Итак, мы вам счас ТракТат. О розе в Берозе
Кит Учоный выпыць добжэ С дэсь у ТёлКы Зь.
Не КраСотой ли, ЧхистоТой ВасьХохДзим?
Их воспевали поэты всех времён. Их называли дарами неба, дарами богов. И действительно: выйдешь на луг или в поле иль в лес – царство сказочное взирает на тебя, кущи райские благоухают! Нам бы хоть на миг туда, хоть вдохнуть ароматов ангельских! И, кажется, что будем мы здоровы. Но так оно и есть: цветы лечат. Лечат прежде всего нашу душу, изгоняя из чувств и мыслей всё никчемное и вселяя доброе, высокое. Так приближаемся к Тонкому Миру, к Миру Любви и Красоты. И сами утончаемся, и учимся любить…
Одним из самых древних символов любви была роза. Почему роза? Может, потому, что в самом этом слове слышалось «Ро» ( или«Ра»?) – Солнце и «За» («Заратустра») – Маг Магов. А может, оно – от «Рох» (Дух) или «Руах» (Рух, Движение) и «Закат», или «Загад» (Приказ), или «Загадка»? Не знаю, как вы, а я слышу здесь и нежное «Роса». А «Роса» в некоторых древних языках обозначает «Путь», «Восхождение». А разве не Красотой и Чистотой мы Восходим? «Молимся звуками и образами Красоты» – говорится в Учении Сердца, в Учении Новой Жизни – Живой Этике.
О розе, царице цветов, есть множество легенд и преданий. Её не зря обожествляли. В Писаниях сообщается, что её запах отгоняет злых духов и вселяет в человека уверенность и бодрость. Самые ранние упоминания о розе встречаются в древне-индусских сказаниях. В древней Индии действовал закон: каждый, кто приносил царю розу, мог просить у него всё, чего он хочет. Брамины украшали ею свои храмы. Ею усыпали путь, по которому должны были торжественно шествовать божества. Розой можно было уплачивать дань и царские подати.
Откуда роза к нам явилась, никто не знает. Но, кто из неё вышел, вы можете догадаться. Древнегреческая богиня Красоты Афродита родилась из пены морской. Индийская богиня Любви Лакшми появилась из бутона розы. А бутон этот был из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Об этом повествуют архаичные тексты Пуран. Там же говорится, что сам бог Вишну, охранитель Вселенной, увидев непревзойдённую красавицу, спящую в розовой колыбели, не удержался и поцеловал её. Так она стала его невестой и богиней Красоты, а роза – знаком божественной тайны. Для восточных народов роза священна.
Персидские поэты и учёные написали о волшебном цветке множество книг. В Иране, например, считают, что он был подарком самого Аллаха. К Нему явились все дети Флоры и попросили назначить им нового правителя. До этого им был лотос (водяная лилия). Но его посчитали слишком сонливым: по ночам он забывал свои обязанности. Аллах назначил повелителем цветов белую девственную розу с охраняющими её колючими шипами. Завидев чудную царицу, соловей от восторга прижал её к себе и поранился. Шипы вонзились в сердце влюблённого, и «тёплая алая кровь … оросила собой нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок».
Так рассказывает Н.Ф. Золотницкий в своей замечательной книге «Цветы в легендах и преданиях», вышедшей ещё в начале ХХ века и воспроизведённой репринтным способом в издательстве «Белорусская энциклопедия». По-персидски “роза” звучит как “гюль”. А сама Персия называлась поэтически Гюлистаном, садом роз. Потому что розы здесь, в странах Персидского залива, везде. В Кашмире отмечают даже праздник роз, точнее, праздник распускающейся розы. Отовсюду съезжаются молодые люди и, разгуливая по улицам с переполненными корзинами, бросают розы в прохожих. Тот, в кого попали розой, считается счастливцем и обязан чем-нибудь одарить цветочника (или цветочницу).
От персов любовь к розам перешла к туркам и ко всем магометанам. Они верят, что белая роза выросла из капель пота Магомета при его восхождении на небо. Поэтому ей приписывают очистительную силу. И ни один истинный мусульманин не позволит себе не только наступить на этот цветок, но даже, если заметит валяющийся лепесток её, то немедля поднимет его и бережно положит на чистое место. Полагают, что такой же очищающей мощью обладает и розовая вода. Поэтому, когда султан Саладин отнял у христиан Иерусалим (в 1189 году), то, прежде чем вступить в мечеть Омара, превращённую крестоносцами в церковь, приказал обмыть её всю до основания розовой водой. Так же сделал Магомет Второй после взятия Константинополя в 1453 году. До превращения храма святой Софии в мечеть он велел вымыть его снизу до верху розовой водой. Лепестками розовых роз в Турции осыпали новорожденных.
Царицу цветов воспел и великий Конфуций. Говорят также, что из 18 тысяч томов библиотеки китайского императора более 500 были посвящены розе. Она обильно росла в его садах.
