Страстная седмица. История прекрасной сказки


Два тысячелетия назад человечество придумало прекрасную,  может быть  лучшую  сказку  про человека,  который открыл важную для людей истину  и пожертвовал жизнью, чтобы люди в нее   поверили.  Человека звали Иисус Христос из Назарета. 
И хоть многие считают эту историю былью,   большой разницы тут нет.  Став взрослыми, мы продолжаем верить в Золушку и в перерождение гадкого утенка, хотя знаем, что  гуси не разговаривают, а тыква никогда не превратится в Мерседес Е-класса.  Это я к тому, что  смысл христианства, на мой взгляд,  не столько в вере, сколько в нравственности. 
Так вот в канун Пасхи я хочу заступиться за эту сказку, потому что РПЦ,  пораженная стяжательством  и угодничеством, сделала все, чтобы  трагическая история сына плотника из Назарета  перестала волновать вменяемых  людей,  а церковный звон стал  вызывать только раздражение.   Но не будем  забывать,  что и Пасха и сам Иисус -  это не отечественное изобретение и не собственность  РПЦ,  хоть мы и празднуем  Пасху и другие праздники  отдельно  от всего мира. Бог с ними, с нашими иерархами,  с их часами и квартирами,  они исчезнут как нанопыль,  а вот вечные ценности добра,  справедливости и всепрощения останутся в веках. 
Тут представлен фильм о  жизни А.Т.Гречанинова, одного  из величайших духовных композиторов,  которого наша церковь тоже не очень  любила. Поначалу я полагал, что его не любила за духовную музыку  власть, вроде бы  проповедовавшая атеизм, но потом понял - чепуха, в его травле государство и РПЦ были заодно.  Они не любили его за то,  что он хоть и уехал, но не сгинул за границей в безвестности,  а был там принят, признан и любим, а его духовные сочинения исполняются на торжествах коронованных особ всего мира.  Его не любили за  то, что он не стеснялся писать и католическую музыку,  ведь Бог един, какая разница. Да он  и мусульманскую писал - и  ничего. А, главное,  он  выступал за то,  чтобы церковные обряды служили просвещению народа, а нашей церкви это ни к чему,  ей нужны исключительно смирение и покорность.  Мало ли какие крамольные мысли  может навеять прихожанам музыка  иноземного диссидента Баха?   Нет уж, пусть лучше в церкви гундит что-то невнятное полупьяный дьячок.
Все это я отлично почувствовал, когда снимал этот фильм.  Когда, скажем,  скульптор Гриша Потоцкий - просто так, от сердца вылепил бюст Гречанинова, отлил его за свои деньги в бронзе, а  московские власти еще и потребовали за установку этого бюста  какие-то несметные деньги  (это к юбилею-то композитора!), после чего Гриша подарил свою работу Русской Парижской консерватории, одним из основателей которой был Гречанинов.  Когда потрясающая женщина Ольга Томпакова,  продала концертный рояль и на эти деньги издала первую у нас в стране книгу о Гречанинове,  а  Первый канал ТВ, которому я по старой памяти предложил поучаствовать в создании этой программы и который потом послал куда подальше, все пытался устроить себе под эту передачу какие-то заграничные поездочки.  Гадость.
Вообще, судьба его творчества в России после отъезда в 1925 году  -   это готовый роман,  полный подлости и благородства. Как наши деятели культуры не стесняясь крали его мелодии,  он же далеко,  а в это время Америка, его третья родина  (второй был Париж), с детским восторгом отмечала все его юбилеи в Карнеги-холле. А на родине  даже профессионалы  были уверены, что Гречанинов,  автор более чем тысячи произведения, среди которых  симфонии, оперы и  огромные  духовных произведения, - писал только детские этюды.  Но больше всего меня поразила РПЦ, которая без всякого божеского стеснения выжимала деньги за съемки в храмах!  И еще фонд культуры, который предложил мне перезахоронить прах А. Гречанинова, потому что, как они честно признались, под это дело есть бабки и очень хочется съездить в Америку.   Фантастика! Так что стоит ли упоминать, что почти все его огромное музыкальное наследие  роскошно издано на Западе, а у нас есть  лишь несколько дисков. И что вот этот фильм, снятый к юбилею без копейки государственных денег, наше тошнотворное ТВ, включая даже канал про как бы культуру,  не захотело показать даже бесплатно. 
Впрочем, плевать, вся эта муть и мерзость сгинет, а искусство останется, оно вечно.  Александр Тихонович хоть и родился в православной  семье,  но сам больше верил в  разум и в великую силу искусства. И потому свое, наверное, лучшее духовное сочинение  -  "Страстную седмицу",  он посвятил замечательной  истории Воскрешения великого человека, принявшего мученическую смерть не за иконы  и богатые поповские рясы, а за наше с вами будущее. 
С праздником!


Рецензии