О. М. Топлэди. Стоя перед Богом

СТОЯ ПРЕД БОГОМ
http://www.the-highway.com/articleApr07.html

Кто может устоять пред Господом, сим Святым Богом?
1 Цар.6.20

И тем не менее перед Ним каждая душа должна стоять каждый день. "Мы все предстанем перед судилище Христово", говорит Апостол, чтобы каждый получил в зависимости от того, что сделал в теле. В некотором смысле, мы, можно сказать, стоим перед Ним сейчас: «потому что Он находится недалеко от каждого из нас», мы «Им живем и движемся и существуем». Потому нет существа, которое могло бы сокрыться от Его очей, но все вещи, которые мы делаем, обнажены и открыты пред Ним. В силу присущего Ему всеведения и вездесущности мы уже стоим пред Господом, святым Богом. Он стоит у нашего ложа и на нашем пути, знает все наши дела или слова, или мысли в наших сердцах, и знает совершенно. «Очи Господа обозревают всю землю, видят зло и добро».
Я не буду задерживать читателя рассмотрением всего, что говорится о жителях Вефсамиса, но только замечу, что приговор, вынесенный им, когда они попытались заглянуть в ковчег, породил их вопрос, и вопль с трепетом и изумлением:  кто может устоять пред Господом, Святым Богом? В каком бы смысле ни были сказаны эти слова, они безусловно содержат самую важную вещь, в которой выражает свою озабоченность каждая человеческая душа.  Если Господь, Бог наш, перед Которым каждый из нас скоро предстанет, является святым Богом, Который истинен, и нет неправды в Нем, и Его чистые очи не могут оставить грех безнаказанным, то мы можем спросить: «Кто устоит перед Ним? Кто выдержит день пришествия Его и устоит, когда Он явится?» А Он несомненно явится, и мы неизбежно предстанем пред Ним. Бог знает, кого и когда Он призовет к Себе, но рано или поздно Он призовет каждого. Нежно наше здоровье, неустойчив цветок жизни, все в нас висит на хрупкой, тонкой нити; как только она иссохнет и разорвется, станет ясно, какой долг мы несем. Не только из Писания, но и из повседневного опыта мы знаем, что, вне зависимости от нашего желания, неопределен и постоянно сокращается срок нашего обитания здесь, да и он дан по воле Бога, Который есть Властитель всего.
Некоторые из нас уходят из жизни на заре детства, некоторые в ранней юности, другие в полдень молодости. Жизнь многих продолжается не так долго, и лишь немногим позволено узреть то, что мы обычно называем старостью. Не проходит ни дня, ни часа, ни минуты всех веков и эпох, когда множество людей не призывалось бы предстать пред Святым Богом. Смерть, как безжалостная коса, не разбирает возраста и состояния. Она забирает младенца, прожившего один день и столетнего старца, срывает хрупкие ростки и зрелые деревья, и с каждым днем растет ее урожай и добыча. Но есть ли то, что мы называем смертью, просто случайность или результат несчастья? Конечно, нет! Смерть – это коса, но если можно так выразиться, это коса в руках Бога. Муки, болезни и тление посланы Им, и они приходят не случайно, но по Его повелению. Как говорил король Уильям о тех, кто пал в бою, от судьбы не уйдешь потому, что она направляется Провидением, и поэтому действительно можно сказать, что каждое событие совершается по повелению Бога или по крайней мере с Его дозволения. И потому, хотя о самой смерти можно сказать, что  все проходит, и нет ничего нового под солнцем, и в этом отношении одна участь праведнику и нечестивому, и доброму и грешнику, клянущемуся и боящемуся клятвы, и хотя то, что умирают и хорошие и плохие, должно настроить серьезно всех живущих – однако мы должны остерегаться мысли, что святые и нечестивые, добрые и злые уходит без различия и всякого предназначения, ибо смерть бессмысленно воспринимать как некий случай, и то, что утверждают Писание и здравый смысл, поддерживает и знаменитый м-р Поуп: «Вся суть вещей неизвестна тебе; есть вещи, которых ты не можешь видеть».
