Артур Пинк. Великая перемена

ВЕЛИКАЯ ПЕРЕМЕНА
Артур Пинк
 http://www.the-highway.com/greatchange_Pink.html

"Исследуйте Писания" (Иоан. 5. 39), "соображая духовное с духовным" (I Кор. 2. 13). Именно к этому мы стремимся в наших работах, где мы попытались свести воедино некоторые аспекты чуда благодати и той великой перемены, которая прежде всего занимает наше внимание. Отчасти мы имеем в виду, что Бог открывает людям глаза, чтобы они обратились от тьмы к свету (Деян.26.18), отчасти - что Он судит их совесть (Рим.7.9) и дает им новое сердце (Иез.36.26). В одних случаях подчеркивается, что Он подчиняет волю (Пс.50.3), в других – что Он пленяет наши суждения и мысли в подчинение Христу (2 Кор.10.5), и пишет закон Свой в наших умах и сердцах. В некоторых случаях чудо благодати представляется завершенным делом (1 Кор.6.11), в других великое изменение рассматривается как постепенный процесс (2 Кор.3.18, Фил.1.6). В одном отношении что-то удаляется от человека (Втор.30.6), в другом ему что-то дается (Рим.5.5). В разных местах используются образы творения (Еф.2.10), спасения (Тит 3.5) и воскресения (1 Иоан.3.14).   
Нас могут спросить: почему Святому Духу было угодно описать Его работу так разнообразно и использовать такие различные понятия? На это можно предложить несколько ответов. Во-первых, Его работа очень многогранна. Она сложна по сути, и процесс спасения радикально влияет на все аспекты нашего бытия. Подобно тому как грех омрачил каждую часть нашей конституции и повредил каждую способность, которую Творец нам дал, благодать обновляет и спасает каждую часть нашей конституции и очищает каждую способность, которая  у нас есть. Когда апостол молится: "Сам Бог мира да освятит вас полностью, и ваш весь дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (I Фес. 5. 23), он просит Бога  милостиво сохранить и усовершить то, что Он уже дал Своему народу, и просит понять и вполне использовать всеобъемлющий и целостный характер великого чуда благодати. Эта жемчужина обладает многими аспектами, и наши суждения, несомненно, будут неадекватными, если мы ограничим свой взгляд лишь одним из них.
Во-вторых, Бог таким образом предостерегает нас от мысли, что в спасении грешников Он действует в соответствии с всегда одинаковым планом или методом. Многообразие, а не единообразие – вот что отличает все пути и дела Божьи в творении, провидении и благодати. Нет двух одинаковых времен года, и поле или дерево приносит каждый год разный урожай. Каждая книга в Библии является в одинаковой мере вдохновенным Словом Божьим, но как различны по своему содержанию Левит и Псалтирь, Руфь и Иезекииль, Послание к Римлянам и Откровение! Как разнообразен порядок, в котором Господь Иисус возвращал зрение слепым, и средства, которые Он использовал, хотя результат был одинаков, несмотря на то, что один из прозревших сначала лишь видел людей как деревья (Мк.8.24)! Как различно Он обратился к Никодиму и к неверной жене, указав первому на настоятельную необходимость родиться заново, а другой простив грехи и возвестив о даре Божьем! Бог велик, Он не ограничивает Себя каким-либо правилом, и мы не должны ограничивать своими мыслями Его дела; если мы сделаем это, мы несомненно впадем в заблуждение.
В-третьих, таким образом Бог учит нас, что хотя вся работа благодати выступает существенно и в значительной степени одинаково во всех ее субъектах, тем не менее ни в одном из них она не выглядит точно так же, как в другом – ни в ее действиях, ни в проявлениях. Хотя пути и дела Божьи бесконечно разнообразны в своем совершении, они в равной степени совершенны. Это легко понять, если это относится к материальному миру, в котором нет двух одинаковых песчинок или травинок. Но в духовном мире это очень далеко от легкого восприятия и понимания. Принято считать, что все истинно возрожденные люди строго соответствуют какой-то одной конкретной модели, а все, что отклоняется от нее, сразу же вызывает подозрение в подделке. Но это не так. Двенадцать оснований нового и святого Иерусалима все состоят из драгоценных камней, но как они разнообразны! Яшма и сапфир, халцедон и изумруд и т.д. (Откр.21) отличаются по цвету, размеру и яркости. И так каждый христианин имеет свою меру веры и благодати по мере дара Христова (Еф.4.7).
