***

               
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ОЛОНЦА В МОСКВУ или бессистемные записки дилетанта о путях развития экономики России с лирическими отступлениями


Давно собирался провезти жену по Карелии  и показать ей свои любимые места. Нетронутая цивилизацией природа,  сохранившиеся церкви и монастыри, уникальные по чистоте озёра, неповторимость и очарование белых ночей создают особый эмоциональный фон восприятия действительности. Эффект усиливается, если человек попадает сюда из городской среды. Навестив в Великом Новгороде родственников и друзей, взяв в дорогу неизменные фото и видеокамеры, рано поутру в прекрасном настроении отправились мы навстречу приключениям. Чистое голубое небо и легкий туман предвещали на ближайшую пару дней отличную погоду.  От  Чудово путь наш пролегал через Кириши, Волхов, вдоль юго-восточного побережья Ладожского озера на Лодейное Поле. К монастырям Александра Свирского мы добрались во второй половине дня. Предыдущий раз я был здесь пять лет назад. С тех пор изменилось немногое. Потихоньку продолжалась реставрация первого из двух монастырей, того, где располагается рака с нетленными мощами основателя. В проходе ворот, на доске объявлений, призыв к посетителям с просьбой о пожертвованиях. Монахи сами ремонтными работами, по видимому, не занимаются – на крыше бойко орудовали несколько кровельщиков, в которых угадывались наемные работники из ближнего зарубежья. Вместе с нами приехал довольно большой автобус с группой паломников. На лицах людей была серьёзная сосредоточенность. Большинство из них приезжают сюда, движимые истинной верой, не только с надеждой на возможное исцеление, но и в знак уважения к деяниям преподобного Александра. На территории второго монастыря, в стенах которого расположены сразу три храма, всё осталось по старому: установленные много лет назад леса покосились, бурьяном поросли те места, где не проходят тропинки, а о восстановлении или хотя бы консервации разрушающихся церквей не идёт и речи. Удивительно то, что триста лет тому назад  нашлись силы и средства на строительство, а сегодня не хватает ни того, ни другого на реставрацию.  Есть много иных, не менее ценных и уникальных памятников нашей истории, находящихся в ещё более плачевном состоянии, но редко можно встретить в прессе, тем более на телевидении, призывы о спасении наследия, оставленного нам. Получается, никому это не нужно. Только вот забыли мы о прописной истине: без бережного отношения к прошлому очень сомнительно выглядит забота о будущем! Вот всвязи с чем вспомнил я об этой поездке: в сегодняшней прессе читаю о стагнации рынка, замедлении темпов роста экономики, оттоке капиталов за рубеж – вы и сами каждый день это слышите. Но ведь в течение четырёх лет многоуважаемые грефы, кудрины, павловские разрабатывали стратегию развития экономики, а теперь заявляют, цитирую «ИЗВЕСТИЯ» - курс правительства на реформы чётко не определён!(?) Господин Жуков в программе Владимира Познера «ВРЕМЕНА» убедительно растолковывает нам, что деньги из стабилизационного фонда нельзя расходовать ни в коем случае. Не имея экономического образования и не предлагая каких-то чудесных рецептов, хочу сказать, что мне после таких   речей высокопоставленных чиновников становится грустно. И страшно. Спросить бы у этих господ, выезжали ли они из своих кабинетов куда – либо, кроме Давоса, Парижа и Лондона? И как можно эффективно управлять страной, не зная её насущных, а не надуманных проблем? Проблем не власть имущих, больше другого озабоченных на сегодняшний день разделом «ЮКОСА», а простых смертных, проживающих далее сотого километра от Москвы. Вернемся в белые ночи Карелии, с которых началось повествование. Осмотрев два монастыря, собрались мы заехать к знакомым в Петрозаводск, да передумали – жене, не привыкшей к дальним вояжам, захотелось домой. Кратчайший маршрут проходил через районный городок Вытегру, Липин бор – небольшую деревеньку на берегу