Гарий Немченко - писатель, часть 20

               

     Конечно же, Гарий Леонтьевич Немченко не вспомнил меня, когда я отыскала его через 46 лет в Москве, напомнив в телефонном разговоре о нашей встрече на лестнице кемеровского универмага после Второго слёта молодых строителей Кузбасса. Ведь сколько подобных слётов прошло за его жизнь, разве всех делегаток запомнишь?!  Разговаривая со мной по телефону, можно было понять, что он был рад тому, что я его  разыскала, благодарил за память о нём.  Как радовался бы он, наверное, любому звонку от запсибовцев. Ведь как порой хочется на склоне лет поговорить о годах молодых  и окунуться хотя бы мысленно в годы прошедшей молодости. А ведь Запсиб – это наша юность.

На протяжении всех лет Гарий Немченко не давал о себе забыть, напоминая своими очерками, рассказами, которые иногда я читала в периодической печати, когда они попадались  мне на глаза. Статьи с его рассказами о строительстве Запсиба я аккуратно вырезала и бережно хранила как какую-то драгоценность. Потом несколько десятилетий я ничего из его произведений не читала и о нём не слышала. Мне хотелось узнать, каким он стал писателем за эти годы. Почему-то я всегда думала, что он станет хорошим писателем.

И вдруг читаю в нашей местной газете ВПЕРЁД его статью «ГОРЬКИЙ ЛУК ПОБЕДЫ» – поздравление губернатору А. Г. Тулееву с Днём рождения и размышление автора о нелёгкой жизни людей после «перестройки».  Он был в Мариинске и передал в редакцию эту статью. О том, что уже издаются его книги, я в то время ещё не знала.

Через несколько лет после его приезда в наш город мне рассказали о том, что Немченко приезжал из Москвы в Новокузнецк на празднование 45-летия «первого колышка» Запсиба. Специально приехал  на месяц раньше, поэтому ему удалось попутешествовать по Кузбассу, навестить друзей. Я узнала, что наши казаки привозили известного писателя  в Мариинск. Делаю вывод, что сам Господь Бог шёл мне навстречу.

В мастерской знаменитого народного умельца Юрия Михайлова состоялась встреча с писателем Гарием Леонтьевичем Немченко. Его привозили сюда казаки Мариинского казачьего округа, так как к казакам он имеет непосредственное отношение, так как был первым атаманом Московского землячества казаков. Однажды Гария показывали по ТВ. Ведущий передачи представил его в роли  председателя оргкомитета по созыву первого Большого круга казаков России. Гарий Леонтьевич говорил о целях и задачах   землячества казаков. Хочу заметить, что из уст ведущего прозвучала фамилия атамана, но прошли многие годы, и я своего знакомого запсибовца на телеэкране не узнала,  подумала, что это его однофамилец.

Мы с мужем бывали в мастерской Юрия Михайлова. Однажды он рассказал нам о встрече с первым атаманом Московского землячества казаков, с писателем Гарием Немченко и показал автограф, оставленный им  в книге почётных гостей. Эта новость порадовала меня. Жаль, что адреса писателя у мастера не было.

Каково же было моё  удивление, что Гарий Немченко был совсем рядом, у нас, в Мариинске. Если бы мы с ним встретились случайно, то нам было бы что вспомнить о Запсибе. Я же была участницей закладки первого бетона в фундамент под первую доменную печь. Поэтому я просто чувствовала внутреннюю необходимость, исходящую  от чистого сердца, поделиться с кем-то воспоминаниями о наших комсомольских делах. Это происходило ещё и в канун 90-летия ВЛКСМ. Приближалась юбилейная дата, дорогая для нашего поколения. Я полагаю, что комсомол был хорошей школой управления и школой гражданского сознания. Жаль, что всё это уже в прошлом.

 Статью с воспоминаниями о первых годах строительства Запсиба, написанную мной, я отправила в редакцию газеты «Комсомолец Кузбасса», в Кемерово. Позднее я читала эту газету и удивлялась тому, что в ней, о чём только не писали, на мой взгляд, совсем второстепенном,  даже писали о любовных делах Аллы Пугачёвой и Филиппа Киркорова, а моя статья о наших комсомольских делах в газете «Комсомолец  Кузбасса» так и не появилась.

