30. ВИ. Агошков. В-Окская вольница. Куликово Поле
Увлекательных вопросов, связанных со сражением 1380 года, множество. Не вполне ясно происхождение названия «Куликово Поле». Традиционная историческая беллетристика связывает его со степными куликами — кроншнепами. Якобы эти птицы в изобилии водились в округе. Однако топонимика непрядвинских и верхнедонских областей не согласна с таким толкованием: едва ли возможно, чтобы эпитет был применен единожды — для обозначения места боя, а после сразу забыт, как и не существовал. Другую версию предложил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, вспомнивший о фольклорных «кулижках» — некоем весьма удалённом месте («у черта на куличках»).
Большинство современных учёных сходятся на том, что речь идёт просто о «кулиге». По Далю — это «ровное место, чистое и безлесое», а по «Словарю русского языка XI-XVII веков» — «участок земли на берегу реки (в излучине, по плёсу), используемый как сенокосное угодье». Причем надо заметить: в са-мых ранних летописных рассказах ни о каких «куликах» или «ку-лигах» вовсе нет ни слова, сеча просто «локализуется» у точки впадения Непрядвы в Дон. Только в «Задонщине» впервые читаем: «…сужено место межь Доном и Непра, на поле Куликове»…
Руководствуясь этими данными, стали копать и уже в XIX столетии на волне патриотического интереса к отечественным победам кое-что нашли. Основной вклад в успех изысканий внес помещик С.Д. Нечаев, чья усадьба оказалась как раз на территории вновь обретённого Куликова Поля. Основываясь на сопоставлении топонимов, местных легенд и на картах находок древнего оружия, он пришёл к выводу, что сражение произошло «на небольшом пространстве, начиная от берегов Непрядвы и впадающей в неё речки Ситки, до истока вливающихся в Дон рек Смолки и Курцы».
Основной контраргумент противников этой, канониче-ской на сегодняшний день, версии — малочисленность предме-тов, оставшихся от жестокой сечи в указанном квадрате. Это недоумение легко объясняется: в Средние века победители обя-зательно собирали все оставшееся на поле брани вооружение!
Мечи, копья, щиты и доспехи представляли большую ценность. Более того, сам факт, что какое-то количество вещей XIV века всё же обнаружено, скорее всего, означает: нашли их не на месте основного столкновения войск, а там, где преследовали бегущих. Тогда понятно: по всему пространству, где отступали татары, невозможно было собрать всё оружие.
Фото:
Осада Москвы Тохтамышем, 1382.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Dmitri_Donskoy.jpg
//Что касается названий Куликово Поле, то в Орловском крае их несколько. В Покровской волости Орловского уезда Орловской губернии было село Большая Куликовка. Город Малоархангельск стоит на реке Куликов Ржавец. Я написал статью: «Поле Куликово – поле Колоколово».
Конечно, можно было бы такое превращение объяснить мифологией, но на самом деле колоколила гулкая земля, колоколили и гремели звонкие ручьи и реки//..
Некоторые историки предполагают, что Куликовская битва проходила рядом с Москвой, где, вроде бы, имеются свои и Дон, и Непрядва, и Куликово Поле. А если что-то и не подходит, то возникают какие-то предположения. В таком случае, могла эта битва состояться и на берегах реки Неполоди – притока Оки. Нет реки Дон? А разве Ока – это не Дон?! Ведь и Ока, и Дон обозначают одно и то же понятие – река.
Историк Л.Н. Гумилёв полагал, что само «иго» — понятие фиктивное, а, следовательно, на Куликовом поле никто и никого ни от чего не освобождал. Евразийцы утверждают, что с обеих сторон в битве сражались и татары, и русские, оказавшиеся под рукой того и другого властителя. Вражда не имела, таким образом, этнической направленности, а отражала мелкие тактиче-ские цели, характерные для феодальной раздробленности.
Такую аргументацию сегодня очень приветствуют в Татарстане, выступая против любых попыток празднования юбилеев Куликовской битвы. Отголоски этой позиции можно было услышать даже из уст Президента России. И всё же, высокий политический вес сторонников этого взгляда на историю не делает его верным.
Только честный и спокойный взгляд на события прошлого способен свести на нет взаимные обиды народов со-временной РФ, привести к компромиссу, желанному для всех.
Мы должны знать, что произошло в далёком прошлом, каким и почему хотели видеть его наши предки, какой след в культуре страны оставили легенды. Сохраняя право выбирать для себя «скучную» реальность или «красивый» миф, делать этот вы-бор мы должны осознанно. И ответственно. //В сокращении/,
Андрей Петров, кандидат исторических наук.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2855/
Журнал «Вокруг Света» №9 (2792) | Сентябрь 2006.
Свидетельство о публикации №212041300795