Воздухоплавание и авиация. НЛО-1. Часть 6-11-6-2

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ И АВИАЦИИ. НАЧАЛО КОСМОНАВТИКИ. НЛО-1. Дайджест (до 1700 г.). Часть 6-11-6-2.

Появление человека на территории Мексики относится к эпохе верхнего палеолита (20—15 тыс. лет до н. э.). Примерно с середины 1-го тыс. до н. э. в Центральной и Южной Мексике стала складываться т. н. средняя культура, характеризовавшаяся переходом к оседлости, развитием земледелия, ремёсел, искусства и религии. На такой же стадии к 4—7 вв. н. э. находились индейские племена, населявшие бассейны рек Рио-Гранде и Колорадо; они жили родовым строем с элементами матриархата. В начале нашей эры в северо-западной части Центральной Америки обитали племена майя. Со временем центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где в 10 в. возникли города-государства, достигшие высокой степени цивилизации, — Чичен-Ица, Майяпан, Ушмаль. Соседями майя были ольмеки, сапотеки, тотонаки и др. В Центральной Мексике во 2-й половине 1-го тыс. н. э. высокого развития достигла культура тольтеков, оставивших после себя большие города с монументальными сооружениями и скульптурой. Тольтекская цивилизация была уничтожена в начале 2-го тысячелетия воинственными племенами науа. Среди них были и ацтеки, которые основали Теночтитлан (современный г. Мехико), а в 15 в. подчинили своей власти всю Центральную Мексику. Основой хозяйства у ацтеков являлось земледелие, значительного развития достигли ремесло, строительная техника, изобразительное искусство, ацтеки имели свою письменность. В 15 — начале 16 вв. они находились на стадии постепенного перехода к классовому обществу.  (БСЭ).

В древний период (до 16 в.) среди народов Мексики наибольшими научными знаниями обладали майя. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, владели позиционной системой счёта и понятием нуля. Для проведения сложных вычислений применялось счётное устройство типа абака. Майя создали солнечный календарь и систему летосчисления, получившие распространение у тольтеков, ацтеков и др. народов Мексики. Они умели вычислять с большой точностью продолжительность солнечного года и лунного месяца, рассчитывать солнечные и лунные затмения; сооружали специальные здания для астрономических наблюдений. Им были известны планеты. Практические успехи были достигнуты и в медицине, особенно в диагностике, хирургии, фармакологии; при сложных операциях применялись наркотические средства, в лечебной практике использовалось более 400 растений. Колонизация Мексики Испанией нанесла самобытной культуре индейских народов невосполнимый ущерб. (БСЭ).

В древний период (до 16 в.) на территории Мексики развивается ряд художественных культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мексиканского залива; ольмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религиозные и культурные центры, города в центральной области М. (Теотиуакан; Тахин — культура тотонаков; Чолула и Тольян — культура тольтеков; Теночтитлан — культура ацтеков), на Ю. страны (Монте-Альбан — культура сапотеков и миштеков; Митла — культура миштеков), на Ю. и на полуострове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица — культура майя). В древнем градостроительстве М. выработались приёмы геометрической планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле — 440 м), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразительное искусство, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаических культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойственное культуре раннерабовладельческого общества; в изображениях пантеона древнемексиканских религий объединяются символические мотивы с антропоморфными изображениями и фантастическими образами. (БСЭ).

Тольтеки, индейский народ языковой группы науатль. В 8 в. н.э. тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство, охватившее центральные и северные районы Мексики со столицей в Серро-де-ла-Эстрелья, а затем в Тольяне (современная Тула). В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана и Шочикалько. Главным божеством был Кецалькоатль. (БСЭ). (Р. Кинжалов).
В 10 в. военные отряды тольтеков подчинили отдельные группы майя на Юкатане и в горной Гватемале, где находились крупные города государства майя — Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан, Кумаркаах, Ишимче и др. (БСЭ). (Р. Кинжалов).
 