   Но зато в нашей местной газете ВПЕРЁД была опубликована моя статья «МОЛОДОСТЬ МОЯ - ЗАПСИБ», и нашлись в городе люди, кому небезразличны были события тех лет. Кто-то из них учился в то время в Новокузнецком педагогическом институте, встречался с запсибовцами, а кто-то жил и работал в этом городе. Знакомая мне учительница поделилась со мной воспоминаниями о том, как студентки педагогического института, организованные Сталинским райкомом комсомола, встречали с букетами цветов в руках эшелон   демобилизованных солдат на железнодорожном вокзале Новокузнецка.  Это были первые солдаты, прибывшие по комсомольским путёвкам на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, на строительство Запсиба. «Двое из студенток даже позднее вышли замуж за солдат из этой группы и до сих пор живут вместе» – заметила моя коллега.

 Приближалась юбилейная дата, и я просто чувствовала внутреннюю необходимость поделиться с кем-то своими воспоминаниями о комсомольской жизни нашего времени. И я начала поиск адреса Гария Немченко. В Интернет в то время я не выходила, где можно было бы найти информацию о нём. Знакомых в Новокузнецке у меня не было, поэтому я поехала в Кемерово, в Дом литераторов Кузбасса. Там, конечно, знали о месте проживания Гария Немченко,  так как писатели общаются между собой, дали мне его номер телефона и  адреса проживания семьи в Москве и на Северном Кавказе, в городе Майкопе. Я спросила Каткова Александра Ивановича: «Каким писателем стал Гарий Немченко?» И он ответил мне грустным голосом: «У него младший сын погиб. А каким стал Гарий писателем, так это узнаете, когда прочтёте его книги».

Не с того я начала поиск. Прежде всего, я ведь хотела узнать, каким он стал писателем, какие книги написал, так как его очерки читала в периодической печати  давно, а в последние годы они мне как-то не попадались. Мне нужно было бы начать поиск  с нашей  библиотеки им. В. А. Чивилихина. Позднее я нашла там пять книг Гария Немченко и прочла их.

Но я разыскала адрес писателя,  позвонила ему в Москву, напомнила о себе  и высказала просьбу, чтобы писатель выслал мне хотя бы одну свою книгу. Мой муж посоветовал мне выслать ему деньги за книгу и на почтовые расходы. Я выслала тысячу рублей в Москву, но деньги его жена отправила мне назад.  Однако с тех пор поддерживаю дружеские отношения с ним и с его женой, Ларисой Александровной, которая тоже работала на строительстве Западно – Сибирского металлургического комбината и оставила свой след на земле Кузнецкой. Там они познакомились и создали семью, крепкие семейные узы которой проверены временем. Интересно, что почти на сороковом году семейной жизни священник отец Михаил повенчал их в церкви пророка Ильи. Эта церковь находится в селе Ильинском, в восстановлении которой участвовал Запсиб.

 Затем я отправила им бандероль со своими книгами в подарок,  хотела, чтобы они прочитали мои воспоминания о том, как на земле Кузнецкой строился Запсиб. В то время я ещё не знала, что в литературном творчестве Гарий Леонтьевич всю свою жизнь остаётся верен ему.

Из разговора по телефону я узнала, что он долгое время с семьёй жил в посёлке строителей, на Запсибе. Потом он с семьёй переехал в Москву, был членом правления столичного издательства «Советский писатель», заведовал в нём редакцией русской прозы, избирался секретарём Московской писательской организации.  Но всей душой Гарий Леонтьевич был привязан к Кузбассу, поэтому через два десятка лет вернулся на Запсиб и работал там инженером-социологом.

Он сообщил мне о том, что во время приезда в Мариинск  посетил  библиотеку им. В. А. Чивилихина, пообщался с нашими библиотекарями. Ему понравились  библиотека и люди, работающие в ней, опытные в своей работе,  любящие своё библиотечное дело.  В библиотеке  есть его произведения. По виду книг можно сделать вывод о том, что они пользуются спросом у читателей. 

