Как звали бабу-ягу?
Жена закудахтала восхищённо, а я немного обиделся, поскольку в то время «сеял разумное, доброе, вечное», и считал, что уж моя-то дочь заговорит непременно высоким «штилем». Вот те хрен – называется!
Но особенно отвлекаться не мог, потому что в это время сидел и писал в общей тетради: «в романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур – старой, уходящей дворянской и новой, демократической…». Если б я ещё и сам в это верил. А называлось всё это «подготовка к уроку».
Вот у Насти, всего два слова, а каких точных и ярких, учитывая, что она пока не ничего не понимает ни в нормальной музыке, ни в тараканах. Впрочем, как знать, как знать…
Ещё я тогда подумал: какое ёмкое и образное выражение мысли, если б я так мог начать свой урок… Подумал и забыл.
В ту пору у меня были не самые лучшие в мире ученики, а сам я был зелёным учителем, которому многое ещё предстояло узнать.
- Гасин,- вызывал я ученика к доске на следующем уроке.- Расскажи нам, пожалуйста, о проблематике романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».
Женя Гасин слыл в учительской учеником хороших способностей.
Я усаживался за стол и внимательно смотрел на выбирающегося из-за парты мученика.
- В заглавии романа, - начинал он, - явно видна борьба старого и нового…
- Так,- кивал я утвердительно головой…
- В смысле заглавия можно понимать враждебность,- продолжал Гасин,- отцы заставляют детей жить по-старому. Среди разговоров часто встречаются споры. В роли детей Иван Сергеевич Тургенев выставил Базарова. Тургенев показывал, что взгляды отцов отстали по своим размышлениям от детей…
- Что ты несешь?- Я отрывался от собственных приятных мыслей.
Женя спотыкается и неуверенно заканчивает:
- Роман был встречен его современниками, в частности, реакционной частью общества. Всё.
- Что ты городишь?- Повторяю я.- Где ты это откопал?
- Вы сами так рассказывали.
- Садись, Женя,- говорю я вздыхая.- Повторяю для тех, кто не усвоил в прошлый раз. Заглядываю в конспект:
- В романе ярко переданы споры «отцов» и «детей», представителей двух культур…
Гасину я поставил «удовлетворительно».
Таких дней было много и этот не отличался от предыдущих.
Два года спустя Настьке исполнилось три.
- Ну,- бодро спросил я,- рассказывай, что вы делали сегодня в садике?
С честными круглыми глазами она выдала:
- У нас были сегодня музыкальные занятия. Мы учили танец – под толстую музыку маршировали по всему залу, а под тонкую ходили в носочках…
- Молодцы, - сказал я.- Пойди, погуляй. – И подумал:
«Бог мой, с этой работой некогда заняться воспитанием собственного ребёнка».
Со вздохом достал из портфеля пачку сочинений:
«На этом творчество Маяковского кончается, и он переходит к поэзии».
Молодец Маяковский! Хорошо, что дальше не ушёл. Как их учить, если они ничего не читают? Почему трёхлетний ребёнок может найти нормальное слово, а мои оболтусы нет? Отчего у неё существует «толстая и тонкая музыка», а я не могу найти нужных выражний, рассказывая о поэте?
- Слушай, Настя,- спросил я у нёё, когда она вернулась домой,- а почему у тебя на шкафу в садике приклеена звездочка, как у мальчиков?
- А потому,- она сморщила нос, - потому что до меня в нём вешал свою одежду Миша Говядин… Он свою машину никому не давал, ему и дали фамилию Говядин.
- Жадина-говядина, то есть эврика. Ассоциативный метод.
С этого я и начал свой урок в седьмом классе:
- Сегодня, дети, у нас урок развития речи. Вначале я расскажу вам о памятнике Александру Сергеевичу Пушкину, который создал скульптор Александр Михайлович Опекушин. Мы посмотрим репродукции, обсудим, составим план небольшого сочинения и напишем его…
В тот же день я познакомился с результатами своей идеи:
«Многогранный облик великого поэта окружают четыре чугунных светильника…» Я закурил.
- Папа,- подлезла ко мне Настя.- А ты знаешь, как звали бабу-ягу.
- ?
- Её звали Маринка Рожина.
- Почему?
- Она плохая, стихотворение не могла рассказать, и дразнилась. Я её тоже «рожей» теперь зову…
Из школы я сбежал, отработав три года. Испугался потерять остатки сообразительности.
А Настя выросла и стала энтомологом. Специализируется на изучении нелетающих насекомых семейства тараканов.
***
Свидетельство о публикации №212041301777