Во второй половине 12 в. новое нашествие с севера воинственных племён, среди которых были и ацтеки, положило конец владычеству тольтеков в Мексике. (БСЭ). (Р. Кинжалов).
Ко времени испанского завоевания (16 в.) тольтеки давно стали легендарным народом; им приписывались все культурные достижения прошлого. Культура тольтеков оказала значительное влияние на формирование культуры ацтеков. (БСЭ). (Р. Кинжалов).

Сохранившиеся памятники архитектуры и скульптуры тольтеков поражают монументальностью и суровым величием. Ступенчатая пирамида в Тольяне была украшена рельефами (воины, орлы, ягуары), а крыша храма наверху поддерживалась 4 колоссальными (высота 4,6 м) массивными каменными фигурами воинов. Военные темы в искусстве тольтеков преобладали; распространены также фигуры полулежащего бога с чашей для жертвоприношений. (БСЭ). (Р. Кинжалов).

АЦТЕКИ (астеки, науа; исп. aztecas), индейский народ. Другие названия — теночки и мешика. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

История ацтеков, как и других народов центральной Мексики, до прихода европейцев известна по их преданиям, записанным испанскими и индейскими хронистами (Б. Саагун, Д. Дуран, Ф. Альварадо Тесосомок, Ф. де Альва Иштлильшочитль, А. Д. Чимальпаин, Х. Баутиста Помар, Д. Муньос Камарго и др.) уже после конкисты. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Ацтеки (самоназвание — астека), - наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков — науатль, принадлежит к большой группе ютоацтекских языков. (БСЭ).
Ацтекский язык, науатль, науа, - язык народности ацтеков. Принадлежит к ютоацтекской группе языков. Распространён в Мексике, предположительно, с 6 в. (связано с появлением племени науа). В 14—16 вв. — язык цивилизации ацтеков с зачатками письменности (пиктография с элементами иероглифики). (БСЭ).
 
Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. (БСЭ).
 
Согласно древней легенде, ацтеки первоначально жили на острове Астлан на западе современной Мексики. От названия острова произошло и наименование народа. Об этом древнейшем периоде цивилизации ацтеков почти ничего не известно. В 12-13 вв. они пришли в Мексиканскую долину, долгое время воевали с местными племенами и переходили с места на место. Наконец, в середине 14 в. ацтеки основали поселение Теночтитлан на берегах озера Тескоко. (Диск «Большая детская энциклопедия. История»).

Ацтеки пришли на Мексиканское нагорье с севера, из легендарной страны Астлан. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней. (БСЭ).

Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики — тольтеков, сапотеков и миштеков. Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. (БСЭ).
 
В 14 в. ацтеки основали поселение Теночтитлан (современный г. Мехико). (БСЭ).
 
В 1427 г. ацтеки в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и Центральной Мексики. (БСЭ).

В результате социально-экономического расслоения в 15 в. у ацтеков образовалось раннеклассовое государство: существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло. Основными с.-х. культурами у ацтеков были маис, бобы, хлопок, какао, табак, томаты. Домашних животных (кроме собак) ацтеки не имели. (БСЭ).

В 15 в. ацтеки вместе с соседними племенами создали Тройственную лигу, которая к началу 16 в. подчинила себе всю Мексиканскую долину и соседние территории, при этом влияние ацтеков в лиге настолько возросло, что они  уже не считались с мнением союзников и самостоятельно принимали решения. Если бы в начале 16 в. в Мексику не пришли испанские конкистадоры, ацтеки могли бы создать могущественную империю. (Диск «Большая детская энциклопедия. История»).

Вся верховная власть была сосредоточена в руках военачальника и жреца. Первоначально ими были два вождя, избиравшиеся на племенном совете, в любое время совет мог сместить вождей и назначить новых. Позднее эти должности стали передаваться по наследству, затем вся власть сосредоточилась в руках императора. (Диск «Большая детская энциклопедия. История»).
 
