И верность, и нежность, и духовная твердость

К стихотворению, особенно в юные годы, тянутся многие, но, увы, верны остаются своей музе только единицы. Чтобы «расчленить всю ткань своей души», как однажды выразился о труде поэта английский публицист и историк Томас Макалей, он «должен сначала обратиться в маленького ребенка». Глазами чистыми, умом исследователя и душой сострадателя всмотреться в мир и в людей и найти то единственное неповторимое слово, образ, настроение, которое и называется поэзией.
Для Елены Абраменковой, автора первого поэтического сборника «Лабиринты  твоей души», работа ума, души и сердца вылилась нежно-трепещущими строками стихов, которые объединены в девять разделов одной сквозной темой, отображающей чувства человека, стоящего на пороге душевных перемен, живущего в предощущении какого-то нового счастья, открытия.. Вместе с тем ее героиня уже прошла через серьезные душевные испытания, когда любовь, верность, доброта и справедливость для нее самой далеко не декларативные понятия.
   О чем ее стихи? О поисках истины, своего «Я» и самоутверждения, о любви и понимании друг друга. Во всех разделах, обозначенных четверостишьями-эпиграфами, прослеживаются не только временные, но и душевные перемены и переломы, через которые автор проходит как через чистилище.
И если вначале даже в заголовках стихов звучат вопросы, просьбы, мольбы: «Где ты?», «Позвони!», «К чему?», то уже во втором разделе в стихотворении «Жизнь не выкрасить мелом» делаются попытки ответить, понять и простить.
Лирический герой ее стихов  - человек неординарный, в любви он, словно свеча - то опалит жарким пламенем, то затеплится едва. Взаимоотношения двух любящих друг друга людей - эта тонкая духовная сфера в стихах Елены раскрывается во всем многообразии. Ссоры, размолвки и каскад чувств, переживаний, раздумий озвучиваются строками двух самых ярких стихотворений: «Не делай мне больно, чтобы прощенья потом не просить» и «Одиннадцать раз за сегодняшний вечер я чудом своим величаю тебя».
  Красной нитью в ее стихах проходит вечная тема: «Он и Она тянутся друг к другу, стремятся понять и принять мир таким, каким он видится каждому».
И вдруг: «Зачем столько боли? И боли ненужной. Ни мне, ни тебе». А далее рефреном строки: «Зачем столько боли? Достаточно только тепла улыбки в глазах...»
Мир для автора - это маленькая Вселенная, в которой по своим орбитам движутся две планеты - два любящих человека. Поймут ли они друг друга? Найдут ля силы, чтобы наполнить жизнь светом добра, любви и нежности? В поисках ответа снова обратимся к стихам:
Два белых крыла меня не спасут от беды.
Холодное утро раскрасит дома в белый цвет.
Я б очень хотела вернуться к тебе,
Но ты с утра погасил в своем доме свет.
Бернард Шоу однажды подметил, что поэты разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Истинно так! Бурление чувств и настроение героя этого сборника касаются особенно сферы душевных переживаний:
Ты нес свою душу, как чашу с водой,
Боясь расплескать ненароком.
Но что мне делать с твоею душой?
Ты мне объясни, ради Бога
«Лабиринты твоей души» - так пока условно можно озаглавить седьмой раздел сборника, и это будет верно отражать одну из актуальных тем современности, поскольку и здесь Елена Абраменкова пытается исследовать, говоря историческим языком, хронологию отношений двух влюбленных, когда «давно сожжены мосты» и «напрасно зови, не зови». Увы, все так просто и не просто: нечаянно оброненное слово, небрежный жест, непонимание рождают отчужденность и отстраненность друг от друга. Значит, есть время как бы со стороны посмотреть на себя, пройтись по «лабиринтам твоей души», услышать «бессловесный крик», а на прощание все-таки признаться:
Вся душа за тебя изболелась,
Словно выжжено все дотла...
Я сама себя пожалела бы,
Только мне не жалко себя.
  «Моим братьям» - так называется восьмой раздел, в котором строки так и брызжут юношеским восторгом и гордостью младшей сестры за своих обретенных братьев.
Когда чувствуешь, переживаешь, то и строчки становятся словно сердечная струна:
Нас разбросало в разных городах,
Я о тебе лишь по рассказам знаю:
Что где-то у меня есть старший брат,
И вроде я сестра ему родная.
  И снова, в завершение трудного монолога с героем, его раздумья, сомнения, надежды, утешение:
Здравствуй, мой друг,
Мой вчерашний прохожий.
Только прости, что от счастья я плачу
 Вот такая эта штука Любовь! Мучительная и светлая, горькая и отчаянная, как на улице, где нет светофоров и указателей, только любящие сердца управляют в том чудном городе, под названием Жизнь. Вслушайтесь, вчитайтесь в раздумчивые строки абраменковских стихов - в них:
Будь, любимый, всегда со мной рядом.
Солнце. Ветер, пусть даже стужа -
Мне  другого никого  не надо,
Ты единственный, кто мне нужен.
  Любовная лирика Елены Абраменковой - это особая сфера, в которой тесно переплетаются чувства человека - его страхи и опасения, восторг и ликование, отчуждение и понимание, встречи и разлуки и вновь обретение друг друга: Любовь не всегда может быть романтичной. Шаг за шагом автор ведет своего читателя к пониманию главного жизненного завета: если любишь - значит живешь!
Доверять свои мысли и чувства - для этого нужно определенное мужество!
У Елены, кроме этого необходимого для поэта качества, есть еще и прозорливость, мечтательность, оптимистичность. В 20 с небольшим лет так вдумчиво и зорко вглядываться в жизнь, в людей и мир - не каждому такое по силам.


Рецензии