Рандеву с Европой

               
Музей дэ-Орсе
               
Если верить советским историкам, то впервые окно в Европу прорубил ещё Пётр I. Возможно это и так. Но я в это окно никогда не лазал. Большевики ко времени моего появления на свет плотно прикрыли петровское окно, а заодно и двери захлопнули. И даже повесили на них «железный занавес».

 Так что советская  граница все 50 лет моей жизни в СССР стояла на замке. Ну, а если приплюсовать к этой ситуации ещё и государственный антисемитизм, то станет совершенно понятно, что беспартийный еврей с фамилией Израилевич не имел абсолютно никаких шансов прошмыгнуть за границу.

Ни через окно, ни через дверь, ни любым другим легальным способом. Вот по этой очень объективной причине все пятьдесят лет я и просидел за «железным занавесом» под крепким замком. Впрочем, не я один. Вместе со мной находилось подавляющее большинство советских граждан самых разных национальностей.

Попав на МТЗ, мелькнула, было, мыслишка «просочиться» сквозь мелкое сито тогдашних препон. Но дудки! Моя иллюзия испарилась быстрее, чем роса на рассвете. Так что о загранице, честно сказать, никогда всерьёз не помышлял. Что толку – если плод запретен!
 
Правда, первые пять лет жизни на исторической родине, где, как известно, никакого «занавеса» нет и никогда не было, о поездке за границу мы с супругой тоже не мечтали. Причины, конечно, были разными, но результат – одинаковым.

До 1995 года мы безвыездно находились в Израиле. И только обжившись в новой квартире, дав дочери университетское образование, и выдав её замуж, стали подумывать о выезде на отдых за пределы еврейской страны.

Формально поездку в Минск можно считать заграничным вояжем. Но по-существу то было возращение за тыльную сторону всё того же не доброй памяти «железного занавеса». А нам таки очень хотелось глянуть как там снаружи его.
 
Несколько рассказов я хочу посвятить нашим путешествиям по Европе. Точнее сказать, впечатлениям от увиденного там. А повидали мы порядочно. В том числе немало экзотического и, я бы даже сказал, уникального.

Полюбовались красотами античного, средневекового и современного зодчества. Походили по музеям. Послушали рассказы гидов. Познакомились с подлинными шедеврами мирового искусства. Погуляли по восхитительным лондонским паркам, парижским бульварам.

Поглазели на потрясающей красоты римские фонтаны. Поплавали по Дунаю и Влтаве. По Средиземному морю добрались до экзотических греческих островов Родос, Санторина и Крит, а по иорданской пустыне до Седьмого Чуда Света – Петра. Петра - столица Набатейского царства существовавшего в III в. до н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Один из красивейших и хорошо сохранившихся древних городов мира.

 Короче, информации накопилось масса. Вот меня и распирает поделиться ею. Разумеется, вряд ли я сообщу что-то ранее неизвестное. Это всего лишь мои личные впечатления. Или, если хотите, путевые заметки праздного наблюдателя. Но надеюсь, что они помогут определиться с маршрутом тем, кто в этих местах ещё не бывал.
               
До выхода на пенсию у супруги существовала проблема с отпуском. Тогда она могла отдыхать только во время пасхальных каникул. На всю праздничную неделю её контора закрывалась, и весь персонал уходил в отпуск. Вот по этой причине с 1996 по 2002 гг. мы гуляли по Европе исключительно во время «песаха» - иудейской пасхи, т.е. в конце марта или начале апреля.

Начали в 1996 году с Франции. И надо же, сразу удачно. К этому времени в солидных туристических фирмах Израиля появились филиалы, обслуживающие русскоязычное население. Обходится сервис недёшево, но того стоит.

Гид сопровождает группу буквально с первой до последней минуты поездки. Он берёт на себя разрешение абсолютно всех организационных и прочих, внезапно возникающих  вопросов.

Вплоть до походов по магазинам, кафе и ресторанам. Выполняет функции переводчика и «патронажной няни». Оставалось только прислушиваться к его толковым указаниям и по возможности их исполнять. Всё остальное образовывается как бы само собой. 
               
В первый раз мы попали за границу не через какое-то там окно времён Петра Великого, а самым, что ни на есть современным цивилизованным способом, т.е. через аэропорт. Как полноценные граждане свободной страны мы вылетели из аэропорта им. Бен-Гуриона в Тель-Авиве и через 3,5 часа приземлились в аэропорту им. Шарля Де Голля в Париже.