В-четвертых, Бог делает так для того, чтобы Его дети легче узнавали себя в зеркале Слова. Многие, обладая искренними сердцами и опасаясь быть обманутыми, далеки от полной уверенности, что они действительно испытали великую перемену.  Мы не только не издеваемся, как некоторые, над их тревогой, мы восхищаемся их осторожностью: там, где речь идет о вечных интересах души, только глупец будет чужд сомнениям. Но если чудо благодати совершилось с вами, читатель, то нет веских причин тому, чтобы вы долго оставались в неведении об этом. Как в воде лицо видит себя, так характер новой души соответствует описанию, которое представляет Слово Истины. Это описание, как мы видели, дается с большим разнообразием, и иногда в нем предстает более выпукло одна сторона, а иногда другая. Точно так же фотограф может изготовить ряд изображений одного и того же человека – спокойным или улыбающимся, в анфас или в профиль. Можно больше акцентировать внимание в одном случае на суде, а в другом на принятии, но суть будет одна и та же.
Итак, пусть читатель беспристрастно рассмотрит себя в зеркале Слова и увидит, может ли он увидеть в себе некоторые признаки восстановления, которые там обозначены. Отметим, что мы говорим: некоторые признаки, но не все. Хотя вы не можете быть уверены, что с вами произошло описанное в Иез.36.26, возможно, вы знаете по себе то, о чем написано в Деян.16.14 и Рим.5.5. Возможно, ваш первый сознательный опыт не тождествен Рим.7.9, а скорее напоминает Закхея, который спустился с дерева и «принял Его с радостью» (Лк.19.6). Говоря о быстроте возрождения, Уайтфилд верно отметил, что сомнительно, являются ли подлинными христианами те, кто не претерпел некий страшный опыт обвинения, приговора, Божественного гнева и страха перед ним. Тем не менее, «вы можете сказать, что у вас не было ребенка, если вы не рожали в муках. Но вопрос в том, совершилось ли рождение или только боль?».
В Писании нет прямых указаний на то, что Лидия или Закхей испытали ужас перед законом до их возрождения, но из того, что мы знаем о них в дальнейшем, мы не можем сомневаться в том, что они реально возродились. Хотя вы не можете быть уверены в том, что Бог вложил Его закон в ваш разум и написал его на вашем сердце, вы не должны иметь никаких трудностей с тем, любите ли вы Слово и братьев; и если это так, то вы можете быть полностью уверены в обетовании, которое не лжет, что вы перешли из смерти в жизнь. То, что у вас есть страх Божий, показывает, что Бог вновь вложил в вас Свой образ, но еще не гарантирует, что вы уже вышли из природного состояния. Проверьте себя в других отношениях и посмотрите, есть ли в вашей душе хотя бы некоторые признаки восстановления, такие, как скорбь о грехе, жажда праведности, стремление к общению с Богом и молитва о том, чтобы все более соответствовать образу Христову. Потерял ли для вас мир свое очарование, любите ли вы Агнца Божия, желанен ли Он для ваших очей? Если да, то у вас есть по крайней мере некоторые признаки возрождения.
Поскольку наши статьи пишутся прежде всего для молодых проповедников и рядовых верующих, укажем, что характер великой перемены может быть определен как начало восстановления после падения. То, что началось в возрождении, должно продолжаться на протяжении всего нашего освящения и завершится только в нашем прославлении. Хотя правда, что те, кто возрожден Духом Святым, получают больше, чем утратил Адам, у нас есть четкие основания утверждать, что новое творение есть ответ Бога на гибель человека в его первоначальном состоянии. Постижению учения Писания об этом моменте должно быть уделено большое внимание, в частности, в вопросе, каким именно было нравственное и духовное состояние человека изначально и что произошло с ним, когда он пал. Мы надеемся, что дальнейшее изложение убедит читателя в том, насколько важно и ценно для нас сегодня постичь это – тем более, что мы со скорбью видим, как дети отошли от учения отцов.
Даже самые традиционные христиане совершают здесь ошибки. Г-н Дарби и его последователи считают, что Адам был создан всего лишь невинным (отрицательная формулировка), а не в состоянии святости (положительная). Г-н Филпот сказал: «Я не думаю, что Адам был духовным человеком, то есть что у него были те духовные дары и милости, которые дарованы избранным Богом, потому что он не участвовал в благословениях Нового Завета» (Gospel Standard, 1861. P.155). Одна ошибка предполагает другую. Те, кто отрицает, что падший человек обладает ответственностью за исполнение духовных актов (любовь к Богу и вера во Христа), должен быть последователен и отрицать, что до падения человек был духовным существом.