Знали ли древние евреи этот цветок? Автор упомянутой книги в этом не уверен, поскольку еврейское слово «шошам», переведённое Лютером как «роза», на самом деле обозначает не розу, а красную лилию. Но, с другой стороны, по Талмуду, красная роза выросла из крови Авеля, и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день свадьбы. «Скорее всего, – полагает исследователь, – евреи ознакомились с ней лишь по возвращении своём из Египта, который, в свою очередь, ознакомился с ней не ранее седьмого столетия до рождения Христа, так как до этого времени изображение её не встречается ни на одном из египетских памятников, ни в одном из папирусов». В седьмом веке, во времена Птоломеев, стало славиться чудными розами египетское местечко Арсиное. И знаменитая царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, покрывала весь пол залы пира высоким слоем розовых лепестков. Розовые лепестки, по рассказу Плиния, сыграли свою роль и в дальнейшей судьбе Клеопатры. Во время дружеских пиршеств у римлян был обычай бросать лепестки из своих венков в вино и тот, кому их бросили, должен был выпить его в знак дружбы. Когда Антоний стал слишком подозрительным к Клеопатре, он заставил своего слугу пробовать все кушанья, подаваемые ему. Тогда в ответ на это царица приказала опрыскать сильным ядом розы из своего венка. Поклявшись в своей любви, Антоний осыпал эти лепестки в свой кубок с вином и хотел выпить его. Клеопатра вырвала чашу из его рук и сказала, что легко могла его погубить, но не может этого сделать, потому что любит. Она велела привести осуждённого на смерть раба, чтобы тот выпил отравленное вино. Моментальная кончина невольника отрезвила Антония и возвысила царицу в его глазах.
Превозносили розу и греки. О ней слагали оды Сапфо и Анакреон. Поэты пишут, что она родилась из пены, что покрывала тело Афродиты (Венеры). Завидев на ней восхитительный цветок, боги обрызгали его нектаром, который и придал ему божественный аромат. Белую розу богини тут же снесли в храм и украсили ею алтарь и окрестный сад. Роза оставалась белой до тех пор, пока Афродита не была поражена вестью о ранении вепрем её возлюбленного Адониса. Богиня в горе устремляется в рощу Пифона, где лежал любимый. Шипы от роз до крови ранят её ноги. Несколько капель их падает и на розы, и из белых они превращаются в ярко-красные. Есть и другое сказание: белая роза сделалась красной во время пира богов на Олимпе. В танце весёлом порхая, Амур нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром. Разлившись на цветущие поблизости белые розы, он окрасил их в красный цвет «и сообщил им их прелестный запах».
Конечно же, в сотворении красной розы не могла не принимать участия богиня растительности Флора. Предание гласит, что богиня растений поначалу никак не реагировала на любовь Амура и всячески избегала его. Но на то он и бог любви, чтобы добиться своего. Когда же Флора, наконец, была поражена его стрелами, он, в свою очередь, стал избегать её. От горячей любви у неё в руках родился чудесный цветок. Он был грустным и радостным одновременно. Восхищённая Флора хотела воскликнуть «Эрос!» (как звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела, и, проглотив первый слог, произнесла лишь «Рос». Росшие вокруг цветы услышали это и на свой манер окрестили новорожденную Розой.
Но кто в Амура не влюблялся? Богиня охоты Диана приревновала его к удивительно красивой нимфе Розалии. Однажды в гневе она схватила беднягу, потащила в ближайший куст терновника и изранила колючими шипами кустарника до бесчувствия. Узнав об участи возлюбленной, Амур помчал на место преступления и, обнаружив её бездыханной, в горе залился слезами. Слёзы его капали, капали на терновник, как роса, и – о чудо! – куст начал покрываться дивными цветами. В честь их чистоты и красоты творенье божье получило имя Роза.
И действительно, греки почти не обходились без роз и в горе и в радости, и даже в домашнем быту. Венками из роз, перевитыми миртами, украшали невесту. Розами убирали дверь, ведущую в её дом. Лепестками из роз усыпалось и брачное ложе. Розовые венки посылали друг другу влюблённые. Розами и венками из них греки усыпали путь возвратившегося с войны победителя. Так же украшали его колесницу. Эти цветы клали на тело и гробницы дорогих умерших. Гомер пишет, что Афродита украсила ими тело Гектора. Розами постоянно убиралась могила Софокла. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности жизни. У греков есть даже поговорка: «Если ты прошёл мимо розы, то не ищи её больше».
Вместе с тем, розу клали в урну с прахом покойника, считая, что этот цветок обладает волшебным свойством: сохраняет останки от разрушения, а запах розы приятен его душе. Кроме того, в бутоне розы греки видели символ бесконечности: он усматривался в его круглой, не имеющей ни начала ни конца форме. Поэтому на их намогильных памятниках можно было нередко встретить плотно сомкнутый бутон.
Видную роль играла роза в религиозных обрядах греков. Венками из роз украшалось чело богов и богинь. Их клали также у ног их. Особенно же любили украшать розами статую Венеры. Даже увядший цветок считался на ней чудодейственным. Самые знаменитые храмы (на островах Кирен и Родос) были окружены садами роз. Поклонение розам здесь доходило до того, что её изображали даже на монетах.
И всё же, из любви к Матушке-Земле и царице цветов, из любви к вам, мои дорогие, я не советую торопиться сразу после прочтения очерка в цветочный магазин: пусть Чистотой и Красотой Розы заблагоухает ваше сердце – этот ваш неувядаемый цветок. Её прежде всего дарите своим возлюбленным, как, впрочем, и всем окружающим. Этим вы осчастливите миллионы людей и без миллиона алых роз, про который поёт Алла Пугачёва. Ведь мы родились с вами не ради узенькой личной любви к кому-то одному, а для того, чтобы хоть когда-то осознать, что мы тоже можем благоухать и источать Покой, Любовь и Мудрость, которыми сполна одаривает богиня Венера, Царица Небесная, ставшая прототипом нашей Матери Божьей.
Из давНих ЗагсГохТоВок ВАСИЛЬКА
Свидетельство о публикации №212041200242