Писатель рассказал, что его приглашали в здание администрации, где  он был гостем мэра города Мариинска. Встречи с людьми оставили добрую память. Город  ему понравился. От поездки в Мариинск у писателя остались хорошие впечатления, но огорчился, что в последнее посещение нашего города ему не удалось поклониться дому, в котором появился на свет будущий писатель В. А. Чивилихин. 

Гарий Леонтьевич был хорошо с ним знаком, общался в литературных кругах и хранит о нашем земляке  добрую память. Вспомнил, как в 1966 году он присутствовал на награждении Владимира Алексеевича Чивилихина премией Ленинского комсомола за повести «Серебряные рельсы», «Про Клаву Иванову» (1964), «Ёлки-моталки» (1965) и заметил, что наш земляк был первым из писателей, получившим эту премию. «Зря их у нас тогда не давали. Но ведь и не давали – не зря!» – сказал писатель, тепло вспоминал о нашем земляке. В недавно вышедшей книге Гария Немченко "Дух черемши" размещена фотография, где он вместе с нашим земляком стоит посреди Георгиевского зала в Кремле в день, когда В. А. Чивилихину вручали премию Ленинского комсомола. Эту книгу Гарий прислал мне в подарок, но и ещё четыре, которые я отдала в дар в разные библиотеки и в музей им. В. А. Чивилихина.

Гарий сказал мне, что уже  был однажды в нашем литературно-мемориальном музее и  видел, как  скрупулёзно  работают сотрудники музея над наследием В. А. Чивилихина. Гарий Леонтьевич выражает им благодарность за самоотверженный труд. Мне же он обещал, как появится возможность, выслать свои новые книги, но ещё и книги, которые нужно было передать в Городскую библиотеку им. В. А. Чивилихина. Так получилось, что при моём содействии, он подарил библиотеке новый четырёхтомник и ещё две свои новые книги «Русский мальчик» и «Счастливая черкеска». Заведующая отделом обслуживания  Н. В. Масалытина написала о Г. Л. Немченко пресс-рему на сайт управления культуры Мариинского района. Каждый раз при общении с писателем по телефону, он передаёт нашим библиотекарям и всем добрым людям привет.

     У известного писателя к нашему городу очень доброе отношение. Мариинск расположен у реки Кия, и он шутит, что Русь-то была не Киевская, а Кийская Русь. Но скрывают от людей то, что от этих мест пошла Русь.    Это, наверное, он пришёл к такой мысли после прочтения моей книги «Свадебное путешествие по Кии – реке» да  после просмотра природных красот, которые были изображены на иллюстрациях.  Я сфотографировала удивительные скалы по обеим сторонам реки во время трёхдневного сплава на катамаранах вниз по Кии.

   Писатель по своей душевной щедрости дарит свои книги. Вот и в этот раз он передал подарок Юрию Михайлову: две книги, диск с песнями кубанских казаков,  диск с документальным фильмом «Прощай, Асуан!» – сценарист Вадим Цаликов, а так же подарил ему видеофильм «Ирбек и Асуан». В книге «Счастливая черкеска» написал Г. Л. Немченко о семье  Кантемировых – известных своими трюками на лошадях джигитов из Осетии, снявшихся в более пятидесяти фильмах. С ними связывает писателя  давняя и крепкая дружба.  А в творчестве Юрия  Михайлова занимают лошади особое место. Его скульптурные композиции  уже увидел мир. 

В июне 2010 года я получила в подарок от писателя  две последние книги – «Русский мальчик» и  «Счастливая черкеска». Это, как говорит  писатель, он отдарился за мои книги. Теперь я буду отдариваться за его пятитомник, который писатель выслал мне в сентябре этого же года, но ещё и  за два сборника писателей Северного Кавказа «Лес одиночества» и «Цепи Кавказских гор». Над составлением этих сборников он работал последнее время.

