Концы в воду

               

                Концы в воду

 - Мама, я не хочу носить эту шапку, она сползает на брови  и закрывает глаза.  Мне неудобно в ней, - сказал восьмилетняя Таня.
      Мама внимательно посмотрела на дочь, задумалась на минуту, постучала себя по щеке указательным пальцем и сказала:
- Это не проблема, мы сейчас решим эту задачу.
      Она открыла шкаф, достала своё нарядное платье, и, отстегнув с него золотую брошку, пристегнула на шапке, сделав складку. 
      Брошка была необычная: на завитке, в виде удлинённого вопросительного знака, крепились два маленьких завиточка, на концы которых были вмонтированы два камня зелёного цвета, имитирующие листочки.  На одном конце завитка было утолщение из золота, а на другом красовались пять красных камней, в виде цветка, в который крепился еще один завиток, как бы продолжая закручивать вопросительный знак внутрь.  На самом кончике завитка когда-то крепился камень, но он был утерян.
- Так удобно? – спросила мама.
- Да, удобно. Какая теперь я буду красивая. Спасибо мамочка, - девочка с удовольствием надела шапку, взяла портфель и отправилась в школу.
      Возвращаясь домой из школы, Таня почувствовала, что шапка вновь сползает на брови, она протянула руку к шапке и обнаружила, что брошки на шапке нет.
- Мамочка, я потеряла брошку, - с горечью, досадой, обидой и нотками вины жаловалась Таня, дождавшись маму с работы.
- Ну, что теперь сделаешь, потеряла, - мама помолчала и продолжала, - Жалко брошку, мне её твой папа подарил, когда мы поженились. Это был первый подарок… Хочешь, я тебе расскажу, как брошка лишилась камешка?
      Таня кивнула головой, мама продолжала:
- Когда мы с папой жили на другой квартире, у наших соседей был сын Ванечка - забавный мальчишка, любознательный.  Его всё интересовало, всё хотел потрогать,  ломал игрушки для того, чтобы узнать, из чего они сделаны. Как-то раз привели Ванечку к нам, его маме надо было сходить по делам. Проказник залез в мою шкатулку, взял брошку, и как ему удалось, не знаю, но камешек красный из брошки он  выковырял. Я долго хранила этот камешек, но он всё-таки потерялся. Брошка эта была очень приметная,  а без центрального камешка тем более.
      Мама с дочкой погоревали, но, поскольку изменить ничего не могли, занялись каждая своим делом.
      Прошла неделя. Таня после занятий в школе бойко шагала домой, догнав соседскую девочку, окликнула её:
- Рита, подожди, вместе пойдём.
     Девочка оглянулась, на её шапке красовалась Танина брошка.
- Это моя брошка, - крикнула Таня, - отдай!
     Таня инстинктивно потянулась за брошкой, но Рита увернулась и побежала вперёд.
- Нет, это моя брошка, - кричала Рита.
- Ты врёшь, это моя, мамина, - кричала Таня.
      Таня бросила портфель и побежала за Ритой. Догнать её не составило труда, Таня чувствовала за собой правоту, и, во что бы то ни стало, решила брошку вернуть. Догнав Риту у калитки её дома, Таня стащила с неё шапку и надеялась быстро отстегнуть брошку, но брошка не отстёгивалась, она была пришита крепким сутажом к шапке Риты.
      Пока Таня возвращалась за портфелем, Рита успела исчезнуть за калиткой своего дома. Таня радостная пришла домой и с порога крикнула:
- Бабушка, бабушка, я брошку нашла мамину, вот она.
     Таня собиралась рассказать бабушке о том, как и где она её нашла, но в дверь постучали.
- Да-да, войдите, открыто, - сказала бабушка.
      В дверь вошёл сосед, отец Риты:
- Здрасте, где тут ваша бандитка? Она шапку с Риты стащила, воровка.
- Здравствуйте, - ответила бабушка, недоумённо моргая глазами,  - Таня, иди сюда, объясни, в чём дело.
      Таня держала шапку в руках.
