Ефим Копелян

Грани и кадры

12 апреля 1912 - 6 марта 1975
Народный артист СССР (1973).
Лауреат Всесоюзного Кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" (1968) - роль Саввы Морозова в фильме "Николай Бауман". Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых - текст за кадром в фильме "Семнадцать мгновений весны" (присуждена посмертно в 1976 году).

Первый пункт. Метрономный марш общей ритмики, ювелирно пронизывающей парадное досье арийского сталактитного великолепия, нордического вышколенного спокойствия и готического магнетизирующего ужаса. Это неповторимая авторская стилистика режиссера Татьяны Лиозновой.
 
Вторая составляющая – раз и навсегда проникающая в подкорку во взаимной вложенности с лиозновской стилистикой мело-продукция (музыка\часы\календарь) Микаэла Таривердиева.

Третье: чеканный портрет скромнейшего из сверхгероев нашего кино, тихого, но всепобеждающего красавца-интеллектуала – Вячеслав Тихонов в роли Исаева-Штирлица.

Без этого невозможно  представить «17 мгновений весны». Это уже музейные экспонаты, гербовые печати лучшего нашего Сериала.
 
И… («А вас, Копелян, попрошу остаться») - еще одно! Закадровый голос Ефима Копеляна, без которого метрономная бездушность гестаповской сюиты повиснет и оборвется, как струны клавикорда в душном бункере сатаны.

Голос Копеляна с его приобщающе-собранной конспиративно-глуховатой хриплинкой заполняет чересчур без него сгущено-лаконичную атмосферу картины, придавая ей совершенно новую, необычную, выигрышную акустику, без коей, наверное, не все бы получилось ТАК. И анекдоты про Штирлица – тоже.

Именно Копелян стал внешне неспешным, но внутренне щедрым транслятором мысли, голосовым камертоном сдержанной, даже скрытной психики флегматичного разведчика Исаева.

Копелян – повествовательная аура, одомашнивающий одоратор, задающий человеческую понятность и лирическую интимность, казалось бы, зловещему бытию тех, кто до «17 мгновений» казался исчадиями или показывался дураками. С тех пор мы понимаем: они такие же, просто пропаганда и манипуляция делают их не такими.

Именно закадровый Копелян задает тон Броневому, Табакову, Визбору, Евстигнееву, Плятту, Дурову, Лановому, а уж все они соавторски возвращают(или придумывают?) нам близкую, соседнюю, но иную цивилизацию, состоящую из людей по-своему умных, методичных и даже симпатичных, любящих пивко в уютном кабачке, простенькое кино и задушевную беседу. Оттого и страшнее трагедия Второй мировой: нас столкнули с людьми по-зверски, и люди сделались хуже, чем звери.

Ефиму Захаровичу не привелось вкусить заслуженный триумф – он пережил, как теперь говорят, культовый Сериал лишь на 3 года. Когда слава достигла зенита, а признание и почитание (в т.ч. посмертная Госпремия) воскурились до небес, он уже был в земле. И при жизни, судя по всему, к этой «безликой» роли относился без пиетета. Ну, в самом деле, что это за продукт – голос за кадром? А это… это искусство, доступное не многим. И Копелян, блеснувший в сей ипостаси не раз, именно здесь, в «17 мгновениях», задал эталонную высоту.

В театре диапазон его перевоплощений воистину грандиозен. В кино – не меньший (за 80 ролей). И хотя засветился на экране еще в эпоху «великого немого» («Ошибка героя», 1932), до конца дней так и не определился с  нацпринадлежностью. По фамилии – армянин, по крови – еврей, по паспорту – советский, по духу, темпераменту и лику – русский, причем, самый кондовый.