 А я жила около десяти лет на Северном Кавказе, училась в университете в Нальчике, работая в школе, учила детей немецкому языку. И поэтому некоторых писателей и поэтов я знаю. Творческие люди Кабардино-Балкарии часто приезжали в населённые пункты для встречи с читателями. Они несли свою культуру в народ. Таким образом, я имела счастье слышать авторские стихи из уст знаменитого балкарского поэта Кайсына Кулиева. В школе, где я работала, была встреча с известным кабардинским писателем Алимом Кешоковым.  После встречи учителя, кто был постарше, фотографировались с ним. А я была молодая учительница, постеснялась стать не только рядом с писателем, но и на заднем плане. Я очень благодарна Гарию Леонтьевичу за эти книги, так как они вернули меня мысленно на Северный Кавказ. Опять-таки некоторые повести из этих книг уже экранизированы, я видела их на телеэкране.

А недавно я прочла стихи  Г. Л. Немченко в Интернете. Оказывается, что он не только писатель-прозаик, очеркист, но и прекрасный поэт, душа которого наполнена страданием и болью за нашу разрушенную «перестройкой» страну. Но и с давних времён я помню одно из его стихотворений, которое было очень популярное, часто исполнялось и стало позднее гимном молодёжи.

Нас с тобой заметали снега,
Засыпала суровая вьюга,
Здесь мы поняли, как дорога
Помощь друга, хорошего друга.
Было первым из нас нелегко,
Мы к палаткам привыкли нескоро.
А теперь мы ушли далеко,
За плечами оставили город.
Мы подругам в суровые дни
Согревали дыханием руки,
Чтобы к звёздам ушли корабли
И вели их упрямые внуки.
Говорят, что и нам повезло,
Хоть живём далеко мы от дома.
И мы знаем, всем вьюгам назло
Загудит комсомольская домна.

Позднее я узнала о том,  Гарий  Немченко написал это стихотворение, шутя, когда он упражнялся в стихосложении вместе с другом  Робертом Кесслер. Стихотворение написал быстро и подарил ему. Друзья  вместе работали  в газете. Эти слова со временем не были забыты. Они и сегодня звучат на юбилейных торжествах.

С большим удовольствием прочла все книги, которые он мне прислал, и пришла к мнению, что Гарий Леонтьевич Немченко является лучшим из всех лучших российских писателей нашего времени. В своих произведениях он исследует тайны человеческих отношений, глубины характера своих персонажей. Мне понравились отменные психологические портреты персонажей, описанные им в  произведении «Я – не Гавриил Попов».  Прекрасна его повесть «Заступница», написанная на наречии людей живущих на его малой родине, на Кубани.   Все его рассказы, очерки и повести перечислять я не буду, так как советую их лучше прочесть, но хочу отметить, что во всех книгах, которые я прочитала,  нашла для себя много интересного и познавательного.

Будучи первым атаманом землячества казаков в Москве, он хорошо изучил историю казачества на Руси, передал эти знания своему читателю. Для меня эта тема была совершенно новой. Его исследования казачества подтолкнули меня к исследованию моего родового древа, где я отыскала среди своих пращуров по линии мамы терских казаков. Отец моей прапрабабушки был терский казак Копылов, приехал с Терека на Алтай, в Новопокровку, чтобы защищать новые российские земли.

Каково же было моё удивление, когда я прочла его книги, и почти в каждой из них нашла добрые слова о запсибовцах.  На страницах его книг  были подробно описаны главные события, связанные со строительством Западно – Сибирского металлургического комбината, свидетелем которых он был  –   настоящая летопись славных дел строителей Запсиба. Это как же нужно было прикипеть душой к этому месту, чтобы так много и проникновенно написать о Запсибе?!

 Он писал и пишет о строителях, о руководителях, о друзьях, о знакомых и незнакомых людях, о важных событиях, о своей работе и семье, о своём участии во всех важных делах. А как же иначе, будучи корреспондентом, он обязан был вникать и описывать всё, что происходило на строительстве нового металлургического комбината. И каждая строчка о нём,  проникнута немеркнущей любовью к месту, где писатель начинал свой нелёгкий трудовой путь. А я читала его рассказы и повести, узнавала действующих лиц, вспоминала события тех лет. Всё было таким родным и близким. Каждая прочитанная книга наполняла меня новыми знаниями, так как познания самого писателя – очень обширны. Он честно описывает все события и нашу жизнь такой, какая она есть. Хочу заметить, что свободолюбивому писателю присуще свободомыслие, честное и правдивое оценочное суждение о людях у власти стоящих. И это особенно наблюдается в его последних произведениях.

И вот я получаю от писателя его новую книгу. Это был документальный роман «Бригадир», в  котором Гарий Немченко изложил свои размышления о Старом Осколе, о старом друге Николае Шевченко,  с которым связала его судьба со времён строительства Запсиба, о старом товариществе.  Автор открыл тайну производства подлинных человеческих отношений, духа единения, братства, долга, преданности Отчизне как основ бытия личности и общества. Он с болью в душе рассказал на страницах романа о крушении нашей великой страны. Я читала его, перелистывала страницу за страницей, а перед глазами вставали знакомые мне когда-то люди и совсем незнакомые. А дочитав роман до конца, пришла к мнению, что давно пришла пора ещё при жизни поставить памятник российскому писателю Гарию Леонтьевичу Немченко на Маяковой горе, в Заводском районе города Новокузнецка.

Я вижу проект памятник таким: на высоком постаменте возвышается скульптура писателя, отлитая из металла, выплавленного на Западно – Сибирском металлургическом комбинате. У его ног стоит большой портфель, из которого торчат книги.  По бокам постамента видны рельефные изображения  действующих лиц  романа «Бригадир», с кем свила его судьба на дороге жизни. Пусть стоит памятник на виду у всех жителей и гостей города, высоко возвышается над всеми персонажами книги «Бригадир», потому что  Гарий Немченко  написал о них, а написанная автором летопись их славных дел, останется на её страницах и в памяти людской навеки. О своей идее я рассказала писателю в разговоре по телефону, и она рассмешила его. Пошутили, посмеялись. И место неподходящее, так как на Маяковой горе давно уже разбиты дачные участки.

Когда я читала  некоторые повести  Г. Л. Немченко, то перед глазами возникали персонажи фильмов, которые я уже видела на экране, такие как «Конец первой серии», «Красный петух Плимутрок», «Скрытая работа», «Брат, найди брата!» Значит,  его произведения были экранизированы.
Позднее писатель рассказал мне, что в основу этих кинофильмов легли его одноимённые повести, а соавтором сценария к фильму «Брат, найди брата!»  была Сильва Сергейчикова. Постановку фильма произвёл  талантливый режиссёр Анатолий Сергеевич Галиев. Киностудия Довженко сняла этот фильм в его родной станице Отрадная. Сценарий к фильму «Красный петух Плимутрок» по одноимённой повести Г. Л. Немченко написала известная писательница Виктория Токорева.  Постановку этого фильма произвёл талантливый режиссёр Михаил Бельчиков. Он же был соавтором сценария и режиссёром кинофильма «Скрытая работа», снятого так же по одноимённой повести Гария Немченко.

 Эти фильмы показывали на телеэкране три года тому назад. И шли они все подряд один за другим. Интересно то, что все эти фильмы мы с мужем просмотрели от начала до конца. А это значит, что сценарий фильмов и их постановка были удачными, поэтому мы и задержались у экрана телевизора. Оказывается, что Гарий Леонтьевич Немченко  давно уже трудится на благо телезрителя, но кто знает об этом?! Только однажды в титрах к фильму «Брат, найди брата!» я заметила, как быстро промелькнула  строка с его фамилией – Гарий Немченко.  «А причём тут Гарий Немченко?» – прозвучал мой вопрос. «А ты что его знаешь?» – спросил муж. «Это же мой знакомый запсибовец. Мы вместе с ним ездили как делегаты от Запсиба на Второй слёт молодых строителей Кузбасса», – ответила я мужу.

Вот с тех пор я и начала поиск его адреса. А когда нашла самого писателя, то узнала о том, что он написал ещё и сценарии к четырём документальным фильмам. Три из них я видела. Это были фильмы «Казачий круг», «Хранитель», «Где Ложкин прячет золото». Эти фильмы были сняты Северо-Осетинской киностудией в Предгорье, где жил писатель. Режиссёром был Игорь Икоев. Интересны были  сценарии Гария Немченко к двум мультипликационным фильмам. Вот так я познакомилась с Гарием Леонтьевичем Немченко не только как с замечательным писателем, но и прекрасным сценаристом, художником слова – от Бога.

 Благодаря Гарию Немченко вышла в свет книга выдающегося оружейного конструктора автомата АК-47 Михаила Калашникова «От чужого порога до Спасских ворот». Писатель записал его мемуары и произвёл литературную обработку, за что и был отмечен премией «Сталинград».

Можно сказать, что мастер слова успешно решает любую задачу, поставленную перед ним. Его успехи закладывались ещё со школьной поры, так как школу он окончил с золотой медалью. Начав свою трудовую деятельность после окончания в 1959 году факультета журналистики МГУ в многотиражной газете «Металлургстрой» под Новокузнецком, он зарядился особой энергетикой от земли Кузнецкой, наполнился  особым духом, который питает его на протяжении всей жизни, даёт силы для плодотворного литературного творчества. 

В литературном багаже Гария Леонтьевича Немченко более 50 книг прозы, пять томов избранных произведений, есть прекрасные стихи, переводы романов народного писателя Адыгеи Юнуса Чуяко «Сказание о Железном волке», «Милосердие Чёрных гор, или Смерть за Чёрной речкой». Составитель сборников рассказов и повестей северокавказских писателей «Война длиною в жизнь», «Цепи снеговых гор», «Лес одиночества». За сборник «Война длиною в жизнь» Гарий Немченко получил специальный приз на ХХI Московской международной книжной ярмарке. Заслуженный работник культуры Республики Адыгея.

Многие его повести, очерки и рассказы успешно публикуются в периодической печати. Произведения  Г. Л. Немченко переведены на многие иностранные языки. Он лауреат премии ВЦСПС и Союза писателей СССР «За лучшее произведение о рабочем классе», а так же лауреат премий имени Николая Островского и имени Пушкина, награждён орденом «Знак Почёта». За роман «Пашка, моя милиция» отмечен знаком «Отличник советской милиции». Рассказ «Хоккей в сибирском городе» был отмечен Спорткомитетом СССР как лучшее художественное произведение о хоккее. За этот рассказ Гарий Немченко  в составе группы писателей удалось съездить в ФРГ на чемпионат мира по хоккею.

 Есть ли у него  награды нашего Кузбасса?
 За заслуги перед культурой Кузбасса Гарий Немченко награждён областной медалью «За Веру и Добро» и почётным знаком «За заслуги перед г. Новокузнецком» (2011 г.). На губернаторском приёме в честь 50-летия начала строительства Западно – Сибирского металлургического комбината А. Г. Тулеев вручил Гарию Немченко премию Кузбасса за выдающиеся заслуги в развитии литературы (2007 г.). Писателя называют культурным полпредом Кузбасса. В Интернете я нахожу сейчас о нём очень много информации. Интересно, что  два года тому назад я ничего не знала о давно известном во всём мире советском журналисте и российском писателе Гарии Леонтьевиче Немченко.

Фото автора. Книги Г. Л. Немченко.


Рецензии
Алифтина Павловна, спасибо.
Как приятно было читать пусть заочно, но знакомых людях.
Гарий Немченко - историк Запсиба...
А с Михайловым встречались в Сростках. Есть у меня его автограф под головой гордого коня, его карандашного рисунка...
Выписала у Вас названия фильмов по сценариям любимого Вами писателя. Постараюсь их найти в интернете и посмотреть.

Я чуть-чуть причастна к 250 стану. На месяц отправляли туда "в командировку"

Наталья Еремеева   14.04.2012 18:53     Заявить о нарушении
Спасибо, что заглянули на мою страницу. Рекомендую почитать ещё и "Точки пересечения с Николаем Шевченко", возможно и там найдёте знакомых запсибовцев. С уважением, Алифтина.

Алифтина Павловна Попова   14.04.2012 19:07   Заявить о нарушении
Алефтина Павловна, спасибо за интересную публикацию. Гарий Немченко мне запомнился статьей "Наши уже никогда не придут". На заре преобразований в стране он провидчески сказал, что возврат к социализму уже невозможен. Это был горький и правдивый очерк. С уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   26.04.2013 10:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь Алексеевна за отклик и, что нашли время заглянуть на мою страницу. С уважением,

Алифтина Павловна Попова   26.04.2013 11:54   Заявить о нарушении