Главными богами ацтеков были бог войны Уицилопочтли и бог дождя и земледелия Тлалоку. В городе Теночтитлан им был посвящен Большой храм, представлявший собой две одинаковые и соединенные между собой пирамиды. Рядом с ними находился круглый храм Кецалькоатля, одного из главных богов американских племен. Богам ацтеки приносили человеческие жертвы. В городе в период его наивысшего расцвета проживало от 200 до 300 тысяч жителей, здесь находились дворцы императора и высшей аристократии, государственные учреждения, школы, храмы и ритуальные сооружения. (Диск «Большая детская энциклопедия. История»).

Письменность у ацтеков представляла собой рисунки-пиктограммы, позже они заимствовали у майя иероглифическое письмо. Законы ацтеков были очень суровыми. Самым тяжким преступлением считалось пьянство. Пьяницу имели право убить собственные родственники, если заставали его в бесчувственном состоянии. Смертная казнь ожидала воров и прелюбодеев. За клевету отрезали губы и уши. (Диск «Большая детская энциклопедия. История»).

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Они кочевали на территории современной Северной Америки. По легенде, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал ацтекам-индейцам, чтобы они обосновались там, где увидят такую картину: орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Скитаясь в южных землях Северной Америки почти 130 лет, они увидели то, о чём говорил им бог солнца. В 1325 г. они основали город на западном берегу озера Тескоко и назвали его Теночтитлан, что в переводе означает «место колючих кактусов». Озеро было богато рыбой и водоплавающей птицей, на берегу водилось много дичи. По другой версии, город назван в честь вождя Теноча. В 1337 к северу от Теночтитлана основан город-спутник Тлателолько, где обосновались ацтеки, отделившиеся от племени. (Материал из Википедии).

Согласно легенде, бог Уитцилопочтли велел обосноваться теночкам (мешикам) там, где они увидят орла, сидящего на кактусе со змеёй в когтях. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

После долгих странствий ацтеки в 1325 г. основали город на одном из островов озера Тескоко в западной части долины Мехико на высоте более 2000 м над уровнем моря. (БСЭ).

После долгих странствий ацтеки в 1325 г. основали город Теночтитлан. Поначалу находились в зависимости от соседних государств. Были на службе у правителя г. Аскапоцалько, завоевывая для того соседние земли. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

ТЕНОЧТИТЛАН (Tenochtitlan), - город (14-16 вв.), столица государства ацтеков (на месте современного Мехико). (БСЭ).

Столица ацтеков Теночтитлан, выстроенная на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков — 4-гранные каменные пирамиды, строго геометричные по форме храмы (с остатками рельефов и росписей). В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия. (БСЭ). (Р. Кинжалов).
 
Теночтитлан (Tenochtitl;n), в 14 — начале 16 вв. крупный город в долине Мехико, столица государства ацтеков; согласно легендам, основан в 1325 на острове в западной части озера Тескоко. Размеры городища достигали около 7,5 км2. Город был прорезан многочисленными каналами и соединялся с материком посредством трёх дамб с подъёмными мостами. Т., имевший регулярную планировку, делился на 4 района (Куэпопан, Теопан, Мойотлан и Астакалько), а каждый район — на 5 кварталов. В центре Т. были расположены монументальные храмы (Главный — высотой 30 м) и дворцы правителей и знати; в черте города существовали особые поселения ремесленников — Амантлан и др. Во время испанского завоевания Мексики Т. был полностью разрушен (1521) и на его развалинах основан г. Мехико. (БСЭ).

Теночтитлан (Tenochtitl;n), в 14 — начале 16 вв. крупный город в долине Мехико, столица государства ацтеков; согласно легендам, основан в 1325 на острове в западной части озера Тескоко. Размеры городища достигали около 7,5 км2. Город был прорезан многочисленными каналами и соединялся с материком посредством трёх дамб с подъёмными мостами. Т., имевший регулярную планировку, делился на 4 района (Куэпопан, Теопан, Мойотлан и Астакалько), а каждый район — на 5 кварталов. В центре Т. были расположены монументальные храмы (Главный — высотой 30 м) и дворцы правителей и знати; в черте города существовали особые поселения ремесленников — Амантлан и др. Во время испанского завоевания Мексики Т. был полностью разрушен (1521) и на его развалинах основан г. Мехико. (http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Теночтитлан).

