Мой ответ Юрию Бахареву

 
Это не рыба заливная,
Это чёрт знает что»            Из фильма «С лёгким паром»      

Уважаемый Юрий.
   
Я долго думала над вашей рецензией, хотя её трудно так назвать. Мои мемуары  «Я помню» послужили поводом, для написания Вашего письма - статьи. 

А настоящая  причина – мой короткий ответ на вопрос :»Кто хочет вернуться в СССР?»  Я уверенно ответила, что  не хочу, потому что помню и  цензуру и преследования  за несогласие…

Использовав мои мемуары, как отправную точку, вы излагаете  свои мысли по поводу современного состояния России, где звучит тоска по ушедшему. Вы ищете  виновных в том, что стало со страной. Но мысли и фразы  в беспорядке, в куче. В конце концов, вы нашли виноватых, в том, что в более позднее время  произошло с Россией.   Вы нашли их среди правозащитников, людей инакомыслящих.

 А мои воспоминания иногда позволяют уцепиться и развить свою мысль дальше. Я постараюсь ответить лишь на те  вопросы, которые касаются непосредственно моего текста. Время моих воспоминаний от 50-х  до 90-х годов уже прошлого века.

     Ваша статья написана так беспорядочно, что отвечая в Вашей последовательности ,я  невольно впала бы в Вашу  беспорядочность. Поэтому отвечаю  на некоторые обвинения, касающиеся прямо моего текста.

      Вы пишите, «что ряд  «диссидентских» публикаций финансировались зарубежными медиомагнатами, которых интересовала, прежде всего, их антикоммунистическая и антисоветская направленность.  «Издавался журнал( имеется ввиду "Континент") на средства влиятельного немецкого медиамагната  Акселя Шпрингера... и т.д.

Отвечаю:      

В 1946 г. он купил газету в Гамбурге и резко пошёл вверх. Через двадцать лет уже был медиамагнатом.  А примерно двадцать лет назад умер. Левые организации всячески ругали его (и сейчас так) а "передовые студенты" неск. раз устраивали взрывы в его офффисах в разных странах, были жертвы. В Германии есть детский благотворительный фонд имени А. Шпрингера "Милосердие к детям" (Herz f;r Kinder) который помогает больным детям, детям с врождённой патологией, или детям попавшим в аварию на дорогах, и пр.      Да, антикоммунист. Да, поддерживал  диссидентские издания "Континент", "Грани" и пр.

     Неужели Вы, Юрий, не понимаете, что критерием деятельности спонсируемых из-за рубежа изданий служит характер выпускаемой ими продукции? Правду они пишут или нет? А вовсе не то, на чьи деньги они издаются?!

Если они ведут вражескую пропаганду, государство, в котором они издаются, может легко перекрыть им кислород! За ложь их может оштрафовать суд!

Что-то я не слышала ни о чем подобном в России! Значит выпускаемая ими продукция и лояльна и правдива.

Наконец, можете Вы себе представить, что иностранные спонсоры, так называемый «госдеп» может спонсировать  издания, которые согласятся правдиво освещать события в своих странах?!  Получать «выгоду» от правдивой информации?! Возьмите Северную Корею!

 Свободная пресса не позволяет диктаторским режимам скрывать от народа правду. Например, о том, что их странам никто не угрожает, что режим нагнетает  страх, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем.

          По поводу написанного мною  о Константине К. Богатыреве, погибшем, по мнению многих, от  рук советских властей при невыясненных обстоятельствах в 1956 году, Вы нашли возможным заметить, что « почти такая же судьба, в 2000 году, настигла 78 летнего фронтовика – поэта Поженяна, когда советской власти уже не было. Как и тогда, злодеи были не найдены».
 
        Не знаю, намеренно или нет Вы делаете вид, что не замечаете разницу в роли, которую играл каждый из них в общественной жизни. Напомню.
 
       Богатырёв Константин Петрович (1925 — 1978) - российский филолог, поэт-переводчик, специалист в области немецкой литературы, был известен как принципиальный критик советского режима.  В 1951 по ложному обвинению (якобы хотел взорвать Кремль) был приговорен к смертной казни, затем расстрел был заменен на 25 лет лагерей. В 1956 был реабилитирован, после чего вернулся в Москву.

Был убит в подъезде собственного дома.  На вечере, посвященном памяти Константина Богатырева, проходившем в доме Медика в Москве в конце  восьмидесятых годов, его друзья открыто выступали с утверждениями, что поэту угрожали и к его убийству причастны органы КГБ.

          О поэте Григории Поженяне ( 1922 – 2005), которого Вы присовокупили к этому эпизоду  в моём тексте нет ни слова. Между прочим, в своем пассаже  о нем Вы указываете неверные даты.

 Вот  краткие сведения о последних годах жизни известного поэта, фронтовика. В 1972 году — совместно с В. Аксёновым и О. Горчаковым — написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин — неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

 Умер в день своего 83-летия в Москве 20 сентября2005 года ( а не в 2000, как вы указали) в ЦКБ.  Похоронен на Переделкинском кладбище.

Главное же – Григорий Поженян никогда не занимался правозащитной деятельностью.     Мало ли, Юрий, в СССР, а потом в России, было уличных убийств, оставшихся нераскрытыми?!

Я вообще не понимаю, почему Вы поставили эти два  разных события рядом.  Как говорится:"В  огороде бузина, а в Киеве дядька". Ошибочка вышла.   

 Вы приводите мои слова о том, что книга Олега Волкова  рассказывает, как (большевиками) проповедовалась «классовая ненависть и непреклонность» и далее, ничего  не говоряо Волкове, рекомендуете прочитать «Окаянные дни» Бунина.

 Притягивать сюда И.Бунина не надо. О нём разговора у меня не было, его имя в те годы еще было полузапретным. Но он Вам нужен, чтоб показать каким эмигрировавший писатель, лауреат Нобелевской премии видел возбуждённые народные лица, лица «взбунтовавшейся черни», попросту говоря- дебилов.

       Бунина «Окаянные дни» читала, знаю, как он следил во  время войны, отмечая  каждое перемещение фронтов, знаю, как зазывали его вернуться в Россию, но он не вернулся… Будем считать ,что о Бунине написано для живости текста. Не думаю, что Бунин нуждается в моей защите.

Но ведь были и другие яркие лица -литературные–Швондер, Шариков ..Так можно и до Гоголя добраться.… А Вы считаете, что таких людей нет или их мало? 

Чтоб понять Волкова, истинного интеллигента России, можно прочитать   «Погружение во тьму», книга переиздаётся, есть и другие его книги о старой Москве..

Особо хочется ответить на одно ваше замечание: « Мне кажется, Вы, иногда, применяете слишком сильные, негативные эпитеты: «попал в руки к образованному и продажному литературоведу»-Корнелию Зелинскому» Это Ваши слова. Вот мой ответ.

В рассказе о М.Цветаевой я не могла обойти этого имени. Не будь его рецензии, поэт могла бы жить. Вот материал из Википедии:

 «В 1940 году, будучи рецензентом новой книги стихов Марины Цветаевой,К.Зелинский  написал, что «поэт почти два десятилетия (и какие десятилетия!) был вне родины, вне СССР. Он был в окружении врагов…" В самих же стихах Зелинский увидел «пустоту, бессодержательность». В итоге в публикации сборника Цветаевой было отказано. О Зелинском можно ещё много  чего рассказать, но это для меня –самое важное.
 
Ещё подробно хочу остановиться на прекрасном слове ПАТРИОТ. Его замарали. Значение его изменилось. Теперь сказать «я- патриот, это значит, сказать: «а ты –  чурка, жид, чучмек!»

В годы, когда в пушкинском музее выступал  замечательный артист Заманский,  играло в обществе большую роль  объединение «Память», что сильно повлияло на отношению к слову «патриот».

 Это я пишу в ответ на ваше замечание о патриотизме, относящееся именно к выступлению В. Заманского. И не зря после его выступления вместе с актрисой, она высказалась так:

"Теперь нас назовут коричневорубашечники."

    Вы сетуете на то, что такая могучая  держава  распалась, ищите виновных.

Я считаю, что страны, созданные на насилии,  неизменно рушатся. Даже большие  империи.

Что касается цифр, обеляющих НКВД, Особые совещания, «тройки , которые Вы приводите, то они меня не убеждают. Я им не верю. В нашей стране мы привыкли к любой подтасовке статистики.

      В своей статье Вы часто говорите от имени всего народа. Народ -это люди и у разных людей разные убеждения. Мне 78 лет, у меня сложилось мировоззрение, которое не совпадает по многим  важным критериям с Вашими понятиями. Обсуждать я это не намерена.Отвечать больше не хочу, считаю это непродуктивным занятием, бесполезной тратой времени и сил, нужных мне для другой работы.   С тем и заканчиваю свой ответ Юрию Бахареву.

Это ответ на рецензию Юрия Бахарева на сборник "Я помню"
Сама рецензия Юрия Бахарева- http://www.proza.ru/2012/04/10/1237


Рецензии
Прочитал предыдущую статью о Ю.Бахареве я написал рецензию, и только после прочел данную Вашу статью, Мне кажется, что мы на одной стороне баррикады. С уважением Артем.

Артем Кресин   24.06.2012 14:00     Заявить о нарушении
Спасибо,Артём. Я не хочу с ним дискутировать. Но времени,ни желания. Вообще немного погодя я удалю всё,кроме "Я помню" , "Книжного окошка" и "Таланты и поклонница."Всё остальное не имеет значения. О Шефнере я прочла у ВАс. Однажды он
приезжал в Москву специально для встречи с моими читателями. Видела я его и в Ленинграде. Впечатление о себе оставил очень теплые. Может, когда-нибудь сумею написать.
С уважением.

Майя Уздина   24.06.2012 17:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.