Мы не можем даже помыслить ничего случайного в отношении к Богу, хотя случайные и неожиданные вещи могут иметь место для нас, ибо и воробей не упадет на землю без Его воли, и даже волосы на голове нашей сочтены. При этом ясно, что абсолютная и необходимая зависимость всего сущего от Бога не вмешивается в свободу вторичных или подчиненных причин, а тем более не заменяет ее. Трудности действительно могут иметь место, если мы хотим примирить свободу человека с целями и предвидением Бога от вечности, а также с действенным и фактическим влиянием Провидения во времени, но тем не менее ясно по опыту, что человек свободен в том плане, что он действует без какого-либо внутреннего принуждения или насилия. То, что он делает в нравственных вещах, он делает с согласия его воли. Если он не возрожден, его воля склоняет его к делам тьмы, и потому он совершает их; если же он оживотворен Духом Божиим, то его воля, получив новый благодатный импульс, естественным образом склоняет его к добру, и он действует согласно своей новой воле. Таким образом, в каждом случае человек свободен в том, что он делает, и хотя он полностью зависит от Бога, тем не менее он свободен поступать по своей воле, в соответствии с тем, что его побуждает. Таким образом, человек может поступать с учетом действенности Божия влияния, но без какого-либо ущерба для его собственной внутренней свободы, и так обстоит дело и со многими другими существами.
Отсюда мы видим, как невероятно далеки от истины в самой ее основе те, кто под предлогом защиты природной свободы исключают провидение Божие из всякого влияния на сотворенных существ и представляют Бога как простого зрителя, наблюдающего за тем, что творится в нашем мире. Как будто ниже Его достоинства руководить подчиненным Ему миром и направлять его, так, чтобы Он не подвергался случайностям и не шел наудачу, нуждаясь в чьей-либо помощи и уведомлении! В такое кощунство и нелепость впадают те, кто, стремясь понять промысел, оставили Писание.
Сколь же возвышенно, достойно Бога и утешительно для человека сокровище Откровения, возвещающее Божие постоянно действующее провидение! Поэтому мы говорим, что Он совершает все по изволению воли Своей, и Он удовлетворен всем, что Он творит на небе, на земле и в море, и во всех безднах, и действенность Его промысла есть начало Его творчества и провидения. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», сказал Тот, Кто есть Образ Божий. Отсюда следует, что если Всемогущий совершает все таким образом, как говорит апостол, то Он определяет все по Своей воле, в том числе и рамки нашей жизни. Другой вдохновенный писатель говорит: «Всякой вещи свое время под небом; время рождаться и время умирать». «Не назначено ли время человеку на земле, - говорит Иов, - и так ли долги дни его?»; и в другом месте: «дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не может прейти». Применительно к себе он добавляет: «Все дни времени, положенного мне, буду ждать, пока придет мне смена».
По-прежнему ясно то, что Бог суверенен надо всем сущем, в том числе над жизнью и смертью, и, следовательно, определено то ужасающее нас время, в которое каждый из нас должен будет предстать пред Господом, сим святым Богом. Но разве мы не грешны, и разве наш грех – это не то, что этот святой Бог ненавидит? Все это верно. Бог ненавидит грех, мы же грешны, и мы должны стоять пред Ним. Как же тогда мы сможем это сделать? Как мы сможем предстоять такому Судии? Мы будем судимы святым законом Божиим, который мы нарушили, будем судимы нашей совестью и ангелами, которые невидимо зрят все наши тайны, и прежде всего о нас будет знать все Тот, Кто взыскует сердца и Чей приговор будет иметь решающее значение и для рая, и для ада. Если Святой Дух потревожит нашу совесть этими соображениями, то не поднимет ли Он нас на молитву, чтобы мы искали Его мира и возможности радостно предстать пред сим святым Богом?  Но что сделает нас способными устоять пред Ним?  Будет ли наша собственная добродетель достаточной для того, чтобы покрыть нашу винновую душу, и отвести удар правосудия? Увы! Этого недостаточно, как говорит пророк: «Наше золото тускло, и наше вино смешано с водой». Наше чистейшее послушание греховно, а как то, что греховно, спасет грешника? Можно ли меньший грех искупить большим, и если нет, то как мы можем не нуждаться в искуплении Другим?