Теночтитлан (кл. ацт. Ten;chtitlan) — нахуанский (англ.)русск. альтепетль (город-государство), находившийся на месте современного города Мехико. Был основан примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, в 1521 году был разрушен испанскими конкистадорами под руководством Эрнана Кортеса. (Материал из Википедии).

Теночтитлан — столица государства ацтеков, находившаяся на месте современного города Мехико. Основана около 1325 г. на острове, посреди солёного озера Тескоко, близ более древнего поселения Тлателолько. К эпохе испанского завоевания оба города слились в одну огромную островную столицу (около 1000 га) с населением около 100 тыс. чел. Теночтитлан был соединён с берегом дамбами, которые сходились на центральной площади, где находился главный храм ацтеков в честь богов Тлалока и Уицилопочтли (высотой свыше 30 м). Вокруг него располагались дворцы правителей, украшенные скульптурой и росписями. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/13742).

В 1325 году племя мешиков (или теночков), известное в дальнейшем под именем ацтеки, основало на острове город, названный в честь вождя Теноча, приведшем их сюда. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры, как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр, со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Город Теночтитлан был столицей ацтекской империи и располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак). Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи.
Центр долины Мехико. Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

Воинственный народ ацтеков создал свою империю в Мексике незадолго до вторжения испанцев-конкистадоров. Сами ацтеки населяли Теночтитлан (современный Мехико) и его окрестности. Этот город имел регулярную планировку, дамбу для защиты от наводнений, водопровод. Храмы, по обычаю, утвердившемуся в Мезоамерике со времен Теотиуакана, строились на грандиозных пирамидах из необожженного кирпича. Дворцы имели сложную внутреннюю планировку. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

В 1428 г. вместе с воинами городов Тескоко и Уэшоцинко ацтеки разгромили г. Аскапоцалько. Образовали коалицию с соседними народами акольхуа (г. Тескоко) и тепанеками (г. Тлакопан). Вели войны с другими народами науа, а также с отоми на севере, уастеками и тотонаками на востоке, сапотеками и миштеками на юге и тарасками на западе. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Территория города Теночтитлан была заметно расширена в правление Монтесумы I (1440-69). Тогда была насыпана плотина для защиты от наводнений, возведены каменные пирамиды, храмы и дворцы, спланированы улицы, проведен водопровод. (БСЭ).

Роль Теночтитлана в союзе трех городов возрастала. Другие правители продолжали расширять границы ацтекских владений. В некоторых случаях на землях побежденных народов размещались колонии ацтеков. Было создано политическое объединение, простиравшееся до берегов Мексиканского залива на востоке и Тихого океана на западе. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Основу существования ацтеков составляло продуктивное поливное земледелие на чинампах, полосах земли длиной несколько десятков метров и шириной до 10 м, вдающихся в воду канала. Они укладывались слоем травы, тростника и ила; при необходимости осуществлялся полив. Чинампа долго сохраняла плодородие, на ней можно было получать урожай несколько раз в год. Главной возделываемой культурой была кукуруза, выращивали также много видов фасоли, перцы и др., из технических культур — хлопок. Разводили пчел, а также кошениль на одном из видов кактуса. Ацтеки разводили индюков, гусей и уток, держали собак.
Несмотря на решающую роль в хозяйстве ацтеков продуктивного земледелия, они унаследовали от своих предков навыки собирателей. Об этом свидетельствует, в частности, использование магуэя (вид агавы). Ствол служил строительным материалом, колючки — иглами, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон — ткани и бумагу, из сока изготовляли сладости и хмельной напиток. Испанский хронист Б. де Лас Касас, один из первых историков завоевания Америки, перечислил в своей «Апологетической истории» более двух десятков применений магуэя. Во время ежегодных перелетов птиц ацтеки били много уток, гусей и др. пернатой дичи. В озерах и протоках ловили рыбу. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Ацтекские ремесленники мастерски обрабатывали камень, ткали, шили одежды, делали украшения, возводили здания, обрабатывали медь, золото и серебро — как холодной ковкой, так и плавлением (они умели сплавлять золото с медью). Весьма ценились сложные головные уборы и плащи из разноцветных перьев. Ацтеки также прославились изготовлением мозаичных изделий, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. Были искусными мастерами скульптуры. Сохранилась огромная статуя богини Коатликуэ, лишь отдаленно напоминающая человеческую фигуру. Наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов сохранились полные суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Америки, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали рисунками растений, птиц и рыб. Хорошо была организована торговля, караваны в составе торговцев, носильщиков и стражи отправлялись далеко за пределы ацтекских владений. Торговля была как меновой, так и посредством общих эквивалентов (зерен какао, кусочков хлопковых тканей, медных топориков или ножей серповидной формы, трубочек из перьев птиц с золотым песком). (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или бумагу из магуэя. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

В жизни ацтеков большое место занимала война, главной целью которой был захват пленников для жертвоприношений; поэтому пленников не обменивали и не освобождали. Основным оружием был лук со стрелами с наконечниками из камня, кости или кремня и обсидиана. Ацтеки использовали также копьеметалки и деревянные мечи с режущими обсидиановыми вкладышами. Защитным оружием служил плетеный щит и — у знати — панцирь из хлопка и деревянный шлем. У представителей высшей знати панцирь мог быть сделан из золотых пластин. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей — таковы были данные примерно через 100 лет после его основания. А спустя ещё 100 лет город вырос до 13,5 квадратных км и до 212 500 жителей (по другим данным 350 000 и даже до 500 000 жителей). Это означает что к 1500 году это был самый большой город на земле. В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от рек и озёр. (Материал из Википедии).

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В центре города находился ритуальный центр, окруженный защитной стеной Коатепантли («змеиная стена»). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях. (Материал из Википедии).
В центре города были построены два главных 30-метровых храма (Темпло Майор) в виде пирамид: для богов Уицилопочтли и Тлалока. Тлалок был богом воды и дождя. На этих храмах-пирамидах ацтеки совершали жертвоприношения. Они вырезали у живого человека сердце каменным (обсидиановым) ножом.               
Ацтеки жили в небольших одноэтажных постройках, сделанных из прутьев, ила, глины. В таких маленьких домиках жили целые группы людей, выполнявших какой-то один вид работы. Каждый клан селился отдельным жилым массивом. Но правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных большими, красивыми садами. Их дворцы располагались поближе к храмам. Простые люди, наоборот, селились подальше от храмов.      
В городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Главный акведук брал начало из источника на холме Чапультепек. (Материал из Википедии).

Примечательными в городе были дома знати. Некоторые из них были такими большими, что часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Но самым удивительным местом был дворец правителя. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху. Правитель Теночтитлана и его знать жили в центре города, вблизи ритуальных сооружений. Остальное же население жило по окраинам города группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работ и их родственников. Каждый клан селился отдельным жилым массивом, состоявшим из одноэтажных домов. Дома эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из кирпича. (Материал из Википедии).

С берегом город связывали 3 широкие дороги-дамбы по числу городских ворот: на север в Тепейакак, на юг в Истапалапу и в Койоакан, на запад в Тлакопан и в Чапультепек. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).
 
В центре города ацтеки закладывают площадку, на которой в дальнейшем был построен ритуальный центр. Здесь не было жилых помещений - только храмы, главным из которых был Великий Храм, на котором жрецы совершали жертвоприношения богам. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Великий Храм. Высота храма - 45 метров. Храм строился постепенно - ацтеки каждый раз над прежним сооружением надстраивали новое, тем самым делая его выше и массивнее. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

В городе было развито сельское хозяйство, несмотря на то, что он стоял на воде. Ацтеки создавали целые полосы плодородной земли, используя ил и водоросли. Эти искусственно созданные поля назывались чинампы. Чинампы отличались исключительной плодородностью (иногда урожай снимался 7 раз в год), и ацтеки умели и любили выращивать на них много пряностей и цветов. Также они выращивали на этих полях много разнообразных овощей. Всё это они отвозили на огромный рынок в центре Теночтитлана, который вмещал от 25 до 100 тысяч человек. (Материал из Википедии).

Ацтекские мастера славились своим умением обрабатывать камень. В обработке металлов применяли не только холодную ковку, но и плавление… Столкнувшись с жестокой практикой бытовавших у ацтеков жертвоприношений, европейцы активно уничтожали все памятники этой культуры, поэтому из всего обилия ювелирных и других декоративно-прикладных изделий сохранились лишь ничтожные крохи. Теночтитлан был разрушен и на его месте заново отстроен Мехико из камней столицы ацтеков. Ацтеки изготавливали род бумаги из волокон магуэя, у них была письменность. Сохранилось несколько образцов их поэзии.
(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

«Камень солнца» («Ацтекский календарь») — памятник ацтекской скульптуры 15 в. Найден в 1790 г. в Мехико. Хранится в Национальном музее антропологии. Мексика. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

В начале 16 в. площадь Теночтитлана составляла около 12 км2. По разным подсчетам, в то время в городе насчитывалось от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч жителей.
C сушей город был соединен тремя длинными насыпными дорогами с подъемными мостами через каналы; эти дороги соединяли Теночтитлан с соседними городами. По одной из этих насыпей шел каменный водопровод, поставлявший в город пресную воду. По городу проходили узкие мощеные улицы и каналы, которые также служили транспортными артериями. Две большие перпендикулярно расположенные улицы делили город на четыре района. У каждого из районов был свой ритуальный и административный центр.
В центре города располагался квартал, окруженный крепостными стенами. Здесь находились храмы главных богов, жилища жрецов и других служителей. Самым высоким был храм, посвященный богу войны Уитцилопочтли.
Храмы, как и другие постройки в городе, возводились на платформе, представлявшей собой усеченную ступенчатую пирамиду. Она была из необожженных кирпичей и облицована каменными плитами. Крутые лестницы пирамиды ограничивались каменными балюстрадами, заканчивавшимися у подножья изображениями головы пернатого змея. На вершинах пирамид находились храмовые помещения и жертвенный камень.
Поблизости от центрального квартала стоял дворец правителя. В нем, помимо жилых покоев правителя и его жен, также размещались залы заседаний военного и государственного советов, казарма, склад с оружием, помещения для гостей и обслуживающего персонала, мастерские, хранилища для собранной дани и др. Там же находились бассейн и зверинец.
Вокруг центра города располагался пояс усадеб с участками возделываемых земель. Этот пояс отличался правильной планировкой улиц и каналов. Еще один, внешний, пояс усадеб был с меньшей плотностью застройки, с менее регулярным расположением построек и с большими участками обрабатываемых земель.
Стены хижин рядовых общинников и бедноты были из плетня и глины, жерди крыши покрывались листьями агавы. Дома знати и богачей возводились на облицованных камнем платформах для защиты от частых наводнений. Стены жилищ из необожженных кирпичей или известняковых плит покоились на каменном фундаменте, плотно связанная обрешетка кровли из тонких жердей покрывалась штукатуркой. (БСЭ).

С 1503 г. ацтеками правил Монтесума II; он был пленен испанцами и убит во время сражения в 1520 г. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).

Город ацтеков Теночтитлан располагался в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 году, этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Империя ацтеков, ко времени испанского завоевания, распространилась на большую часть современной Мексики. Каждый город, подчинённый ацтекам, должен был выплачивать дань правителю Теночтитлана. Кодексы ацтеков рассказывают о колоссальном количестве всевозможных продуктов, поступавших из провинций. Индейцами Мезоамерики были одомашнены и культивированы такие культуры как авокадо, какао, хлопок, маис, маниока, папайя, красная фасоль, фасоль сейва, тыква, картофель, помидоры и кукуруза; причём основной культурой была кукуруза, культивация которой началась 7000 лет назад (длина стержня початка тогда составляла 2,5 сантиметра).
Помимо вышеперечисленных продуктов, в качестве дани поступали: военные доспехи, головные уборы, щиты, одежда, бумага, гончарные изделия, тростниковые циновки, драгоценные камни, ювелирные изделия, бирюзовые и каменные маски, изделия из перьев, серебро, золото, шкуры и многое другое, а также рабы. Подобные поборы нередко приводили к восстаниям в провинциях, которые были жестоко подавляемы ацтеками. Простые люди города Теночтитлана тоже платили своему правителю нечто вроде налога в виде части своего урожая, выловленной рыбы, изделий своего ремесла и т.п. Кроме того, они должны были участвовать в разнообразных общественных работах - например, строительстве храмов, - а если надо, то и воевать за своего правителя в качестве простых солдат.
Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говориться о том, что ацтекские земледельцы создавали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, называемые чинампами, разделялись каналами, а их края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными по краям деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото. Чинампы были очень плодородными, а культуры, выращенные на них, потом свозились на рынок в Теночтитлане, в район под названием Тлательолько.               
Рынок в городе, по описанию испанцев, был очень большой и хорошо организованный, с огромным разнообразием товаров. Для каждого вида товаров там было отведено своё особое место, и все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. (Материал из Википедии).

Теночтитлан был крупным административным, ремесленным и торговым центром. Испанцы, вошедшие с Кортесом в Теночтитлан в 1520 г., были поражены великолепием города. (БСЭ).
В 1519—21 г.г. ацтеки были завоёваны испанцами. (БСЭ).

Испанцы, приплывшие в Америку в XVI веке, были поражены богатством городов ацтеков, их красотой и великолепием. Эрнан Кортес со своими солдатами и союзниками-индейцами вошёл в город 8 ноября 1519 года, но 1 июля 1520 года был вынужден бежать. (Материал из Википедии).

В 1521 г., в течение трехмесячной осады, испанцы разрушили его почти до основания; на его месте и из его камней возведен г. Мехико. (БСЭ).

Испанцы снова атаковали город 4 июня 1521 года. Теночтитлан пал спустя 70 дней после начала осады, 13 августа. Император ацтеков Монтесума II был убит, город — разрушен. Было убито 200 000 жителей города. Завоеватель города ацтеков Эрнан Кортес объявил город владением короля Испании. С Теночтитланом пала и империя ацтеков (прекратила свое существование в 1520—22 годах). (Материал из Википедии).

В 1521 г., после трёхмесячной осады войсками Э. Кортеса, Теночтитлан пал. Пожары и разрушения почти полностью уничтожили столицу ацтеков. На её руинах испанцы выстроили город Мехико — центр вице-королевства Новая Испания. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/hist_dic/13742).

Испанский завоеватель Эрнан Кортес 13 августа 1521 года, после 70-ти дневной осады, объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Во время испанского завоевания Мексики Теночтитлан был полностью разрушен (1521) и на его развалинах основан г. Мехико. (БСЭ).
 
Мехико был заложен на месте основанного в 1325 г. ацтеками г. Теночтитлана после разрушения его в 1521 г. испанскими завоевателями. Стал столицей колонии Новая Испания. (БСЭ).

Мехико (M;jico, M;xico), столица Мексики, был заложен на месте основанного в 1325 г. ацтеками г. Теночтитлана после разрушения его в 1521 г. испанскими завоевателями. (БСЭ).

В южной части долины Анауак находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

Испанцы, завоевавшие Теночтитлан, были поражены, увидев, насколько сильно развита торговля у ацтеков. Ацтеки были превосходными торговцами. Все товары на рынках Теночтитлана проходили тщательный осмотр, прежде чем попасть на прилавок. Испанцы утверждали, что денег у ацтеков не было. Покупатели обменивались своими товарами с продавцами. Иногда расплачивались за товар бобами какао. Жуликов и воров, если они попадались, жестоко наказывали. (Материал из Википедии).

