Сторожа Абхазии

В  Абхазии  мне  встретились  два  типа  собак: попрошайки  и  сторожа. Собака  попрошайка – это  избалованная  отдыхающими  скотинка, которая  бежит  за  вами, как  привязанная, путается  под  ногами, пытаясь  заглянуть  в  глаза  и  выпросить  какую-нибудь  подачку. Прогнать  её  можно  только  пинками.

Собака  сторож – это  уже  нечто  особенное. Как-то  раз, скитаясь  по  горам  Абхазии, я  набрёл  на  пастуший  кош, возле  которого  был  устроен  загон  для  скота. Два  юных  пастуха  без  особого  энтузиазма  обещали  мне  показать  дорогу  на  перевал  Доу, но  только  утром. «Там  собаки  злые,- пояснили  они,- пойдёшь  утром. Так  безопаснее».

Я  не  возражал, хотя  ещё  подумал, с  чего  бы  мне  бояться  собак? Чуть  позже  подошли  ещё  двое  пастухов. В  руках  у  них  были  ровные  палки  метра  два  длиной, а  на  поясе, хотя  и  не  кинжалы, но  длинные,  полуметровые  ножи. Оказалось, что  их  лагерь  находится  чуть  выше  по  течению  реки, как  раз  под  перевалом  Доу  и  это  именно  к  ним  будет  лежать  мой  путь  утром.

«Как  подойдёшь, там  есть  поляна. На  поляне – такое  кривое  дерево,- пастух  описал  в  воздухе  дугу,- Залезай  на  это  дерево  и  кричи. Мы  услышим, придём. С  нами  пойдёшь. А  то у  нас  собаки  злые - порвут».   

Хотя  пастух  и  говорил  серьёзно, я  понимал, что  это  он  так  шутит  с  глупым  туристом. Я  улыбался  и  кивал. Как  же, сам  шутник  и  шутки  понимаю. Пастухи  ещё  немного  поболтали  друг  с  другом  и  ушли.

Утром  два  парня, с  которыми  я  ночевал  под  одной  крышей, вызвались  идти  со  мной. Они  заткнули  за  пояса  такие  же  длинные  ножи, какие  были  у  вчерашних  гостей, и  мы  пошли. И  всё  было, как  по  сценарию. Мы  пришли  на  поляну. Возле  кривого  дерева  остановились. «Залезай»,- велели  мне. Выбирать  не  приходилось – я, как  был, с  рюкзаком  за  плечами, полез  на  дерево. Мои  провожатые  залезли  вслед  за  мной  и  стали  что-то  громко  кричать  в  окружающий  лес. Вскоре, будто  эхо, раздались  ответные  крики  и,  несколько  минут  спустя, подошли  уже  знакомые  мне,  вчерашние  пастухи. Мы  спустились  на  землю,  и  пошли  следом  за  ними. Лес  расступился,  и  мы  очутились  на  большой  поляне, по  которой в живописном  беспорядке  бродило  множество  коз.

Несколько  крупных, лохматых  собак  бросилось  нам  навстречу. Два  абхаза    тут  же  заняли  круговую  оборону – встав  к  нам  спиной, они  какое-то  время  яростно  отбивали  атаки  нападавших  псов, ловко  орудуя  своими  длинными  палками. Наконец  атаки  были  отбиты  и  мы  смогли  подойти  и  поздороваться  с  другими  пастухами, сидящими  у  костра.

Это  были  два  аксакала – типичные  горцы, какими  мы  их  обычно  представляем. Один  из  них  спросил: «Зачем  один  ходишь, рискуешь?» Я  промямлил  что-то  насчёт  того, что  так  интереснее. Старик  только  покачал  головой. Один  из  парней, с  которыми  я  пришёл, сказал: «Видал, какие  собаки! А  ты  не  верил. Ведь  не  верил  же?»  Конечно, я  признался, что  принял  их  слова  за  шутку.

Крупный, лохматый  щенок  подбежал  к  моему  рюкзаку  и  стал  точить  на  нём  свои  зубы. Взрослые  собаки  сидели  на  пригорке  и  иногда  бросали  в  нашу  сторону  свирепые  взгляды.
 
Мне  дали  на  дорогу  большой  кусок  сыра  сулугуни  и  сказали: «Ладно, иди, а  то  видишь - собаки  волнуются». Один  из  пастухов  пошёл  меня  провожать: «Так  надо. Могут  догнать». У  подножия  горы  я  пожал  ему  руку  и  стал  подниматься  по  тропе, которая  извивалась  среди  вековых  буков, круто  уходя  вверх. Оглянувшись, увидел, что  пастух  всё  ещё  сидит  у  подножия, прикрывая  моё  отступление. Поляна  с  козами  уже  едва  видна  была  сквозь  кроны  деревьев.   

И.Прицко
2011


Рецензии
Интересно, почему такие собаки злые? Может их плохо кормят или, то что видят редко
других людей...

Татьяна Крулевская   30.03.2015 21:06     Заявить о нарушении
Наверно, в тех местах иначе нельзя, Татьяна. Способ выживания. Они же сторожа и должны свою функцию выполнять. Думаю, так воспитывают специально.
Благодарю за отзыв!

Игорь Прицко   01.04.2015 11:45   Заявить о нарушении
Он на улице Ворнежской живёт там где голый пляж с боку от косы где лодки ставят.Может его собаки от нудистов защищают?!

Игорь Степанов-Зорин 2   29.04.2016 03:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.