Иным было учение реформаторов и пуритан. «Из того, что Павел говорит о восстановлении этого образа (2 Кор.3.18), можно легко заключить, что человек находится в союзе с Богом не по плоти, но по благодати и силе Духа». «Как духовное существо Адам состоял в союзе со своим Создателем, и отчуждением от Него была смерть души» (Кальвин, НХВ). «Адам был дух, как и мы; Дух Святой пребывал с ним и написал образ Бога на его сердце, ибо где святость, там, мы можем быть уверены, и Дух Божий… Тот же Дух пребывал в сердце человека, чтобы помочь ему Своей благодатью, и дать ему жить по Своим принципам» (Goodwin T. Works.6:54). Комментируя создание Адама по образу и подобию Бога, он же указал, что образ есть вещь «постоянная и присущая», и спросил: «Чем это могло бы быть, если не обычной наклонностью и расположением к святости и благу  настолько, что святость вполне обитала в нем?» (Ibid. 6:202). Так же учил Чарнок: «Праведность первого человека свидетельствовала не только о суверенной власти как источнике его бытия, но о святой силе в его делах… Закон любви к Богу всей душой, всем разумением и всеми силами был изначально вложен в его характер. Все части его натуры были составлены в соответствии с законом Божьим, для ответа на этот закон и подражания Богу в Его чистоте» (Works 2:205).
В своем «Слове о Святом Духе» (гл.4), рассматривая образ Божий, по которому был сотворен Адам (а именно «способность к постижению разума и воли Бога», «неизменная склонность к исполнению своего долга» и «готовность пребывать в Его любви») Джон Оуэн сказал: «Ибо в восстановлении этих способностей нашей души и состоит наше обновление по образу Божию в Евангелии, ибо явно утверждается, что Дух Святой имеет удел в святых и таким образом Он восстанавливает Свою работу. Поэтому в новом творении Отца через Его власть и замысел, совершаемые во Христе, происходит извлечение Его изначального дела. Таким образом можно сказать, что Адам имел Духа Божия в своей невинности, он имел определенное познание Его власти и добра и пребывал в завете, который он совершенно утратил… Превосходство же Нового Завета было дано ему в свое время, через совершение его Христом».
«Бог сотворил человека правым» (Еккл.7.29, то же самое слово в оригинале употребляется в Иов 1.8 и Пс.25.8). «Это предполагает закон, которому он должен соответствовать, будучи сотворен, соблюдая его непрестанно в соответствии с правилом, о необходимости и верховенстве которого ему было известно.  Отсюда мы можем понять, что этот закон был не чем иным, как вечным и необходимым законом праведности, явленным во Втором Адаме… Одним словом, это был закон, впоследствии суммированный в Десяти заповедях, который мы называем нравственным законом, и праведность человека состояла в соответствии этому закону или правилу» (Бостон Т. Человеческая природа в ее четырех состояниях). «Когда Бог создал человека, Он дал ему не внешний закон, написанный письменно или произнесенный в слове, но внутренний закон, положенный в его сердце и соединенный с ним, и действующий внутри его души… Он имел духовные расположения и наклонности, волю и привязанности, стремление к молитве, любовь к Богу и страх перед Ним, и поиск Его славы на духовном и святом пути» (Гудвин). Внешняя заповедь Быт.2.17 была дана Адаму как проверка его ответственности, но в то же время ясно, что его служение, святость и честь были неустойчивыми.
Когда Адам был создан рукой Творца, он имел закон Божий в сердце своем, ибо он был наделен святыми склонностями и стремлениями, которые побуждали его делать то, что угодно Богу, и испытывать антипатию к тому, что неприятно Ему. Этот закон был его первоначальным характером или конституцией души и духа, наподобие того как в характере зверей ухаживать за молодняком или птиц – вить гнезда.  Мы можем спросить: есть ли места Писания, говорящие о том, что Бог насадил закон в сердце Адама? Да, несомненно. «Закон Твой в сердце моем» (Пс.10.8). Рим.5.14 говорит о том, что Адам был образом будущего. Как зерно содержит в себе весь образ растения, в человеке до падения было то, развалины чего мы до сих пор видим в падшем человечестве: язычники «по природе законное творят» (Рим.2.14), и их совесть сообщает им, что безнравственность и насилие являются преступлениями: это тень характера, которым изначально обладал Адам, в его потомках.