Вся наша праведность – как запачканная одежда, говорит Исайя. Может ли человек обратиться в суд, будучи одет в грязные лохмотья, и стремиться получить доступ в присутствие короля так, чтобы ему не просто было отказано, но он будет с негодованием изгнан прочь от ворот дворца? Конечно, это так, и чего мы можем ожидать, стоя в час смерти и в судный день в страхе пред святым Господом, одетые не в лучшее платье, чем наша несовершенная праведность, которую Писание называет грязными лохмотьями? Мы должны появиться в лучших одеждах, если надеемся оказаться одесную Бога; эта одежда должна быть лучше ангельской, ибо Сам Бог явился во плоти, чтобы предоставить ее нам, и по благодати она дана всем, верующим в Него. Мне не нужно говорить, что я имею в виду достоинства Иисуса Христа, состоящие из Его активного послушания и Его искупительной смерти, то есть все, что Он сделал и что претерпел в послушании закону. Это та правда, та одежда спасения, в которой Павел желал найти и в которой мы должны быть заинтересованы, чтобы облечься в нее, и царствовать жизнью Его, и стоять в последний день в собрании праведных. 
Важнейшая доктрина об оправдании через вменение заслуг Христа нам, основанном на совершенстве Его послушания, как нашего Представителя, и реальности Его заместительной смерти вместо нас – вот то, что даст нам достаточный ответ на вопрос: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом. Так кто? Душа, для которой Христос соделался мудростью, праведностью, освящением и искуплением; мудростью, чтобы раскрыть ее вину и неспособность к добру; праведностью, чтобы покрыть ее нравственную порчу, а также сделать человека по закону приемлемым в глазах бесконечного святого Бога; освящением, чтобы покорить тело греховное, пронизать волю и привязанности волей Божией, исполнить сердце святой любовью и украсить все наше существо всеми красотами практического благочестия, и, наконец, для кого Христос стал искуплением по действенности Его очищения, когда Он отвел наши грехи и истребил рукописание, которое было против нас, прибив его к Своему кресту, чтобы, следовательно, не оставалось никакого осуждения тем, кто во Христе живет не по плоти, но по духу.
Теперь, если мудрость должна дать нам возможность увидеть нашу абсолютную нужду и интерес во Христе; если праведность должна быть возложена на нас для нашего оправдания, если мы должны быть освящены Его благодатью, отлучены от греха и посвящены Богу, и если сама сущность Его искупления должна быть приложена к нам, чтобы мы получили прощение наших злых дел, а также принятие дел добрых, и если, говорю я, все это необходимо для нашего спасения и без этого мы никогда не сможем стоять пред святым Господом Богом, чтобы обрести Его благоволение и быть принятыми в Его Царство, то все это обязывает нас, положа руку на сердце, задаться вопросом: есть ли у нас надежда, что Христос станет от Бога мудростью, праведностью, освящением и искуплением для нас. Скоро мы окажемся там, где самоанализ уже не поможет нам, ибо когда мы предстанем пред Богом, только Он будет судить нас. Поэтому суди себя, брат христианин, чтобы потом не оказаться судимым Господом. Помни, что ночь смерти надвигается, и уже тянутся вечерние тени, и как верно, что в природе ночь сменяется днем, так мы можем быть уверены, что за смертью немедленно последует суд святого Бога, Который выведет все на свет, и после твоего ухода из тела вне всякого сомнения выяснится, принадлежал ты Христу или нет.
Смерть, как мы видим, не взирает на лица и не берет награды. Старые и молодые, богатые и бедные, серьезные и веселые, ученые и неграмотные, святые и оскверненные – все один за другим должны будут предстать пред Судией живых и мертвых. Когда Он призовет нас в Свой суд, Он не допустит ни отказа, ни задержки. О, если бы люди были умны, чтобы понять это, и рассмотрели свой конец! Вы можете не слушать моих слов, но я знаю, что если они не будут услышаны сейчас, смертное ложе убедит вас в их значении.
Спросите себя: на каком основании я смогу предстать пред Господом, сим святым Богом? Если вы этого еще не знаешь, я молю благословенного Духа, чтобы убедить вас, что нет другого основания для любого человека, кроме положенного, которое есть Христос Иисус. Да дарует Бог вам веру и покаяние, чтобы привести тебя в полную зависимость от праведности, Крови и заступничества Христа ради прощения грехов, которое придаст тебе соответствие Его образу и уму Христову. Таковы плоды реальной благодати и свидетельства заинтересованности в Нем, и знаки, которыми Его овцы отличаются от тех, кто не принадлежит к ним. А для того, чтобы поощрить ваше упование в молитве на Его милость, будем иметь в виду, что святой Господь, пред Которым мы предстанем на Его суде, предоставил нам Одно из Лиц Троицы и в нем устроил спасение Своей Церкви и народа. Отец весь суд отдал Сыну; да будет Он вашим Заступником, как и Судией! 
Есть еще один смысл, в котором люди встанут пред Господом, сим святым Богом, и будут вечно благословенны. Где они предстанут пред Ним? В Новом Иерусалиме, на небесах небес, пред Престолом и Агнцем. Как? Одетые в белые одежды, одежды оправдания и благодати. С кем вместе? С ангелами и архангелами, и всеми силами небесными. Для чего? Чтобы воспевать новую песню хвалы Триединому Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу? Как долго? Пока будет продолжаться сама вечность, и они будут погружены в видение Бога во веки веков.
Вы спросите: кто достоин стоять таким образом пред Святым Богом? Тот, кто во Христе. Без Него мы не только не достойны этого, но абсолютно не имеем отношения к этой великой награде. Все согрешили и лишены славы Божией. Моисей сказал народу Израиля: «Господь, Бог твой, не даст тебе этой доброй земли, чтобы овладеть ею по правде твоей». И если даже земной Ханаан – не награда за заслуги человека, то тем более небесный. И все же Христос говорит о святых в Сардах, и это относится ко святым всех стран и времен: «Они будут ходить со Мною в белых одеждах», то есть разделят со Мной славу, «ибо они достойны». Как, если у нас нет никаких заслуг, мы можем быть достойны? И даже достойны ходить со Христом в белых одеждах? Да, сами по себе мы совершенно недостойны, но достойны вполне вечности и блаженства через пролитую Кровь и вмененное послушание Христа, которое Писание называет правдой Божией, а в других местах – праведностью святых. Это праведность Божия, ибо она дана Христом, Который с момента Своего воплощения есть Бог и Человек в одном лице, и также праведность святых, ибо она свободно вменена им, и благодатно отдана им ради всего их оправдания и счастья. «За это они пребывают ныне пред престолом и служат Богу день и ночь», то есть без конца и без перерыва, в храме Его славы. Следовательно, они могут предстать пред Господом, святым Богом, иметь радость в Его присутствии, и по смерти воссесть одесную Его в день всеобщего суда и стоять пред Ним в Его Царстве во веки веков. Праведники, достигшие совершенства во славе, в других местах в Писании представлены как воссевшие со Христом. В том и в другом случае это означает их блаженство и счастье,  нескончаемую радость и веселье, и когда говорится, что они воссажены на небесах, это означает их невыразимую свободу и близость к Троице, что призвала их. 
Есть те, кто мало думает о том, как стоять пред святым Господом Богом. Смерть и суд, и то, что последует за ними, редко или никогда не является предметом их размышления. Действительно, рассеяние и разлад мыслей, кажется, есть один из пороков нашего народа сегодня и, в значительной степени, корень всех остальных. Поэтому заботу о спасении слишком часто высмеивают как суеверие, а серьезность оплевывают как фанатизм. Печально, что вместо размышлений о том, где мы будем в день суда, нас занимают веселье и развлечения в тысячах разных форм, и их бесконечный круговорот поглощает наше время и занимает наши мысли.
«Серьезное усердие, - говорит д-р Янг, - является почвой всякой добродетели». И, если я не ошибаюсь, тот же автор в другом месте делает простое наблюдение: «Чрезмерная привязанность к удовольствиям рождает легкомыслие; легкомыслие рождает распущенность, распущенность рождает неверие, а неверие рождает смерть». Со своей стороны я искренне убежден, что если мы проследим источники деизма и распущенности, то в большинстве случаев мы увидим, что чрезмерная погоня за удовольствиями стоит и за тем и за другим. Отдых необходим нам, но будем заботиться  о том, чтобы наши развлечения были невинными, а наше пользование ими – умеренным.
