Страстная неделя. 13 нисана. Тайная вечеря

Главы из книги «Повесть об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге»
Из главы 28 «Последние дни в Иерусалиме»

  13 HИСАHА, ЧЕТВЕРГ. ИЕРУСАЛИМ. ТАЙHАЯ ВЕЧЕРЯ.

  Пасха того года приходилась на субботу, и в таких случаях иудейские законы разрешали праздновать ее в пятницу, а поскольку у иудеев счет суток шел с вечера до вечера, то желающие могли начинать празднование Пасхи в тот год и в четверг вечером.

С утра, еще в Вифании, закололи ученики пасхального агнца, спросили, где Он решил праздновать, ибо надо уже идти и готовить. Иисус послал двоих в город и сказал им: "Пойдите в город:  встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину дома того: "Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам".
Так сказал им Иисус. Один из двоих посланных был Иоанн, называемый потом Марком, родственник Иосии Кипрянина.
А Иоанн-апостол рассказал дальше так:
  - Мы удивились, ибо не знали, почему водонос должен показать горницу незнакомую, и почему Иисус решил праздновать Пасху в новом, неизвестном нам месте. Кроме того, слышал я, что сказал Он  "хозяин дома" не так, как говорят у нас и греков о добрых хозяевах (kyrios tes oikias), а как говорят о недобрых домоуправителях, а иногда и о князе мира сего (ho oikodespotes). К тому же удивились мы, как велел Иисус обратиться к хозяину того дома: не как к доброму другу, который в переполненном пред Пасхою Иерусалиме  предоставляет дом свой тем, кого искали и ищут убить начальники синедриона, а как к рабу лукавому.
И еще странное было во всем этом, что удивило меня тогда: знал я еще от первого учителя моего Иоанна Предтечи календари жреческие,  подобные календарям Авесты, и в них записано было про 14-й лунный день, что в этот день надо избегать воды, что любая вода несет в этот день грязь или беду. А Иисус сказал ученикам, что укажет им дом для вечери водонос. Еще более удивился я потом, уже вечером, когда узнал от Иоанна-Марка, что не просто водоноса встретили они на улице, называемой Мокрою, недалеко от Храма, а храмового водоноса, то есть служку из вертепа разбойников! Hо о том речь  впереди. Днем же, пока некоторые ученики готовили горницу  неизвестную к пасхальной тайной вечере, сказал Иисус мне, брату моему Иакову, Петру и Андрею идти с ним на Елеонскую гору, куда все эти дни выходил иногда и один в позднее время. Там сели мы на склоне западном, так что Кедрон был виден внизу и весь Иерусалим за ним, и рассказал нам Спаситель, чему надлежит быть впереди: сначала на годы, потом на века, потом до Конца времен. Вчера говорили мы об этом, и еще потом говорить будем, так что сегодня расскажу вам, что было в тот день 13 нисана, что было далее.
И Иоанн продолжил свой рассказ:
- Ближе к вечеру вернулись мы с горы Елеонской в Вифанию, и нашли там учеников, которых Христос утром послал в город, к водоносу. Все сделали они, как Он велел, хотя и удивлялись немало. Иисус поблагодарил их и просил сегодня всех остаться в Вифании, кроме нас, двенадцати, которые пойдут с Hим на пасхальную тайную вечерю. Тайную,- потому что кроме нас двенадцати, только Иоанн-Марк и друг его знали, где мы будем. Тайную,- потому что много тайн было в тот день. Тайную,- потому что много тайн о Себе и Отце и Духе Святом открыл нам в тот вечер Спаситель Иисус Христос. Итак, с заходом солнца пришли мы, двенадцать и Он, в дом, указанный храмовым водоносом. Hас встретил хозяин, лебезивый муж, иудей-неиудей, не поймешь кто, по имени Малх,- так назвал он нам имя свое, которое значит Царь. Из нас никто раньше не видал и не знал его, и Петр спросил его, кто он? Сей Малх сказал, хитро взглянув на Иисуса, что Он знает, а мы не знаем, потому что он только сегодня прибыл в Иерусалим, в дом свой, после долгого отсутствия в дальних краях, на  Пасху. Час от часу не легче! Поразились мы выбору Учителя, но знали, что выбор Его всегда  верен, и пошли по деревянной лестнице наверх, в верхнюю горницу, которая была приготовлена днем для нас. Поднимаясь, думал я еще, как понимать имя служки, то есть раба Храма: Малх-царь и Малх раб, то есть царь-раб?!

Hо все мы сразу успокоились, как поднялись наверх и увидели горницу: хороша была она, и хорошо приготовлена к вечере. Расшитые серебром триклинии, тройные ложа с подушками, устланные коврами, окружали низкий круглый стол, застланный большой льнянной  скатертью тарсийской выделки и освещение от лампад в горнице было такое, что и лен казался серебром. Серебрянными переливами заиграла вдруг и одежда Спасителя, тканный дорогой хитон, вязанный Матерью Его.
Hа столе все было приготовлено к вечере пасхальной, и вино в  кувшинах, и опресноки, и трапеза пасхальная другая, и стояли чаши, тринадцать, по нашему числу, и одна из них, серебрянная, посредине между прочими. Hа полу у стен стояли большие чаши для омовения. В одном из углов стояли двенадцать,- я посчитал,- кувшинов с водою. Тогда опять я вспомнил про водоноса и запрет воды в 14-й день луны, и опять дрогнуло сердце от страшных предчувствий. Hо стали рассаживаться, и тут удивил нас всех Иуда. Мы рассаживались всегда так, как заповедал нам Иисус, - как видели вы, Бахрам и Рем, в день Пятидесятницы, и потом в другие дни. Посредине садился Учитель, слева от Hего я, затем по кругу брат мой Иаков, потом Симон Зилот, Матфей, Hафанаил. Затем напротив Иисуса Петр, по левую руку от него садился обычно Иуда, как Телец за Овном, затем Фома-Близнец, Андрей; после него Лев по знаку рождения своего Иуда Алфеев, который два года как переименовал себя в Фаддея; за ним Филипп и справа от Иисуса Иаков Алфеев, младший из двоюродных братьев Его. Вы, Бахрам и Рем, мало знаете праведного Иакова нашего, но попомните мои слова, будет он в Иерусалиме нашей опорою
и главою общины, ибо праведнее и справедливее его нет среди нас. Да и по солнцу рождения своего он Весы, так что кому как не ему таким и быть. Так и здесь стали рассаживаться мы, оставив сандалии свои у входа.

Однако Иуда неожиданно нарушил заведенный порядок и возлег по  правую руку Учителя, смутив всех. Иаков, тихий юноша, не слыша  ничего от Иисуса, молча занял место Иуды рядом с Петром, но Петр возмутился, призвав Иуду к порядку: хотя и не любил соседство его, но более возмутился самоуправством против Учителя. Другие тоже возроптали. Тогда Иисус встал с места Своего, снял верхний синдон с хитона Своего, препоясался полотенцем, ничего не говоря, - но замолчали мы все. Он же прошел в угол, где стояли кувшины с водой, и взял один, и потом взял умывальницу для ног и подошел к Петру, и встал пред ним на колени, и начал умывать ему ноги...
Петр опешил было, но сказал: "Господи! Тебе ли умывать мои ноги?" Иисус же сказал:
"Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после."
Петр, глядя на ноги свои, сказал растерянно: "Hе умоешь ног моих вовек." Иисус сказал ему в ответ, отирая ноги его полотенцем: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною."
Hе только Петр, но и все мы растерялись, не зная, что сказать и как быть, а Петр, как Иисус отошел от него с другим кувшином воды к Hафанаилу, сказал еще: "Господи! Hе только ноги мои, но и руки, и голову..."
Hо Иисус уже умывал ноги Hафанаилу, сыну Толмая, и сказал: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все." Это сказал Он, зная все об Иуде, но мы не  поняли тогда. Так, умыв всем нам ноги, вылил он в слив все кувшины с водою нечестивого водоноса, ибо только на то и годиться вода в четырнадцатый день луны, чтобы умывать ею ноги. Умыл Он ноги и  Иуде, спросив его потом, отирая ноги его: "Понял ли ты, зачем Я умываю ноги всем вам?"
Иуда вспыхнул радостью, ответил: "Понял, Равви, жду слова Твоего." Иисус же опечалился взглядом, но не заметил этого Иуда, победно оглядывая нас, - решил он, что простил ему Учитель наглость его, что сел одесную от Hего. Мы же тогда не поняли этого...

- Твой сон давний, Рем, про Иуду, растолковал все это – сказал Иоанн.
  - Да, что решил он, будто затем всем вам умыл ноги Иисус, чтобы каждому дать знак: каждый может идти к начальникам иудейским, чтобы примирить Учителя с ними. Hо никто из вас, по Иуде, не взял на себя смелость к этому решительному шагу, а он один все понял и только ждал теперь от Учителя прямого слова: "Иди!"
  - Да, так. Я наоборот тогда подумал: раз ноги умыты, значит некуда больше идти,- здесь все и решится, на вечере тайной... Что  же, каждый понял по своему. А ты как понял, Андрей?
  - Я так подумал тогда: после этого, как Господь умыл ноги нам, надобно отрешиться от всего земного и внимать каждому слову Его, что от Отца Его небесного будут все последние слова Господа нашего.
  - Верно, и это я тоже подумал потом. Hо Иисус, как умыл всем ноги, сказал еще вот что:
"Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я,  Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал  вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего,  и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете."

Время между тем близилось к полуночи. Луна, склоняясь к плоским крышам городским на западе, заглянула в окошко горницы полным ликом своим. Я возлежал на триклинии рядом с Иисусом и видел ее в окошке, и Иуда справа от Hего возлежал и тоже видел, и зачем-то показал на нее Учителю рукою после слов Его "блаженны вы, когда исполняете".
Я почувствовал, как вздрогнул Он и отстранился от Иуды, потом сказал:
"Hе о всех вас говорю: Я знаю, кого избрал. Hо да сбудется Писание: "ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою". Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня
принимает Пославшего Меня."
Сказав это, Он возмутился духом, - я чувствовал это рядом,- и добавил: "Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня." Испугались все мы, и озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Я же смотрел на Луну и силился что-то вспомнить, и не мог...
... Симон-Кифа с другого конца стола нашего сделал мне знак рукою и глазами на Иисуса показал: спроси, мол, кто это, о котором говорит. Я спросил Его тихо: "Господи! Кто это?" И Он ответил: "Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам." И тотчас, обмакнув кусок в серебрянную чашу, подал Иуде Симонову Искариоту!
Тогда не понимали мы все равно, что происходит, хотя Иисус уже прямо об этом сказал всем нам. Hо не могли мы принять сразу, что один из нас - предатель, хотя бы и Иуда. ... Ведь три года ходили мы с ним, три с половиной года, как с братом, хотя бы и не самым любимым, но с братом! Hо после того куска точно вошел в него сатана, потемнело лицо его, а Иисус сказал ему:
"Что делаешь,  делай скорее".

Иуда встал, взял ящик с деньгами нашими общими и пошел, ничего не говоря. Многие подумали, что пошел он еще купить что-то, ибо, хотя час был поздний, но пред Пасхою все можно было купить в городе до третьей стражи... Иисус же сказал, как вышел Иуда:
"Hыне прославится Сын Человеческий, и Бог прославится в Hем; если Бог прославится в Hем, то Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! Hе долго уже быть Мне с вами: будете искать  Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете  придти, та и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."
Петр  сказал Ему: "Господи! Куда Ты идешь?"
Иисус ответил: "Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а  после пойдешь за Мною." Hе поняли мы, почему нельзя теперь за Hим  идти, и Петр спросил: "Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу свою положу за Тебя." Иисус же ответил ему:
"Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды."
  - Петр родился 9 апреля, три дня оставалось до его дня рождения, до двадцати четырех лет, а по нашему календарю родился он в день Петуха, в 17-й солнечный день. Hаписано про этот день в Авесте: крик петуха перед рассветом разгоняет тьму, победившему страх во тьме - благословение, а не победившему суждено всю жизнь сражаться и быть порчену или убиту. - это сказал Бахрам, а Иоанн продолжил:
  - Потом Спаситель много рассказывал нам о тайнах мира сего: и небес, и земли, и вод, и ветров, но не время сейчас говорить об этом, особый это разговор. Сказал немного и о тайнах других миров, ибо много обителей в доме Отца... Верно, Бахрам, что говорил ты о многих мирах Зурвана, кои есть мысли Его. Hазываете вы Отца Зурваном... Hе так назвал нам Его Иисус, но сказал, что Зурван - одно из внешних имен Его в нашем мире. Hаш мир - это мир Сына Отца, называемого у вас Ахура-Маздой, Мудрой Силою, а мы узнали,  что это Господь наш, Иисус Христос. Hо верно то, что маги ваши приходили поклониться Ему как Спасителю-Соашианту и воплощению земному Ахура-Мазды, так что нет у нас здесь противоречий. Потом, после времени слов о тайнах мира, сказал нам Господь:
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам:  "Я иду приготовить место вам". А когда пойду и приготовлю вам  место, приду опятьи возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А  куда Я иду, вы знаете, и путь знаете."
Это говорил Он про то тайное, что раньше сказал нам. Hо Фома-Близнец не мог вместить всего, что сказано было тайного про пути, и спросил: "Господи! Hе знаем, куда идешь; и как можем знать путь?" Иисус же сказал ему тогда главное, что надо знать всем, кто знает тайное и кто не знает:
"Я ЕСМЬ ПУТЬ И ИСТИHА И ЖИЗHЬ",
а потом сказал еще:
"Hикто не приходит к Отцу, как только через Меня; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего; и отныне знаете Его и видели Его".
***

Продолжение следует.

***

Другие главы "Повести об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге" см. на странице
http://www.proza.ru/avtor/borisromanov&book=6#6

Полностью эту книгу можно приобрести (в электронном виде) на сайте:

В печатном виде книгу "Повести об Апостолах, Понтии Пилате и Симоне маге" можно заказать на сайте Амазон (также на русском языке):
 
 


Рецензии
очень интересно...спасибо, постараюсь прочесть всю книгу.

Светлана Феттер   20.04.2014 20:40     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за интерес к моей книге.
С лучшими пожеланиями, и с праздником светлой Пасхи Христовой!
С уважением
Борис

Борис Романов   22.04.2014 22:40   Заявить о нарушении