Но Адам не устоял таким, каким Бог создал его. Он пал, и последствия этого были ужасны. Только придерживаясь непосредственного смысла терминов, используемых в Писании, мы можем правильно охарактеризовать эти последствия и позволить самому Писанию истолковать наше состояние, ибо мы сами несомненно ошибемся в его понимании. Возможно, читатель готов воскликнуть: «Нет необходимости делать из этого какую-либо тайну: вопрос довольно просто – все последствия могут быть сведены к одному понятию «смерть». Несмотря на это возражение, мы должны тщательно выяснить, что подразумевается под смертью.  Нам скажут, что это духовная смерть. Но для такого ответа необходимо хорошо понимать, что имеется в виду под духовной жизнью и, прежде всего, под духовным человеком, безусловно наделенным духовной жизнью и предназначенным к ней. Этот вопрос определит, что следует понимать под духовной смертью. В этом моменте очень многие отклонились от истины и, отступив от учения Писания, допустили серьезную ошибку.
Необходимо самым тщательным образом отметить, что Бог не говорил Адаму: «когда ты вкусишь от него, твой дух умрет», но «ты умрешь» (Быт.2.27). Умерла не какая-то вещь или часть Адама, но сам Адам! Это очень важная разница, это реальное и коренное отличие, и если мы будем искажать Писание и изменять то, что оно говорит, мы уйдем от истины. Смерть – это не исчезновение или уничтожение, наоборот, это разделение. Физическая смерть разлучает душу и тело, духовная смерть отлучает душу от Бога. Блудный сын мертв, пока он остается «в далекой стране» (Лк.15.24). 1 Тим.5.6 говорит: «Сластолюбивая заживо умерла» - то есть она духовно мертва, хотя жива и активна во грехе. По той же причине озеро, горящее огнем и серой, называется «смертью второй» (Откр.21.8), потому что в него попадают те, кто подвергается «наказанию, вечной погибели, от лица Господа» (2 Фес.1.9).
Человек был создан тройственным, в составе духа, души и тела (1 Фес.5.23). Это явно подразумевается в самом принципе Божия творения: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт.1.26). Триединый Бог создал человека в триединстве! Когда человек пал, он по-прежнему триедин: ни одна часть его существа не была нарушена, ни одна способность не потеряна, когда он отступил от Бога. Нельзя переоценить, тем не менее, тот факт, что существенный элемент первоначальной конституции человека потерпел распад, и падение уничтожило не просто некую его     составную часть, как неправильно понимают многие. Им хочется верить, что когда Адам съел запретный плод, человек потерял жизненно важную часть своей природы, и что именно отсутствие этой части в его потомках объясняет и даже оправдывает все их неудачи! Люди утешают себя, что они более достойны сожаления, чем порицания, что вина лежит на их прародителях, а их следует лишь пожалеть, ибо они из-за этого лишились праведности. Многие проповеди содержат этот бред.
Но истина состоит в том, что падший человек сегодня обладает теми же способностями, что и те, с каковыми был создан Адам, и его ответственность состоит в действенном использовании этих способностей, а его преступность – в том, что он употребляет их во зло. Другие люди стремятся уклониться от бремени человека, утверждая, что он получил свой характер, которого он не имел до грехопадения, и всю вину за свое беззаконие сваливают на свою грешную природу. Эта уловка в равной степени ошибочна и столь же напрасна. Никакие составные части человеческого бытия после падения не добавляются к тем, которые предшествовали ему. То, что человек потерял с утратой его изначальной святости, означало, что в него вошел грех, который осквернил каждую часть его существа, и это именно вина, а не повод нас жалеть. Также падший человек – не настолько беспомощная жертва греха, что с него снимается всякая ответственность. Скорее Бог считает его ответственным за то, что он не сопротивляется и не отвергает стремления злого начала, и Он справедливо наказывает  человека потому, что тот не только не может, но и не хочет этого делать. Всякой попытке отрицать ответственность человека и подрывать ответственность грешника, независимо от того, от кого она исходит, следует твердо противостоять.
Убеждая людей, что если их дух мертв, то зло передается их конституции именно поэтому, сатана обманывает многих из своих жертв, и безусловная обязанность христианских служителей – разоблачать его софизмы, извлекая нечестивых из их убежища лжи и постоянно, торжественно акцентируя тот факт, что они не имеют ни малейших оснований для своего бунта против Бога. В день своего неповиновения Адам умер духовно сам, и в нем все его потомки.  Но эта духовная смерть состояла не в исчезновении в них чего-либо, но в их отделении от Бога. Ни один элемент природы Адама не был уничтожен, но все были испорчены. Грех уничтожил не суть, но правоту человека и его духа. В падении человек отрекся от своей чести и славы, потерял святость, перестал угождать Богу и был отрезан от общения с Ним, но он до сих пор сохранил свой человеческий характер. Он больше не имел любви к своему Творцу и реального Его знания. Грех, который теперь обладал им, он возлюбил и посвятил ему свою жизнь. Таково наше природное состояние.

1947

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии