Знамя мира
Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.
Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.
Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»
Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.
Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.
В давние времена само течение времени мыслилось циклически. «За рождением уж смерть приходит, а за смертью вновь рождение идёт», то есть, вся история повторяется во времени. Так в гимнах древнеиндийской Ригведы победа бога – громовержца над змием может быть и в прошлом, и в будущем или в настоящем времени.
Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.
В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.
К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.
Имеется еще трактовка этого символа, относящаяся к трем мирам. В древней Индии этими тремя мирами были небо, земля и воздух между ними. А при возникновении буддизма утверждались миры: «мир страстей» - наша земля, преисподняя и мир богов; затем «мир форм» и еще более высокий «мир без форм», который был более утонченным.
И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.
Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.
И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.
Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.
И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.
И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.
Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.
В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.
Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.
Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).
Много значений имеет Знамя Мира, во многих религиях использовался его символизм. Но его значение гораздо глубже, оно сакральное. И всю глубину значения символов мы не можем считать исчерпанным. Н.К.Рерих сказал: «Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан лишь на одном фольклоре. И никто, ни одна страна, ни одна организация, ни одна религия не имеет права считать его только своим. Он принадлежит всему миру. «Знак Триединства оказался раскинутым по всему Миру», - писал Н.К.Рерих.
И еще одна цитата Н.К.Рериха: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гесер - Хана и Ригден Джапо. Он же на тамге Тамерлана Он же был и на гербе папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе святого Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении преподобного Сергия. Он же на гербе Самарканда. Он же в Эфиопии и на коптских древностях. Он же на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран тот же знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия»
В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год
Свидетельство о публикации №212041200343
Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых сокровищ». (Н.К.Рерих, ПРИВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ ЗНАМЕНИ МИРА, Держава Света, 1931 г.).
Недавно, 24 июня 2019 года, Хамовнический районный суд города Москвы рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Международной Общественной Организации Лиги Защиты Культуры (МЛЗК) о ликвидации некоммерческой организации, о признании прекратившей деятельность и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Нефея 07.09.2019 14:35 Заявить о нарушении