Где-то в райцентре - фанфик к Метро2033

Старые простынки шевелились на легком ветерке, я шмякнула на веревку мокрый пододеяльник и начала расправлять аккуратно, не дергая, чтобы ветхие нитки совсем не расползлись. Щелчком сбила в сторону прилипшего на мокрое белье жука. День обещал быть солнечным, так что со стиркой это я сегодня удачно решила... Что-то гудело над головой, пронеслось в небе, оставив реактивный след. Быстро для самолета, как мне показалось, и высоко, но не НЛО же это, в конце концов? И метеориты в наши края не залетают, так что резерв местных новостей был исчерпан на месяц вперед вчерашней дракой у магазина.
Защепив пододеяльник, я взялась за наволочки, крутя их в руках, капая на босые ноги холодной водой и прикидывая, не свалится ли столбик, если веревку еще нагрузить? Что-то сверкнуло, небо стало совсем светлым, и глухой удар по земле раздался где-то вдали. Самолет упал, подумала я. И тут же вспомнились страшные кадры из новостей по телевизору, вряд ли при таком взрыве могли быть выжившие. Пожалев пассажиров и экипаж, я решила, что теперь уж точно никогда и никуда не полечу на самолете. Земля под ногами дрогнула, только теперь я подумала, что взрыв был намного дальше, чем я сначала предполагала. И самолет упал не в поле за лесом, да и самолет ли это был? Бросив наволочки в таз, я вышла на дорогу. Из-за крыш наших местных пятиэтажных «небоскребов» выползало грибообразное облако дыма на фоне чистого безоблачного неба. Сначала ветер был слабым и по-летнему жарким, но через несколько секунд усилился, в лицо полетела пыль, обломки веток, подхваченные уже почти раскаленным потоком воздуха. Показалось, что, этот ветер даже облака разогнал. И что ж сейчас с нашим городком будет? Я сиганула в погреб, захлопнув за собой дверь. После того, как по двери что-то застучало, решила спуститься ниже, потому что эта надстройка с дверью не прочнее туалетной, долго не выдержит.
Дверь выдержала. Это точно был не ураган, он так быстро не заканчивается. Прихватив заодно с полки банку помидоров, я выглянула наружу. Ветками тополей забросало всю улицу, пыль укладывалась обратно на ее законное место на дороге. Белье лежало на земле вместе с веревками. Чтоб его!!
- Катюх, а ты баночку сейчас будешь открывать?
Сосед... Рассол понадобился срочно, хорошо еще не водка.
- И чего это сейчас так грохнуло?
- Да, по ходу, самолет.
Правда, я теперь уже совсем не была в этом уверена. Лешка, пользуясь тем, что я задумалась, потянул банку к себе через забор. А не отдавала, поглядывая на все еще поднимающееся в небо облако дыма. Наконец, и сосед отвлекся от вожделенного рассола, заметив странное явление. Тут же посерьезнел, оглядел помятые ветром деревья и выдал резюме:
- Бомба. Ядерная. И едреная, хотя точно мегатонны не подсчитаю отсюда.
- Ты что, идиот?! Пить надо меньше!
Но что-то в Лешкином голосе заставило и меня сомневаться, даже для моего соседа эта шутка была слишком идиотской. Надо все выяснить, но не верить же только словам этого не вполне вменяемого типа? Пойду, схожу в центр. Не далеко, всего-то минут десять быстрым шагом... Грунтовая дорога сменилась асфальтом, по узенькой Краснознаменной улице уже бежала толпа, любопытных было много, и информацию они решили искать в том же месте, что и я. Над головой раздался странный хрипящий звук – ожил громкоговоритель, молчавший, наверное, со времен диктора Левитана, когда тот объявил об окончании войны с немцами. Во всяком случае, лично я не помню, чтобы он когда-то издавал иные звуки, кроме воробьиного чириканья из гнезда внутри него. Кто-то кашлянул оттуда в поднятые вверх с надеждой лица людей, и громкоговоритель опять затрещал. Потом послышалось: «Ёксель-моксель, я не знаю, что говорить», и наступила тишина. Ну, раз информация не идет к населению, население само продолжило путь к зданию администрации. И там уж они от всего города одной полуматерной фразой не отделаются!

