Охота как охота. Первые шаги
Кубанская охота организована в 1888 году Их Императорского Высочества Великими Князьями Петром Николаевичем и Георгием Михайловичем, заарендовавшими исключительное право охоты на пространстве около 480 000 десятин в лесных дачах Министерства Государственных имуществ и Кубанского областного свойского правления.
Здесь говорится о том важном моменте, который в дальнейшем определил судьбу этих мест. Все земли, на которых проходили охоты не принадлежали великим князьям. Не принадлежали они ни великому князю Петру Николаевичу, ни великому князю Георгию Михайловичу, ни великому князю Сергею Михайловичу. И купить их они не могли. И в собственность получить, как Боржоми не могли. Земли находились у великих князей в аренде. И все изменения в пользовании этими благодатными землями, и все проложенные тропы, и все места стоянок, благоустроенные и для других охотников ни как впоследствии им не принадлежали. На все эти земли у великих князей была только аренда. Аренда.
Границы заарендованного участка: на юге – главный хребет кавказских гор, перевал, составляющий также границу между Кубанской областью и Черноморским округом, на востоке – река Большая Лаба, на западе – река Белая, а на севере – станичные юрты у подножья Большого хребта.
Место это избрано знатоком Кавказа, бывшим управляющим кавказскими охотами и Караязским Е. И. В. В. К. Михаила Николаевича имением, покойным Францем Иосифовичем Кратким.
Прежде чем остановиться на этом выборе, он совершил несколько интересных путешествий, о которых он вкратце упоминает в статье «Кавказская охотничья фауна».
В начале восьмидесятых годов он изъездил в Тифлисской губернии бассейны рек Алгетки и Храма; в 1886 году – Черноморию от Адлера к Сухуми и к Новороссийску, побывал в прибрежном Вардане и в горах на Красной поляне, и в Романовском, под перевалом главного хребта; в том же году он ознакомился с окрестностями Ахалциха и Ардагана и, наконец, в июне и июле следующего, 1887 года, исследовал Большой Кавказский Хребет от верховьев реки Большой Лабы до реки Белой.
Результатом этого последнего путешествия и было заключение в феврале 1888 году контракта на исключительное право охоты их императорского высочества на северном склоне Большого хребта, в указанных выше пределах.
Охотой заведовал с начала ее устройства Максимилиан Францевич Носко, по происхождению чех, офицер австрийской службы в запасе. Управление охотой находилось в станице Псебойской Майкопского отдела.
В 1888 году Великие князья Петр Николаевич и Георгий Михайлович охотились с 14-го – 31-е августа между рекой Кишей (Черсь) и рекой Уруштеном, перевалили через Псеашхе на южный склон и спустились к Сочи.
Убедившись лично в невероятном обилии в пройденных ими горах, их императорские высочества ознакомились вместе с тем и со всеми трудностями охоты в этих дебрях, заключающихся главным образом в отсутствии сносных путей сообщения, даже для вьюков.
Убедившись также на опыте в некоторых недостатках организации охоты, их высочества наметили обширную программу основательного устройства Кубанской охоты. Но судьба не сулила им воспользоваться в другой раз результатами значительных затрат и хлопот по этому предмету: тяжелая и продолжительная болезнь Георгия Михайловича, перенесённая им в том же 1888 году, послужила первым препятствием к осуществлению их обширных замыслов.
Осенью следующего 1889 года заболел великий князь Петр Николаевич и, по состоянию здоровья, был вынужден впредь, за исключением одного, много двух летних месяцев, жить за границей. Товарищи по страсти поймут, какими лишениями для их высочеств представлялась необходимость отказаться на неопределенное время от устроенной ими трудной и сложной охоты в Кавказских горах и даже от обставленной всевозможным комфортом охоты на равнине.
У каждого из владельцев охоты были в охоте свои предпочтения.
Великий князь Петр Николаевич. Военный и государственный деятель, псовый охотник. Член совета Главного управления коннозаводства. В начале 1890-х годов создал в своем имени в Новом Петергофе комплектную охоту. Его псовые борзые смогли составить на садках конкуренцию не только другим псовым, но и английским борзым.
(Охотничья Россия. Под редакцией А.П. Каледина. М., 2011).
Свидетельство о публикации №212041300428