- Да вот же она, наша шапка! – крикнул отец Риты, - давай сюда шапку,  бесстыжая. Воспитали!
- Нет, не отдам шапку, на ней мамина брошка.
- Чего? Это наша брошка!!! Кто тебя воровать научил? А врать? Я сам эту брошку покупал, - кричал сосед.
- Бабушка, не верь ему, это мамина брошка, видишь, на ней нет центрального камешка, это особенная брошка, её папа маме подарил давно, когда еще меня не было.
- Я клянусь,  честное слово, я её сам покупал, - не унимался сосед.
- Таня, давай отдадим шапку, а мама придёт с работы и разберётся. Ладно? – бабушка потянула  шапку, но Таня вырвала шапку и твёрдо заявила:
- Нет, не отдам, я и так знаю, что это мамина брошка.
- Отдай, я не могу не доверять взрослому человеку, он дал честное слово.
- Бабушка, он врёт! – Таня заревела от обиды.
- Таня, нельзя на взрослых так говорить, взрослые никогда не лгут.
     Бабушка, почти не раздумывая, решительно забрала шапку у Тани и отдала соседу.
      Солнышко еще не спряталось за горизонт, оно на мгновение зацепилось за макушки дальнего осеннего леса и, заглянув в Танино окно, красным пятном отразилось на стене. Таня с нетерпением ждала маму. Девочка была уверена, что мама обязательно решит недоразумение. Она немного успокоилась и, по приходе мамы, смогла всё ей объяснить.
- Таня, может быть, ты что-то перепутала, может быть, это не наша брошка?
- Мамочка наша, наша брошка, я знаю! Она пришита.
       Мама взяла Таню за руку, и они направились к соседям. Постучав в дверь, мама и Таня вошли в дом:
- Николай Степанович, покажите, пожалуйста, брошку, Таня утверждает, что это наша брошка. Я свою брошку знаю. Покажите.
       Сосед нахмурился, ушёл из прихожей и почти мгновенно вернулся, в его ладони сверкала отпоротая от шапки брошка.
- Николай Степанович, откуда у вас моя брошка? Вы наверняка её нашли – верните.
- Нет, я её покупал.
- Николай Степанович, - продолжала мама, - брошка золотая, вы не могли купить такую вещь, это, во-первых, во-вторых, эта брошка есть на моём платье на фотографии, верните.
      Николай Степанович сжал в кулаке брошку, оттолкнул Таню и маму, выбежал из двери и побежал к озеру.
- Никому не достанется, - сосед замахнулся и бросил брошку в озеро.
      Брошка сверкнула,  перевернувшись несколько раз в воздухе, и гулко булькнула в воду, почти не сделав на поверхности воды кругов.
      Мама покачала головой:
- Дочка, пойдём домой. Давай руку.
      Мама и дочь до дома шли молча.
- Ну, что, наша брошка или нет? – спросила бабушка.
- Теперь уже не наша, - ответила мама, - он бросил её в озеро,  для того, чтобы скрыть «концы в воду», наверное,  боялся разоблачения.  Да, русская поговорка пришлась кстати.
      Мама продолжала размышлять вслух:
- Вот если бы он сказал: «Да мы нашли брошку, и теперь она наша», я могла бы это понять, и, скорее всего, предложила бы вернуть её за вознаграждение, но вопрос такой даже не встал…
       Таня впервые в жизни столкнулась с откровенной ложью и с подлостью. Больше всего её поразило, что лживыми могут быть взрослы люди. Теперь Таня поняла смысл поговорки: «Спрятать концы в воду».


 29.01.2012


Рецензии
То, что взрослые постоянно врут , я понял ещё в детстве и поэтому брал под сомнение даже то,что мне говорили учителя в школе. Как потом выяснилось, они тоже врали на каждом шагу.Очень трудно найти в этом мире человека, который бы всегда говорил тебе правду. Прочтите мой рассказ из детства "Жалостливая история"...

Алекс Венцель   24.12.2012 10:56     Заявить о нарушении
Спасибо.
Желаю вам по больше радости и отсутствие огорчений.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   24.12.2012 17:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.