А там уже продавщица «дирижировала» хором женщин: «Что слу-чи-лось?!» Фраза повторялась и повторялась, на месте мэра я бы уже сидела под столом, зажав уши подушками. Или вышла к народу! Потому что слушать это долго было просто невозможно. Приоткрылось окно, но кто оттуда выглядывал, осталось загадкой, лишь шевельнулась занавеска, надежно прикрывая спрятанного за ней представителя местных властей, и именно в этот момент я поняла, что дело серьезное. Даже когда пытались закрыть больницу и отменяли ежедневный автобус, власти не скрывались от народа так тщательно: просто выходили на крыльцо с наглой мордой и зачитывали по бумажке указания «сверху». Если их за автобус на клочки не порвали, чего же они боятся теперь?
За моей спиной стоял наш участковый, меня он не знал, а вот в Лешкином дворе частенько появлялся.
- Александр Федорович, и вы тоже не знаете, что случилось?
Он разглядывал меня, пытаясь вспомнить фамилию и прописку, в лицо-то он знал почти весь город. Я облегчила ему задачу:
- Катя. Фетисова Катя. – Сказала я, поправляя темные очки и подражая известной манере агента 007. – Солнечная, 15.
Уже по тому, как он нахмурился перед ответом, я поняла, что ничего наш участковый не знает. Точно так же, как и я. Но в этот момент окно открылось пошире, мэр выпутался из занавески и прокашлялся. Ну, надо же, а голос-то по громкоговорителю звучал, как незнакомый...
- Граждане! Вы тут собрались, чтобы узнать, что случилось.
- Да мы-то собрались, говори, давай! – Послышалось из толпы. Я еще раз огляделась. Такого аншлага не было даже на прибытии в город помощника губернатора.
- Пока связь не отключилась, мне тут позвонили... На город Н... была сброшена ядерная бомба. И это еще не всё. Также подверглись бомбардировке другие крупные города: Москва, Лен... Петербург. – Он сделал паузу, но дальше продолжать не смог. Все-таки он не диктор. И так спокойно говорить о страшных вещах не привык. Но продолжение уже было людям не нужно, все поняли смысл происходящего.
- Тикайте!!!
Паникеров оказалось всего трое, да и те приезжие. Остальным бежать было некуда. Куда из дома побежишь-то? Поэтому, когда три машины унеслись прочь, вихляя на большой скорости, по дороге, ведущей, между прочим, в направлении ядерного гриба, по-прежнему видимого издалека, толпа осталась почти недвижимой. Большинство в задумчивости не трогались с места. Мэру добавить было нечего. Поэтому он перешел к своей прямой функции: руководству городком.
- Убежища на такой случай у нас не предусмотрено. Но у многих есть погреба, подвалы. На сборы остального населения, кто сюда не пришел, даю вам полчаса. После этого будут розданы все имеющиеся средства защиты и организовано... Ну, хоть что-нибудь сейчас в подвале мэрии организуем.
После обещания «организовать что-нибудь» и началась настоящая паника... Мне торопиться было некуда, до кладбища недалеко, успею накрыться простыней и взять в руки свечку. А по выражению лица мэра я поняла, что средств защиты в городке не хватит даже на его жену, четверых отпрысков и тещу. Хотя, его тещу и ядерной бомбой не возьмешь. Я оглянулась на участкового. Кажется, он сейчас не мог решить, что делать: попробовать помочь своей семье или организовать как-то этот процесс для жителей города. Жители решили эту моральную проблему за него, разбежавшись по домам.
- Александр Федорович... Чё делать-то? Каждый сам за себя?
- Да. – Выдохнул участковый. – Ты, Катя, вот что... Воды запас сделай. Сколько сможешь. И в погреб полезай. Не хватит на всех подвала в мэрии, уж я-то знаю. И еды там нет. Каждый сам за себя – это сейчас неплохая идея. Вот потом народ соберется... А сейчас беги и прячься.

Я побежала. Но не прятаться, а посмотреть, чем занят народ. Может, еще какие полезные идеи позаимствую, в хозяйстве пригодится. За воду в бутылках в магазине дрались, как за водку по талонам. Так что совет участкового немного запоздал. Ничего, обойдусь и местной, из скважины, еще вопрос, которая из них почище будет. Из дверей больницы выбегали деловитые медсестры с ящиками, выносили всё, что можно вынести. То есть всё, кроме кроватей. Я вздохнула, у меня самой дома была хиленькая аптечка с анальгином и активированным углем, что еще найдешь у девушки? Но пока мне ничего не требовалось, отбросила эту проблему, как неактуальную. А у ворот меня уже встречал Лешка. Хитро улыбающийся.
- Ну что, я прав?
- Прав, зараза... Бомба это.

Лешка был трезв и готов к действиям... Вот только рассола в банке осталась уже половина. Моего, между прочим, рассола!
- Значит, так! Сотовая связь не ловит, телик не пашет, радио не работает. И даже микроволновка сдохла. Хотя... Может, она и не сегодня сломалась.
- Короче можно?!
- Короче – драпать надо. Ветер в нашу сторону, сейчас сюда принесет пыль, а потом и радиоактивные осадки. Первые дни самые опасные. Про Фукусиму слышала? Там сразу произошел выброс, дай бог памяти, цезия какого-то, а потом фон снизился.
- И что надо делать?
- Говорят, йод надо пить.
- Да ты и зелёнку выпьешь – лишь бы на спирту! – Но про йод мне тоже что-то смутно вспоминалось из телевизора. Немало я пересмотрела фильмов-катастроф, мелодрамы-то не люблю. А тут всего понемножку, картинка эффектная, да еще и нервы щекочет. Все там бегают, кричат бестолково и гибнут тысячами, проваливаясь в трещины земной коры, заваленные снежными лавинами и снесенные цунами. Статисткой в этом действии быть не хотелось. Я сама для себя – завсегда главный герой фильма! А герой по законам жанра остается жив со своей девицей в комплекте. Я посмотрела на Лешку. На девицу он не тянул. На героя – тем более. Хорошо, будем пока главными оба, а потом разберемся.
- Значит, так... – Сказали мы хором и посмотрели друг на друга. Кажется, никто из нас не возражал объединить силы для взаимной пользы. Поглядим, как маленькая команда сработается, потому что до сих пор ничего из этого не получалось. Ругались мы с ним часто, летом через забор летали выдранные с корнем пучки травы и снежки - зимой.
- Я воду не понесу!! – Обезопасила я себя от участи вьючной скотины. – А вот поесть соберу. У тебя все равно вечно жрать нечего. Только... Леш, а куда?
- Я знаю одно место... Только до него километров пять, не меньше.
- Неужто у нас убежище обнаружилось?
- Да нет, Катька, это совсем наоборот... Короче, сама увидишь. Там один военный объект есть.
- Закрытый, небось?
- Законсервированный. Закрытыми они не бывают.
- Так на замок закрытый, балда! На дверь, в смысле.
- Это уже мои проблемы. Я там был, открыть будет трудно. Но с хорошим инструментом справимся. Охраны нет, шугануть нас будет некому, пили замок, сколько терпения хватит.