Белого озера, Ферапонтов монастырь, не заехать в который было бы неправильно, и там уже рукой подать до Вологды. К тому же не остановиться хоть на два-три часа в Ростове, том, что стоит на озере Неро, я позволить себе не мог. Ничему не учит меня личный опыт! Третий или даже четвертый раз путешествую я на автомобиле по Карелии и никак не усвою, что кратчайшая дорога, проложенная на карте, вовсе не означает таковую в действительности. Но всегда хочется верить если не в чудо, то, по крайней мере, в какие- то изменения к лучшему. «Где остановимся на ночлег?» - спросила меня жена. – Если будем двигаться такими темпами, то в Вологде – осталось около четырёхсот километров – неудачно пошутил я. С этого момента дорожное покрытие стало изобиловать выбоинами, широкими и глубокими. Перед каждой лужей приходилось сбавлять скорость до минимальной, дабы не оставить в ней колесо. За следующий час мы преодолели не более сорока километров. Далее на дороге стали появляться огромные булыжники, возвышающиеся над укатанным  щебнем. Не буду утомлять читателя перечислением всевозможных препятствий, которые мы преодолевали на протяжении последующих трехсот! километров.  На всём  протяжении нашего пути так и не встретилось ни одного места, где можно было бы остановиться на ночлег.   
А вот теперь вернёмся к рассуждениям о целях создания стабилизационного фонда. Руководствуясь какими целями нужно замораживать фантастические финансовые ресурсы, если на сегодняшний день из имеющихся 80 тысяч        километров дорог с твердым покрытием в пригодном для нормальной езды состоянии находится около 15%, а большая часть трудоспособного населения, не имеющего постоянной работы, вынуждена перебиваться случайными заработками? Сколько нужно ума, чтобы понять, что без хороших дорог не может идти и речи о развитии промышленности, освоении огромных ресурсов страны, туризма? На эти миллиарды рублей нужно закупить дорожно-строительную технику, обучить людей строить хорошие дороги и тогда вдоль этих транспортных артерий уже на свои деньги иностранные инвесторы будут возводить гостиничные комплексы, заправочные станции, заводы по переработке природных ресурсов и невесть что ещё. Не агитировать надо западный капитал, а собственным примером показывать – мы начали вкладывать деньги в свою экономику, потому что это стало выгоднее, нежели строить АЗС по Соединённым штатам. Мы строим дороги в России, как когда-то в Америке, потому что верим в возрождение страны. И не будет необходимости искать в потугах национальную идею для сплочения народа, который, как хорошо сказал Жванецкий, «…в драке не выручат, в войне победят!» И сразу же появится достойная заработная плата у сотен тысяч, миллионов людей. Сразу отпадёт необходимость сдерживать рост цен на топливо и искать причину этого роста в сговоре нефтяных монополистов, ведь если мы вступаем в ВТО, не может бензин в Европе стоить один евро за литр, тогда как у нас 15 рублей. Тогда и у людей появится интерес к жизни в целом. Много можно ещё рассуждать на эту тему, жаль только, времени на эти рассуждения у правительства и президента не осталось. Велико терпение у русского народа, но любое терпение когда-то заканчивается. Господа, хватит набивать собственные карманы, настало время принимать единственно правильные решения. Необходимо дать возможность всем, кто хочет работать, реализовать свой потенциал. Пора прекратить заниматься профанацией в Государственной думе – необходимые законы должны приниматься в течении нескольких дней! Пора и президенту применить власть к тем, кто мешает продвигаться в нужном направлении и заданном темпе. Калёным железом выжигать коррупцию на всех уровнях. Готов утверждать, что воплощение  этих простых и понятных решений вызовет настоящий, а не надуманный рост как экономики, так и реальных доходов большинства населения. И это будет только началом возрождения Великой России. 


                С уважением – С. Комахин. 2 мая 2005 года.




Рецензии