Об осязаемых и неосязаемых товарах

В S-экономике [1] любые осязаемые (еда, одежда и др.) и неосязаемые (образовательные и др. услуги, онлайн-сервисы, электронные ресурсы и др.) вещи, имеющие спрос на рынке, могут стать объектами законных сделок купли-продажи (то есть - товарами).
 
И неважно, какие затраты потребовались для их производства.
Например, люди, владеющие ремеслом, специальными знаниями и навыками, могут продавать свои образовательные услуги, не тратясь (или мало тратясь) на подготовку и проведение занятий [используя разработанные ими гипермедийные учебные пособия и общедоступные средства дистанционного взаимодействия (включая Skype)].

Вчера получил очередное письмо от одного из интересующихся S-экономикой. Полагая, что ответы на его вопросы, могут пригодиться и другим, привожу далее основной вопрос (в откорректированном мной виде) и мой ответ.

ВОПРОС: как быть с такими товарами, как "услуги", "работы", "виртуальные товары [аудио и видео материалы; программное обеспечение и прочие товары, которые можно продавать длительное время (при том, что затраты на их изготовление произведены единожды). С одной стороны, S-экономика даже деньги вгоняет в правильное русло, и они превращаются, по сути, в электронные квитанции, отражающие объём имущественного права (с возможностью использования для покупки товаров, инвестирования и др.). Но вот со стороны "виртуальных товаров" видится некоторая "угроза". Получается, что такой товар может бесконечно множиться (своего рода "эмиссия товара").

ОТВЕТ:
Относительно "продаваемых услуг" и "работ": в S-экономике [1] они отнесены к товарам [см. разд. Б.8. Имущественные объекты и обмен ими].

Аудио- и видеотовары, электронные ресурсы (книги, энциклопедии, игры и др.) и услуги (онлайн-банкинг и др.), существующие в форме файлов и сервисов, - всё это тоже товары. Возможность их продажи, тратясь только на изготовление копий, поддержку и т.д. - специфика таких товаров.

На рынке любых лицензированных товаров их судьбу решает только соотношение платёжеспособного спроса и предложения.
Всё остальное (включая затраты на изготовление и др.) для покупателей имеет лишь справочный смысл.

Неосязаемые товары [англ. intangible goods] (существующие в виде файлов, онлайн-сервисов и др.) в наши дни являются объектами массового незаконного использования (включая мошеннические продажи).

E-commerce (как совокупность технологий) - вещь новая, интенсивно развивающаяся в двух противоборствующих направлениях ("честно-купеском" и мошенническом).
Проблемы мошенничества (включая подделки и незаконные продажи осязаемых товаров: продовольственных продуктов, техники и др.) вряд ли когда-то исчезнут полностью: на каждом этапе развития s-среды и e-commerce надо технологически грамотно представлять и продавать товары (осязаемые и неосязаемые).
Как это сделать - отдельная тема.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин А.В., Ильин В.Д. S-экономика: механизм хозяйствования в эпоху Интернета. М.: ИПИ РАН, 2011. – 105 с. – ISBN 978-5-902030-94-2
http://s-modeling.com/2012/02/03/351/

14 апреля 2012,
Москва


Рецензии