"Наконец, мы покинули рынок и вошли в громадные дворы, окружавшие главный храм. Каждый из них много больше рынка в Саламанке, окружён двойной стеной, выложен большими гладкими плитами. Всюду величайшая чистота, нигде ни соринки, ни травки", - таково первое впечатление о центре, оставленное Берналем Диасом. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

После завоевания Теночтитлана испанцами, они с религиозным остервенением разрушали все строения, таким образом разрушая неугодную их богу языческую культуру.
В разрушении испанцы очень преуспели - каменные блоки храма использовались для постройки католического Собора, а сам Великий Храм (точнее то, что от него осталось) был найден лишь в XX столетии. (http://mesoamerica.narod.ru/fototeno.html).

Впоследствии каменные блоки Великого храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне — четверо держали за конечности, один — за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представлениям ацтеков, бога, приобщало к самому богу. Полагают, что в год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Лечение включало в себя как магические средства, так и практические навыки. Они умели править сломанные кости, останавливать кровь, сшивать раны. Знали разнообразные лечебные свойства растений. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями: ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней. Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений.
Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл. (http://www.panam.ru/main/history/7.html).

Для записи исторических событий, календарных и астрономических явлений и связанных с ними ритуалов, а также для учета земельных дарений и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко. (http://www.panam.ru/main/history/7.html). (Э. Александренков).

Теокали - (от ;;;;: — бог, и ;;;;; — жилище) — название, данное археологами памятникам религиозной архитектуры древних обитателей Центральной Америки толтеков и ацтеков. Эти сооружения представляют собою по большей части четырехгранные усеченные пирамиды, обращенные своими сторонами правильно на С, В, Ю и З. Обыкновенно пирамида состоит из нескольких уступов, образующих террасы, или же имеет идущий вокруг нее спирально или зигзагом подъем на вершину; в первом случае одна крутая лестница — или четыре, по одной с каждой стороны — ведут на верхнюю площадку пирамиды, где высится самое святилище, в котором находились идолы божеств и алтарь для жертвоприношений. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Теокали в Гватуско. Теокали в Тусапане. (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

Теокали стояли среди обширных дворов, обнесенных стеною; там же находились, жилища жрецов и постройки для потребностей культа. Подобных памятников сохранилось доныне довольно много, хотя и в полуразрушенном состоянии. Во время пришествия испанцев в Мексику существовало огромное количество теокали во всех пунктах этой страны. В одной столице ее, Теночтатлане, их было до 2000, в том числе 7 или 8 колоссальной величины. Торквемада насчитывал их во всех бывших владениях Монтесумы до 40000. Некоторые из теокали, дошедших до наших дней, относятся к VII и VIII вв. по Р. Х. Особенно любопытны пирамиды, находящиеся близ Сан-Хуана де-Теотигуакана (в 50 км к С от Мексико, при железной дороге из этого города в Вера-Крус); одна из них (Тонатиуг-Итзакальская) имеет в каждой стороне основания 193 м и вышину в 50 м. Ширина Холульской пирамиды у ее подошвы равняется 405 м в каждую сторону, а вышина — 49 м. Папантлакское теокали в Вера-Крусе состоит из семи террас, отделенных одна от другой широкими, сильно выступающими вперед карнизами, 36 м в каждой стороне основания и 25 м вышины. Ср. Lord Kingsborough, "Antiquities of Mexico" (Лондон, 1831); J. D. von Braunschweig, "Ueber die altamericanischen Denxm;ler" (Берл., 1840); M.-E. Rivero у J.-D. de-Tschudi, "Antiguedades peruanas" (Вена, 1851). (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

По заказу мексиканского правительства художник Диего Ривера запечатлел Теночтитлан в серии замечательных фресок. Эти фрески, изображающие жизнь ацтеков до прихода испанцев, украшают внутренний двор Дворца правительства в Мехико. На них присутствуют сцены явления Кетцалькоатля, идентичного богу Кукулькану майя. Встречаются также оперенные и летающие змеи, нарисованные такими, какими они описываются в преданиях. Бог Кетцалькоатль, держа в левой руке скипетр, восседает на змее, парящей на синем небосводе. (Эрих фон Дэникен «По следам Всемогущих»).

Продолжение: http://proza.ru/2012/06/11/467.


Рецензии