль или более известный под именем: "фонтан слез", тот самый, из Пушкинской поэмы, стоит не там где был сооружен изначально. Его спешно перенесли в помещение главного дворцового здания к приезду сановной гостьи, по приказу самого Потемкина. А первоначально он стоял около мавзолея: "Дюбре Диляры-Бикеч", как знак вечного оплакивания ханом, безвременной кончины любимой жены. Зачем перенесли его мы можем только гадать, но теперь он стоит здесь. И Пушкин видел его здесь, на новом месте. Поди теперь гадай новодел это или историческая истина. Лично мне все показалось достоверным и даже здания на площади, примыкающей ко дворцу, сохранились в прежнем виде. Возможно там еще живут тени придворных сановников. Правда, в реальности тут теперь работают кафе, да сувенирные лавки, а не приближенные хана. Через ров, по которому протекает речушка, по мосту попадаешь на территорию дворцового комплекса. Входишь через ворота и перед тобой замкнутый двор. Территория, хоть и не велика, но очень разумно спланирована. В центре лужайка, по периметру зеленой зоны, здания. Здесь и мавзолеи и ханские покои, гарем, естественно, с выходом в сераль, который не видно со двора. Остальные постройки также служат определенным целям. Мечеть довольно скромно стоит в углу комплекса, не довлеет над территорией, как это иногда бывает с храмами, а дополняет весь ансамбль зданий дворца, одновременно являясь его отправной точкой.
Побродив по территории ханского дворца, поглазев на его реликвии, доступные для осмотра, я отправился посмотреть, так называемый старый город. Ничего особенного он собой не представляет, если приходилось видеть поселения крымских татар. Отличие от деревни лишь в наличии туристических объектов и различных кафе с псевдотатарской кухней: пловом, мантами и вездесущей самсой. А я хотел увидеть крымских татар, так сказать в естественной среде их обитания. Не получилось. В кафе, куда я зашел, звучала только русская речь во всей красочности ее выражений, да и персонал общался между собой только на русском. Правда, в дальнем уголке появился седой аксакал, его быстро и почтительно обслужили, но из их разговора я уловил единственное слово, сказанное по татарски: утер ( садись). И еще один штрих: в час дня наши казанские мечети призывают верующих на молитву так и здесь, ровно в это время из динамиков на минаретах мечети, прозвучал азан к правоверным совершить намаз. Но я не увидел ни одного прихожанина, который бы пришел в ханскую мечеть, то ли она не действует, то ли они ходят в другую, я так и не понял. Мой сосед в Казани, каждый день в половине первого, выходит из дома и идет в мечеть. По нему часы можно сверять. А здесь ни души. Или мне это показалось? Да и сам призыв на молитву отличается от того, что используют наши мусульмане, с чем это связано я не стал вникать.
Еще со школы, Бахчисарай нам известен по уже упомянутой поэме "Бахчисарайский фонтан". Интересную роль эта поэма сыграла в судьбе города, вернее имени его. Когда выселили крымских татар, советская власть активно занялась переименованием городов и сел Крыма. Готовилась такая же участь и Баччисараю, но не случилось, Александр Сергеевич помешал. Большевикам его переименовать оказалось не под силу, поэму то не переделаешь. Правда, нынешняя жизнь нашла простой способ обыграть популярность этой поэмы гения. В центре поселка стоит памятник поэту во весь рост и перед ним стекляшка - кафе с каменным фонтанчиком перед входом и большими буквами над входом "Бахчисарайский фонтан". Так вот простенько и изящно.
Покидал я этот знаковый город со смешанным чувством. С одной стороны, вроде все просто и понятно: город живет своей жизнью, у него есть богатая история. В горах около Бахчисарая, есть даже старинный христианский храм, объект паломничества верующих. Внешне он мало чем отличается от других крымских городов, лишь только дворцовым комплексом. Вокруг такая же замечательная, красивая природа, выразительные горы и плодородная долина. В здешних горах есть даже старинный христианский храм, место паломничества верующих. Но от посещения осталось ощущение какой то неясности, даже какой то искусственности ситуации. Нет полноты картины, которую я представлял себе, немножко зная об истории этого города.
А город, тем временем живет и работает. Здесь производится очень востребованный ныне продукт,"хлеб" строительной промышленности, цемент. Это серьезное, современное производство и оно может стать неким локомотивом в борьбе со всеукраинской болезнью: надеждой на пастыря, какого то героя или царя, который придет и выведет народ из полосы нужды и лишений, даст всем счастье и достаток. Но мне кажется, даже это и случится, для такого города, как Бахчисарай, этого мало. Хотим мы этого или не хотим, не от нас зависит, но следует признать, что существует некая историческая память народа. И это не просто фикция какая то, не досужий вымысел, а вполне реальная данность и она еще проявит себя, рано или поздно, но проявит. Этот город был столицей государства, центром нации и эту роль ему как то нужно возвращать. Но это дело не мое, а крымчан в целом, всего населения Крыма и крымских татар, в частности.
Свидетельство о публикации №212041100646