Странное дело, но только сейчас я задумалась: а откуда прилетела эта бомба? Не знаю... Если связь наладится, мы что-нибудь узнаем. Пока перед нами стояли другие вопросы. Лешка, собрав все имеющиеся пустые бутылки, убежал за водой, а я укладывала в сумку сало – единственное, что имело шанс не протухнуть быстро на такой жаре. Осталось собрать по дому остатки сушек и печенья. Больше брать было нечего. Коробка с документами, фотографиями и небольшой заначкой (на новый телевизор и то не хватало) уже была упакована. Оглядываясь по сторонам, я подумала, что прожила среди этой рухляди всю свою жизнь, а жалеть ни о чем не придется. Кроме, может, яблони в саду, на которой все еще висят мои детские качели. Хорошо, что она есть на фотографиях... Лешка постучал в окно.
- И сколько весят эти бутылки?! – Я оглядела «батарею» запотевших двухлитровок, выстроившихся у ног гордого собой Лешки.
- Тащи велосипед из сарая. А то мы, правда, далеко не уйдем. И побыстрее, чем пешедралом топать.
- И ты тоже свой неси. Пешком за мной не побежишь...

Пока я подкачала шину на своем велосипеде, сосед притащил и собственное средство передвижения. Я затруднилась с подбором названия этому антиквариату... Если бы не помнила, что в детстве складывала буковки «Салют» на этой ржавой раме. Хлопнув по седлу и подняв воздух тучу пыли, Лешка сказал:
- На нем поедешь! Моего веса с бутылками он не выдержит. Только колдобины на дороге объезжай поаккуратнее, вилка треснула.
С недоверием разглядывая этого железного, недобитого нашими проселками, Росинанта, который теперь поступил в мое распоряжение, я не знала смеяться или плакать...
За бестолковыми сборами прошло некоторое время, и когда я решила обежать соседей, сообщить им, что Лешка, возможно, знает какое-то убежище, никого уже не нашла. Только раскиданные тряпки обозначили народную тропу в направлении мэрии. Кто-то, наверное, окопался в собственных погребах, у некоторых хозяев они были похожи на маленькие бункеры. И стучать к ним бесполезно: не выйдут.
- Кать, свечки возьми, там темно.
Молодец, Лешка, про свет я забыла. Собрала по дому весь запас свечей, сосед тоже принес немного. Тут же и про спички вспомнила заодно. Добывать огонь трением еще не пробовала и не желаю учиться. Разместив сумки на велосипедах и развесив на себе, мы тронулись в путь в обратную всеобщему бегству сторону: за окраину города в направлении старой бетонки. Лешка ехал впереди на моем спортивном велосипеде, я с завистью смотрела него, на его покрасневшую на солнце шею, с трудом прокручивая заросшие плесенью педали старого «Салюта». Клочья паутины на крыле флажками реяли на ветру.

- Далеко еще?
Полчаса, наверное, едем, а Лешка всё молчит загадочно.
- Да недалеко уже. Мы тут с пацанами все окрестности облазили, наткнулись на военный объект. Он тогда еще заброшенным не был. Нас часовые так отсюда послали, что мы потом только издалека смотреть приходили. А после армии я сюда приехал – уже закрыто было. И никого нет.
Продираясь сквозь высоченную траву, мы подошли к какому-то холмику среди поля.
- Приехали. Вот оно.
Я посмотрела на холмик. Даже разглядела по краю бетонное кольцо. Залезла наверх и попрыгала.
- Это что, теперь копать надо?!
- Да нет. – Лешка давился от смеха. – Ты стоишь на крыше. А вход с другой стороны.
- Так показывай!
Значит, эта штука действительно есть. И действительно под землей. Сосед не соврал, было очень похоже на убежище. Только я не могла понять, почему оно находится у черта на рогах в нашем захолустье, в сотне километров от большого города. Ведь их для людей делают, или я чего-то еще не знаю? Теперь проводник-Сусанин повел меня в какие-то кусты, там за молодыми сосенками обнаружилось небольшое строение. И не заметишь сразу.
- Если есть электричество, то внутрь мы никак не попадем, но что-то мне кажется, поворовали тут весь кабель на цветмет. И... Сейчас узнаем.
Таких дверей я еще не видела. Только если в кино про ограбления банков. Даже снаружи было видно, что дверь выдержала бы прямое попадание снаряда гаубицы, засовы на ней были внушительные, даже страшно подумать, какую силу надо приложить, чтобы их открыть. Всё это великолепие было обмотано цепью и заперто на амбарный замок. Чуть побольше, чем на моем сарае. Лешка вынул из сумки ножовку и примеривался, что лучше перепилить: цепь или дужку замка. Цепь показалась ему прочнее, да и пилить неудобно. Он взялся за замок. Я устроилась в тени строения, отмахиваясь от мух. Даже задремала, проснулась от звяканья цепи, и помогла ее отматывать от засовов.
- Вот теперь проверим... Возьмись с того края.
Совместными усилиями мы сдвинули ручки с двух сторон, по ногам прошла волна холодного воздуха. Дверь открылась.

