Давление и уступчивость. Психология
Отношения людей, образы поведения, о которых здесь пойдет речь, можно назвать еще как ГОСПОДИН / РАБ, НАЧАЛЬНИК / ПОДЧИНЕННЫЙ, УЗУРПАЦИЯ/ПОСЛУШАНИЕ, КОМАНДОВАНИЕ / ПОДЧИНЕНИЕ.
Уступчивость имеет целью сохранение мира, доставление приятного. Человек готов работать за других, брать на себя вину ради угашения конфликтов, врать, лицемерить, жертвовать своими интересами, здоровьем, принципами, финансами. Он получает удовлетворение, чувствуя себя добрым человеком, миротворцем, хранителем домашнего очага, спасителем коллектива, защищающим всех от бурь и волнений, ценным человеком.
Но со временем при такой политике он начинает страдать от несоблюдения собственных интересов. Видя, что он может все стерпеть, с ним перестают считаться. Он теряет силы, здоровье, не имеет возможности заниматься важными и интересными для него самого делами. Не имеет отдыха и покоя. Тяжело переживает отступление от своих принципов и то, что грешит против истины и справедливости, балует ближних, способствуя их безответственному поведению.
Другая крайность - всегда и везде настаивать на своем, не считаясь с чувствами, интересами, мнением, возможностями других людей: близких в семье, сотрудников на работе, соседей и др. Такой человек добивается, чтобы все было как он считает нужным, как он хочет, как он сказал: силой, психическим давлением, битьем и угрозами, правдами и неправдами. Он определяет, что кому делать, чем заниматься, что есть и надевать.
У того, кто в детстве испытал давление на психику со стороны родителя ( например, жесткий, суровый, не терпящий возражений, уверенный в своей правоте и праве командовать отец), кто был вынужден уступать и подчиняться, в душе как бы находится сжатая пружина, готовая распрямиться при первой возможности.
Ребенок (или взрослый), оказавшийся в подобных обстоятельствах, вынужден смиряться и подчиняться. Но душа человеческая сотворена на небесах свободной и приходит в этот мир со свободной волей. В условиях же подчиненности ради выживания свободная воля проявляется неожиданно, неадекватно, неразумно, в неподходящих обстоятельствах, по отношению к посторонним людям и объектам.
Ребенок проявляет неуместное упрямство. У него возникают приступы раздражения и злости. Он бросает и ломает вещи. Слово "надо" у него ассоциируется с ненавистным принуждением, поэтому он старается избегать всё, что "надо": учебу, работу по дому. У него потребность делать что хочется. Развлечения и увлечения, не требующие приложения усилий - его любимые занятия. Так он попадает на крючок похоти.
Воспитание в авторитарной обстановке может выработать безответственные устремления: искать в жизни покровителя (например, мужа для девушки), который возьмет на себя (на которого можно переложить) ответственность за твою судьбу. Твоя задача - слушаться и угождать. У такого подхода есть свои удобства: не надо беспокоиться - устраивать свою судьбу; а если она сложится неблагоприятно, есть на кого свалить вину.
Эта проблема актуальна. Об этом свидетельствует статистика семейного насилия. По телевидению часто показывают фильмы о женщинах, нашедших мужа - покровителя и тирана. После того, как его издевательства становятся невыносимыми, потеряв все и лишившись детей, эти женщины вынуждены начать путь к самостоятельности. Укрепляют свои жизненные позиции через освоение любимой профессии, становятся финансово независимыми, учатся строить личные отношения на основе любви.
Юноша, воспитанный в авторитарной обстановке, может найти себе жизненного руководителя в лице сильной, но криминальной личности, попасть в преступную среду.
Другая крайность - самому (самой) стать узурпатором, насильником, командиром, начальником. В какой сфере, на каком поприще - это уж кто на что способен. В крайнем случае - в семье.
Но если родители потакают всем капризам и постоянно уступают ребенку, то тоже вырастает неадекватная личность - с замашками "пупа земли".
Между двумя крайностями имеется золотая середина - разумная требовательность.
Например, в обращении с животными крайностями являются жестокость, беспощадная эксплуатация, ведущие к озлоблению и взаимному отдалению людей и животных, и неразумное потакание, ведущее ко многим хлопотам со стороны человека при малой отдаче и плохом поведении братьев меньших. Прайор Карен ("Не рычите на собаку"), рассказывая о принципах дрессировки (применимых не только к животным), говорит о добром и разумном обращении, при котором животные служат человеку и сами живут в благоприятных условиях, не доставляя ему неприятностей и лишних хлопот. Учитываются их умственные способности, повадки, сильные и слабые стороны, мотивация, характер.
Лучше определить для животного его место, сделать специальные приспособления, позаботиться, чтобы у него было все необходимое, научить понимать и исполнять некоторые команды, иной раз пойти на хитрость, чем требовать от питомца невозможного, ругать и бить, а также страдать от плохого поведения обозленного или, наоборот, избалованного животного.
Аналогичная ситуация с маленькими детьми и со взрослыми людьми с расстройствами психики и ограниченными умственными способностями. Правило "не рычите на собаку" применимо всегда, когда есть вероятность спровоцировать непонимание и агрессивную реакцию. Доброта, миролюбие, вежливость, уважение, терпимость и терпение всегда помогают в общении.
Воспитанные в семье, где есть "начальник" и "подчиненные", дети переносят такое распределение ролей на жизнь вообще. "Господин" принимает на себя ответственность за "рабов", обеспечивает их всем необходимым и распоряжается ими по своему усмотрению. Задача последних задабривать его, угождать и хитрить, чтобы получить побольше материальных благ и прав при наименьших усилиях. Так люди ведут себя во всех сферах жизни: в семье, на службе, в политической и общественной жизни.
Откуда стукачество, готовность поддерживать находящегося у власти тирана, мучить и уничтожать неугодных ему, радуясь, что сам живешь благополучно?
Дедовщина в армии имеет своим началом отношения в семье. Отсюда же послушание институциональной (официальной) церкви и избегание церкви, водимой свыше.
В рассматриваемой системе отношений узурпатору, чтобы загипнотизировать, запугать и подчинить себе жертву, достаточно разговаривать властным, самоуверенным тоном, зычным голосом. Многие люди на это "ведутся" . Некоторые колдоватые личности постоянно прибегают к такому блефу, добиваясь от окружающих того, что им нужно. Но, как говорит народная мудрость, "молодец среди овец, а против молодца и сам овца".
Необходимо преодолевать ложные крайние образы поведения. Действовать разумно, наперекор гипнозу, как если бы у тебя не было условного рефлекса на командный тон. Только не годится превращаться из овцы в волка. (март 2011г.)
Свидетельство о публикации №212041401154
Светлана Сидорова-Мустафина 18.04.2012 18:58 Заявить о нарушении
Тамара Осина 19.04.2012 09:15 Заявить о нарушении
Тамара Осина 20.04.2012 11:28 Заявить о нарушении
Светлана Сидорова-Мустафина 26.04.2012 22:01 Заявить о нарушении