И это так. Копелян свой и для забайкальских казаков (атаман Каргин - «Даурия»), и в московском купечестве (Достигаев - «Достигаев и другие», «Егор Булычев и другие»), плюс непревзойденный Савва Морозов («Николай Бауман») с его: «Лошадям шампанского!!!". И в сибирском кулачестве… Его Кафтанов из «Вечного зова», очевидно, был и остается недосягаемым в череде персонажей подобного - волчарного, ядреного толка. Густейший замес спеси и куража, любви и ярости, барственной милости и янычарской жестокости. О, как умел Ефим Копелян на экране пить, кутить, охальничать?! Русский захолустный барин, хозяин тайги – крутёнок и удал! Такое не придуамешь, не сымитируешь. Оное должно быть в генетике…

Пожалуй, и «хохлам» угодил: чего стоит великолепный атаман Гнат Бурнаш из трилогии про «Неуловимых мстителей» или петлюровский доктор Григоренко («Старая крепость»).

На «ниве контрреволюции» также рельефно отпечатались его одесский уголовный «пахан» Филипп («Интервенция»), глава Одесской охранки князь Бобруйский-Думбадзе («Опасные гастроли»), белый генерал Ханжин («Гроза над Белой»), фельдфебель Сусликов («Балтийская слава»). Вообще, революционная тема – жирный пласт в творчестве Актера («26 бакинских комиссаров», «Свеаборг» и др.).

Впрочем, с той же убежденностью отнес бы его к интернациональному типу. Сколько колоритнейших восточных мужчин! Здесь и азербайджанский «султан»-стахановец («Старик Хоттаббыч»). И нехороший Джафар («Тайник у Красных камней»), и «серия» нерусских наркомов: Орджоникидзе («Кочубей»), Микоян («Джамбул»), Менжинский («Крах») и даже сам Л.Д. Троцкий («Залп Авроры», «В дни Октября»), равно как их дореволюционных аналогов:  Лорис-Меликов («Софья Перовская»)...

А уж иностранцев переиграл столько, что на всех пальцев не хватит. Это Гастон «Утиный нос» в «Крахе инженера Гарина», и целая когорта послов и террористов, шпионов, экстремистов («713-й просит посадку», «Как вас теперь называть», «На одной планете», «Хроника ночи»).

Он мог все. От классики (Дорн в «Чайке» или Свидригайлов в «Преступлении и наказании») до водевиля («Соломенная шляпка»).

Его многогранное творчество - классика жанра, называемого «Экранизация мировой литературы», а если шире: «Галерея сильных характеров», ибо везде Ефим Копелян был Старшой (не зря так звали его героя в «Докере»).

Действительно, в персонажах Ефима Захаровича Копеляна есть что-то невероятно располагающее, импонирующее. Иначе, в памяти и места бы не нашлось, потерялись бы. Мало ли мироедов в нашей литературе и кино (от В. Шишкова и М. Шолохова до А. Иванова и Г. Маркова)? А Кафтанов один такой! Один и Набольший! И купец-революционер Савва Морозов уже непредставим без его «лошадей с шампанским».

Вот только космонавта Копелян, рожденный 12 апреля, не сыграл.
Космос великих характеров оставил!

На снимке: в роли Кафтанова ("Вечный зов").


Рецензии
Огромное спасибо за Копеляна!
Жму руку!
С уважением,

Игорь Лебедевъ   14.04.2012 22:48     Заявить о нарушении
Игорь - взаимно.

Жму руку!

Владимир Плотников-Самарский   15.04.2012 13:01   Заявить о нарушении
Хотел бы Вас попросить, если будет время ответить сюда:
http://www.proza.ru/2012/04/08/1462
и м.б. самому написать об этом фильме!..
Свое мнение я вкратце написал, но, маловероятно, что смогу написать статью объективно, уж очень возмущен!..
С уважением,


Игорь Лебедевъ   15.04.2012 16:20   Заявить о нарушении
Я отозвался.

Смотреть вряд ли стану. Зачем, как говорится, микроскопом гвозди забивать?

С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   16.04.2012 11:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.