А внутри была еще одна дверь. Ее вскрыли аналогичным способом, и перед нами предстал мрачноватый коридор, ведущий неведомо куда. Прикинув расстояние до холмика, я подумала, что служебные помещения этого объекта невелики. Но и не так уж глубоко они под землей, чтобы именоваться убежищем.
- Леш, так тут и пары метров глубины не будет.
- Погоди, не всё сразу.
Терпение мое уже заканчивалось, но при свете зажигалки я разглядела несколько дверей, мы направились к одной из них.
- Блин, не туда!
Лешка открыл соседнюю, и на меня повеяло уже прямо-таки могильным холодом. Как из погреба, а то и посильнее. Я стояла на мостике, как будто на трамплине для прыжка в воду. Под ногами разверзлась бездна, там было темно и сыро.
- Леш! Ты куда меня привел? Это просто саркофаг какой-то!
- Типа того... Это вообще-то ракетная шахта. Только ракеты тут уже нет. Демонтировали. Ну, не знаю, короче, убрали ее отсюда. Теперь просто ничейная яма. Так что, мы вполне можем ее занять.
- Двуспальная могила, что ли?!
Но злость на соседа прошла, и его способ убежать от радиации мне показался убедительным. И, правда, что еще нужно: под землей, за гермодверью... Никакие осадки нам тут не помешают. Мы спустились вниз по шаткой лесенке, приваренной к боковой стене шахты. Там до сих пор ощущался какой-то едкий химический запах, но Лешкина зажигалка ничего не подожгла, паров топлива здесь, наверное, уже не было. Глубина, как мне показалось, не меньше десяти метров, пока мы спускались, я уже успела представить себе чуть ли не земное ядро. Но скоро ноги коснулись земли. Точнее, бетона на дне этого сооружения.

Я порылась в сумке, наощупь нашла свечу и зажгла. Лешка сморщил нос:
- Что это за гадость?
Свечка оказалась подарочной, ароматизированной. А ведь надпись на ней обещала, что запах иланг-иланга сделает свидание незабываемым, а вечер романтическим. Видимо, мужчина должен был по идее потушить побыстрей эту противную свечку, чтобы остаться с подругой в романтической темноте. Но нам этот вариант не подходил, а искать нормальную свечу было уже лень. Я просто смотрела на огонек, ни о чем не думая.
Лешка бродил по дну шахты, что-то разглядывал под ногами в полутьме. Потом сел рядом.
- Кажется, недолго нам тут вдвоем куковать. Сейчас наши успокоятся немного и придут сюда, кто про это место знает. Уж человек десять точно. А то и побольше.
- А сколько тут вообще оставаться, Леш?
- Неделю, наверное. Потом, говорят, фон радиационный поменьше будет. Так что воду экономь. Еду тоже.
- А потом что?
- Не знаю. Поищем наверху дозиметр, может, и защита есть. На таком объекте должна быть. Если не сперли...
- А дальше?
- Тебе как сказать? По-русски? Или для девушки перевести? По-другому будет. Совсем по-другому. Сдаваться только не надо, Катька.
Я и не собиралась. И уже обдумывала, как бы получше освоить новую среду обитания...
- А где мы поставим кровать?
- Вам только покажи место, так вы сразу начинаете мебель расставлять! И обязательно по-своему!
А он чего хотел? Чтобы я тут в этих голых стенах сидела?!
- Всё нормально, Леш. Всё как всегда.


Рецензии