 В том году нам повезло. Еврейский «пейсах» совпал по времени с католической пасхой. По случаю такого редкого религиозного совпадения в самых фешенебельных отелях Парижа оказались свободные номера. Нашу группу целиком поселили в шикарном пятизвёздочном отеле «Софитель» в новом парижском районе Дефанс.
               
Этот своеобразный в архитектурном плане район французской столицы называли уже тогда Парижем ХХI века. Площадь его достаточно обширна – более 130 га. Строительство района началось давно, в 1955 году.

Причём с того, что к очередной Всемирной выставке по проекту датского архитектора Отто фон Шпрекельсена было воздвигнуто исполинское сооружение из ослепительно белого мрамора – Большая арка.
По высоте и ширине она ровно в два раза превышает Триумфальную. Ту, что у Елисейских полей. Высота боковых башен Большой арки 110 метров. Ширина – 250 м. В центре пролёта подвешен большой тент, называемый облаком.

Четыре элегантных стеклянных лифта дают возможность любителям глянуть сверху вниз подняться на смотровую площадку. Отсюда открывается чудесная панорама всего Парижа. Практически такая же величественная, как и с Эйфелевой башни. Хорошо видна главная ось французской столицы от Триумфальной арки до Лувра.
 
Выставка прошла, а циклопическое сооружение осталось. Обычные здания рядом с гигантской аркой, естественно, не могли создать логичного архитектурного ансамбля. По этой причине здесь стали реализовываться самые экстравагантные проекты зодчих, скульпторов и прочих специалистов градостроения со всей Европы.

Вообще-то, Дефанс – сугубо деловой центр. Жилых кварталов здесь нет. Зато много прекрасных небоскрёбов с фасадами из особого зеркального стекла. Это оригинальные здания чистых геометрических форм в 50-60 этажей. Среди них мне показались особо элегантными башни «Фиат», «Манхэттен», «Гэн», но особенно - необычная архитектура корпуса Национального центра техники и индустрии.

Отель «Софитель», в котором нас поселили, находится буквально в пяти минутах неспешной ходьбы от Большой арки. Отель потрясающий. В СССР в 70-80 годах мне доводилось пару раз погостить в московских люксовских номерах – никакого сравнения! В общем, первое знакомство с западным гостиничным сервисом произвело на меня и супругу самое, что ни на есть благоприятное впечатления. 
               
Недалеко от отеля расположен самый крупный в Европе пятиэтажный торговый центр. Я бы назвал его торговым городком на пяти уровнях. Впрочем, не только торговым.

Каждый этаж – это, без преувеличения, сотни, а может быть и больше магазинов, бутиков, кафе, ресторанов, салонов красоты и других заведений торговли и разного прочего сервиса. Здесь можно купить буквально всё. От швейной иголки до автомобиля самой последней модели. 
               
Наш десятидневный тур включал в себя осмотр парижских музеев, посещение Версаля, замков Луары и русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Замки Луары и русское кладбище я уже описал. Все, у кого появится интерес, могут ознакомиться в разделе «Путешествия».

Рассказывать о парижских достопримечательностях, разумеется, не буду. Дело совершенно бесполезное. Всё уже давно известно. Да и такой труд мне не под силу. А потому остановлюсь только на некоторых своих личных впечатлениях.
               
Парижские красоты я много раз видел в кино, по телевидению, на цветных фотографиях различных буклетов, журналов и книг. Тем не менее, реальный Париж потрясает. И первый раз меня трясонуло в Лувре.

Туда нас привели в первый же день тура. Свои впечатления предварю краткой официальной справкой. Лувр – это бывший дворец французских королей. Ему более 800 лет. Само по себе здание дворца представляет большой интерес. Это архитектурный памятник мирового значения.

В музей дворец был превращён ещё во времена Французской революции. А если точнее, то 8 ноября 1793 года. Именно в этот день бывший замок королевской династии Людовиков уже в качестве музея принял своих первых посетителей. Сегодня Лувр входит в число трёх самых крупных музеев мира.

Здесь собрана колоссальная коллекция экспонатов практически по всем областям человеческой деятельности, имеющей хоть какое-либо отношение к искусству. Экспонаты музея покрывают огромную географическую территорию нашей планеты. Охватывают множество стран, в том числе и уже давно исчезнувших с карты мира.

Временной отрезок тоже громаден – более 11 тысяч лет истории человеческой цивилизации. В Лувре есть залы египетской, римской и греческой античности. Залы древнего Востока, Этрусской культуры, средневекового искусства стран западной Европы.

Тут же представлены живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. И многое-многое другое. О чём более-менее образованная часть человечества давным-давно знает. Повторяться не буду. Скажу только, что Лувр вполне можно назвать энциклопедическим музеем.
               
Луврский замок огромен. Вместе с дворами он занимает 40 га. Площадь демонстрационных залов музея составляет почти 60 тыс. кв. м. Здесь демонстрируется около 6 тысяч картин периода с XIII по середину XIX веков.

Из шедевров я бы назвал картины Леонарда да Винчи, Рембрандта, Тициана, Рубенса, Рафаэля, Делакруа. Ну, и, бесспорно, две самые древние греческие статуи – Венера Милосская и Ника Самофракийская. Впрочем, всё это условно. В музее столько уникального, что определить, что называется,  «самое, самое» затрудняются даже профессионалы.
               
Основу коллекции Лувра составляют произведения искусств королевской династии, монастырей и разных прочих крупных буржуа, национализированные ещё республиканцами во времена Великой революции. Особую лепту в коллекцию музея внёс Наполеон Бонапарт.

Со всех поверженных стран французский император взимал своеобразную дань в виде местных произведений искусства. Вот таким разбойным способом французы завладели огромными сокровищами.

Теперь трофеи былых наполеоновских походов прославляют Лувр и самою Францию. Разумеется, не только они. Многое покупается на различных аукционах, торгах и у частных лиц. Пополняется коллекция Лувра и за счёт многочисленных пожертвований.
 
Ну, и последнее, в 1995 году, по словам гида, Лувр посетило более 7 млн. человек. Выражаясь фигурально, вполне можно сказать, что в том году музей навесило всё население Израиля, включая стариков, младенцев, легальных и даже нелегальных иностранных рабочих.
   
 Теперь пару слов о других музеях. Помимо Лувра в Париже есть ещё несколько не менее потрясающих музеев. Первым среди них, я назвал бы де-Орсэ. Он расположен на левом берегу Сены. На этом месте когда-то стоял дом Суда счётов.

Во время Французской революции Парижские коммунары его разрушили. Через какое-то время по проекту архитектора Виктора Лалу здесь было сооружено здание железнодорожного вокзала компании «Орлеан».

К концу тридцатых годов прошлого столетия вокзал потерял актуальность, и перестал функционировать. Шикарное строение опустело. Стало ветшать. Дошло до того, что его чуть, было, не снесли. Однако парижане запротестовали. Властям пришлось отступить.

Уже в новейшие времена, точнее в 1973 году, президент Франции Жорж Помпиду подписал указ о создании в здании бывшего ж/д вокзала национального музея искусств. Реконструкция вокзала обошлась французской казне более 270 млн. долларов и растянулись на долгих 13 лет.

Основу коллекции музея дэ-Орсе составляют произведения искусств, полученных из запасников Лувра и парижского музея «Jeu de Paume». Картины, скульптуры и прочие объекты искусства новому музею дарили и продавали коллекционеры и многие другие музеи.

Их покупали на аукционах. Доставали из многочисленных запасников. Наконец в 1986 году, всего за десять лет до нашего с супругой там появления, музей де-Орсе был торжественно открыт. К этому времени на площади в 45 тыс. кв. м демонстрировалось уже более 4000 произведений искусства.
            
И доложу Вам, к этому времени там уже было на что посмотреть и чем полюбоваться. К сожалению, всё посмотреть мы не смогли. В первую очередь из-за недостатка времени, да и физической подготовки тоже не хватило.

Правда, при посещении Парижа в следующий раз, этот пробел я частично восполнил. Провёл в музее почти полных два дня. Устал до одурения. Однако честно признаюсь, всё увидеть так и не успел. Пришлось опять оставить на потом.    
               
Концепция музея проста и понятна. На фоне истории Франции 1848-1914 гг. показана практически вся история французского искусства того же периода. Теперь это один из богатейших музеев мира. Здесь собрана крупнейшая коллекция французской живописи, скульптуры, архитектуры и мебели.

 Тут же экспозиции посвящённые киноискусству, фотографии, музыке, оформлению оперных и драматических спектаклей. И всё это в хронологическом порядке с 1848 по 1914 годы.

Музей дэ-Орсе задуман так, что он точно вписывается во временной промежуток между коллекциями Лувра и музея Современного искусства в Центре Ж. Помпиду. О нём я ещё попытаюсь рассказать. 

В де-Орсе представлено самое полное собрание картин художников импрессионистов и постимпрессионистов. Среди них Эдуард Мане, О.Ренуар, Клод Моне, Поль Гоген, А.Сислей, В. ван Гог и др. Здесь же картины многих выдающихся европейских мастеров живописи того периода.               
 
Видел я там и полотна русских художников Н.Ге, В.Серова, К. Коровина, Л.Пастернака (отца выдающегося советского поэта и прозаика). Помимо живописи и скульптуры в музее широко представлена графика, декоративное искусство, изысканная мебель, архитектура и фотография.

В здании дэ-Орсе имеется прекрасный зал, где ставятся драматические и оперные спектакли. Здесь же проходят разного рода концерты. Как правило, из репертуара периода 1848-1914 гг. В музе также проводятся ежегодные фестивали, посвящённые кино.

Правда, в отличие от Каннского кинофестиваля в дэ-Орсе оцениваются и награждаются лишь документальные фильмы, посвящённые исключительно истории кинематографа. Есть здесь и ресторан с кафе. Про ресторан ничего казать не могу. А вот кафе мы с супругой посетили. Уютное, но ничего особенного. Разве что цены.
   
Теперь пару слов о самом музее. В нём три этажа. Точнее сказать три уровня. Собственно, это всё тот же огромный вокзальный зал ожидания. Разумеется, переоборудованный. Его длина – 140 м, высота – 32 м. По обе стороны гигантской галереи сооружены террасы промежуточного уровня.

 На них расположены многочисленные выставочные залы, связанные между собой. На первом этаже находится экспозиции живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Вдоль зала – многочисленные комнаты, в которых представлены работы французских мастеров.

В каждой комнате картины одного художника. Есть залы Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Клода Моне и многих-многих других. Всё это импрессионизм. Жанр для бывшего «совка» непривычный. Но среди этого модерна позапрошлого века можно увидеть такое, что заставляет остановиться, и даже задуматься. По крайней мере, со мной такое пару раз случалось.

По другую сторону зала представлено Восточное искусство. Так называемая Восточная коллекция музея. Здесь уже напрягаться приходилось поменьше. Для осмысливания большинства экспонатов особой теоретической подготовки не требовалось.

Хотя, конечно, не могу сказать, что во всём увиденном досконально разобрался. Впрочем, такой цели мы себе и не ставили. Зато на втором этаже увидели, выражаясь на одесском жаргоне, «что-то особенного!» - изумительную мебель XIX века. Всё исключительно ручной работы. Что я могу сказать? Подлинные шедевры! Пусть не художников, но тоже величайших мастеров. Таких, вероятно, сегодня уже нет. И уж точно подобную мебель в магазине не купишь!
 
               


Рецензии
Очень интересно, Лёва, прочитал с удовольствием. Многие вещи и понятия совпали с моими представлениями. И в Минске я бывал раз 25, т.к. ездил туда в командировки. И в дэ-Орсе приходилось бывать пару раз.
спасибо за интересный рассказ.
Еще раз с Новым Годом, сладкого нового года, здоровья и 120 лет жизни.

Александр Вайнерман   04.09.2013 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за поздравления. Я так понимаю, что теперь в Москве Еврейский календарь начали признавать. Хотя и с многовековым опозданием. Но это лучше, чем ничего.

Большой привет супруге. Я часто бывал на её родине. В основном по делам служебным. В Ереване был когда-то НИИ, не помню название. Так вот с армянским учёными мы в 70-х создавали крутосклонный т-р "Беларусь"-МТЗ-82К.

На горных склонах Армении очень много террас, где существует земледелие. В то время наш трактор не имел мировых аналогов. К сожалению, после развала СССР, о чём я лично совершенно не жалею, т-р полетел в тартарары. Вместе с оригинальная с\х технологий. Я где-то писал об этом. Поройся, если заинтересует.
С уважением.


Лев Израилевич   04.09.2013 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.