Если приближается время, когда все без исключения должны будут предстать пред святым Богом, пусть неверующие вздрогнут. «Да что, - скажет деист с улыбкой, - я буду дрожать перед тем, во что я не верю?». Да, повторю еще раз, вам стоит вздрогнуть, ибо во что бы вы ни верили сейчас, ваша совесть в конце концов явит вам правду. Многие герои безбожия были напуганы, когда смерть посмотрела им в лицо, а некоторые гораздо раньше, ибо я помню деистов, которые, не выдержав невыносимых угрызений совести, не оставили свою гордость и не прибегли за помощью религии, а в безумии отчаяния положили конец своей жизни и погрузились в вечность, как лошадь бросается в бой, и ушли со всеми своими грехами к святому Господу. Но это лишь доказывает, - скажете вы,   - что они верили в будущую жизнь.  О нет, это лишь доказывает, что совесть, раненая грехом, но не утвержденная Евангелием, когда в душе вспыхнул ужас, оказалась неспособна слышать Бога, и потому несчастный, думая, что «там» будет лучше, а не хуже, в боли и ярости решился на страшный опыт и накопил себе страдание за гробом, добавив его к мукам в этом мире.
Но я охотно завершу эту мрачную тему предположением, что читатель этих строк не вовлечен в неверие. Буду считать, что вы исповедуете Писание как Слово Божие и верите в каждую статью христианской веры. Более того, я пойду дальше и сделаю вывод, что знание фактов и согласие вашего разума с ними повлияет на вашу вечную судьбу. Я хотел бы, чтобы было само собой разумеющимся, что вы не бесчестны и не аморальны, но боитесь великого и страшного имени Господа, Бога нашего, содержите храм своего тела в чистоте и святости и не ходите по своим похотям, как те, что не знают Бога, что вы морально честны в своих отношениях со всеми людьми и отводите время для служения Богу в ваших семьях, в молитвенной комнате и в храме. Все это прекрасно, и все это необходимо, но помните, что это – не ваше оправдание и не праведность. Мы не можем быть прощены и не можем получить право войти на небеса за счет нашей святости и добрых дел, но мы становимся святыми и возрастаем в добрых делах через принятие прощения и оправдания от Возлюбившего нас, через примирение совершенным послушанием Иисуса Христа, Праведника; знаете ли вы что-нибудь об этом? Во всех вопросах, но особенно в духовных делах, главное в познании жизни – это опыт.
Убеждал ли Дух Божий когда-либо вас в грехе? Видите ли вы себя ответственным перед клятвой закона, а не просто перед возмездием Бога, видите ли врожденную порочность вашей природы и нарушение закона в вашей жизни? Вы пришли ко Христу, смирили себя и осудили, понимая, что если вы не облечетесь в достоинства вашего старшего Брата, то будете сокрушены, и никогда не сможете с радостью и безопасностью стоять пред святым Богом? Если так, то поднимите голову, ибо искупление – ваше, вы обрели благодать, вы перешли от смерти в жизнь, став наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Но если вы никогда не чувствовали и не желали почувствовать эту работу Святого Духа в сердце, убеждающую во грехе, производящую покаяние и веру, то вы на самом деле не верите, вы лицемер со всеми атрибутами фарисея.   
Пусть же возрадуются верующие, ибо святой Господь Бог, Которому они должны дать отчет, является их Отцом, их Спасителем и Другом. Что такое смерть для них, если не конец их войны и не начало бесконечного триумфа? Я восхищаюсь описанием смерти праведника, с которым я столкнулся недавно при дискуссии по этому вопросу, у одного видного писателя: «Как человек, гуляющий в саду, срывает дивный цветок, чтобы положить его у себя на груди, так Господь, прогуливаясь в  садах наших церквей, собирает души, созревшие для славы, и с радостью принимает их к Себе».
Если мы полагаемся только на заслуги Христа, то мы можем стоять в безопасности перед Богом. Давайте же откажемся от всякой самоправедности и положимся на Его оправдание и вечную жизнь, помня только о Нем и Его праведности, которой весь Израиль оправдан и вошел во славу. И разве Господь, пред Которым мы должны предстать, не бесконечно свят? Будем же стремиться к той же святости. Без нее нет истинного христианства, нет его достоинства, блаженства и счастья. Бог не Отец тем, на чьих душах Святой Дух не запечатлел Его образ и на чьих сердцах Он не написал Свой закон.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии