Дед Горох

Не знаю , для кого как , а для меня есть две вещи в жизни , с которыми не хочется сталкиваться никогда. Это предательство и неволя. Ну, если с предательством всё более или менее ясно, хотя и оно может проявляться во множестве ипостасей, но всегда,как нож в спину, то на неволе в своём рассказе я  остановлюсь подробнее.             В конце 80-х годов прошлого столетия я , тогда ещё совсем молодой лейтенант , попал служить в далёкую северную колонию строгого режима . Само то , что режим строгий , знающим людям говорит о многом . Ни о какой демократии тогда и слышно не было , воры в парламенте тоже не заседали , так что сиделось народу нелегко . Да и народ на строгом своеобразный , первоходок практически нет , зато немалую часть контингента составляют рецидивисты , переведённые с особого режима , ставшие на путь исправления .                Таким был и осужденный Горохов Василий. Но ,т.к. ему к тому времени исполнилось 73 года , Васей его ни кто не называл. Администрация колонии и зеки звали его Дед Горох. Сколько годков отсидел , он и сам не помнил. Знаю точно , что последние тридцать лет он просидел , как говорится , без выхода. Это значит , что , получив тридцать лет назад десять лет за квартирную кражу , он совершал остальные преступления уже находясь в колонии . В его послужном списке были четыре удачных побега и пару поножовщин .За всё это первоначальный срок обрастал новыми годами неволи.             Мне , начинающему оперу ,было интересно общаться с этим маленьким , сухим стариком , морщинистое лицо которого и ,вправду, было похоже на большую высохшую горошину. Развесив уши , я часами слушал рассказы старого зека о Воровских законах , о сучьих войнах , разные смешные и не очень истории из жизни осужденных. Родных у деда Гороха не было , своей семьёй он не обзавёлся , и я исправно носил ему чай и недорогие конфеты , чему он по-старчески радовался , но старался не подавать вида.                Оперативная работа предполагает собой сбор информации об обстановке в колонии , о настроениях осужденных и многое другое . Я ни разу не позволил себе спросить Горохова ни о чём подобном . Не хотелось портить наши почти дружеские отношения . Но в особых случаях дед меня выручал. Однажды мне поступила информация , что в одной из барачных каптёрок идёт конкретная пьянка . Я опрометью кинулся пресекать непорядок , но по дороге в барак меня окликнул Горохов . Я рассказал ему , куда тороплюсь . Дед почесал затылок и посоветовал не ходить туда , мол утром разберёшься , сами придут сдаваться . Я удивился , как такое может быть ? Горохов посоветовал вызвать мне на беседу Вора , смотревшего за зоной , и обьяснил , что у того на воле родился внук , вот Вор и проставляется блатным . Я всё сделал , как посоветовал старый рецидивист . В итоге , утром у моего кабинета стояло пятеро блатарей с помятыми лицами , готовые к отправке в штрафной изолятор ! А Вор после того случая называл меня исключительно по отчеству.                Как-то ранней весной заскочил я в каморку Горохова  хлебнуть чайку . Поболтали ни о чём и  тут Горох выдаёт такое , что у меня глаза на лоб полезли !Говорит , что молодые зеки из котельной подкоп роют , да не понимают , что бежать некуда , болота расплылись кругом , ни ягод , ни грибов в лесу нет в такую пору ,вобщем , на погибель свою бегут или на новый срок. Успели мы ребят спасти и от погибели , и от срока нового , но в ПКТ* на пол-года определили.Только , прослужив немало лет , я понял , почему старый зек рассказал мне о готовящемся побеге . Люди разные в погонах ходят , многие жаждут новых званий и наград любой ценой.Могли беглецов и с другой стороны забора встретить и расстрелять при попытке побега . А дед , приглядевшись ко мне , точно знал , что я так не поступлю ! Вот так ,моими руками , уберёг Горох ребят от беды.            Наступил месяц май. Пришло время моему Горохову выходить на волю . Неделю ходил он за начальником колонии , упрашивал , чтоб его не выгоняли из зоны , т.к. ехать некуда , ни кола ни двора и не единой родной души на белом свете . Оказывается , дед и раньше в побеги пускался не из-за любви к воле , а что бы по-дольше на зоне оставаться , хотел здесь до смерти дотянуть . Наш начальник человек неплохой был . Вывел Горохова за КПП ,усадил на скамеечку возле штаба , взял его документы и пошёл оформлять деда сторожем в детский садик , там и сторожка тёплая была , даже с телевизором , и питание за счёт колонии.                День был удивительно солнечным и тёплым . Горох обпёрся спиной о стенку и зажмурил глаза . Начальник вышел с готовыми документами и потряс старика за плечо . Дед не просыпался . Наш Горох умер . Похоронами поручили заниматься мне , как единственному его другу. Похоронили Василия Горохова на поселковом кладбище , как и положено свободному человеку.


Рецензии
Мораль: хорошие люди встречаются - везде!

Антон Болдаков 2   19.10.2012 19:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.