Осадок от доблестной российской милиции

Совсем недавно мне довелось побывать в гостях у моих друзей в России. Дни прошли очень быстро и было много интересных встреч и новых знакомств. Впрочем, это уже отдельная тема разговора...
Вот что меня очень расстроило, так это встреча с представителями органов российского правопорядка. Начну вот с чего.

Ох, уж эта регистрация!

Есть такое правило для всех украинцев, пожелавших приехать в Россию: они должны стать на учет в конкретном месте. Неудобств тут, конечно, целая куча. С одной стороны, ты можешь быть беспрепятственно 3 месяца в стране, но с другой, ты не можешь быть просто так, а надо зарегистрироваться. Для чего? Не знаю. Если это привязать к борьбе с терроризмом, то как-то не вяжется. Как я понимаю, все террористы, совершившие подрывы в России - это как раз таки ее формально добропорядочные граждане с Кавказа. Да и у террористов наверняка все и всегда с документами будет в полном ажуре. Обидно и то, что в Украине таких требований к российским гражданам как к нам в России не предъявляют: мои российские родственники у нас свободно гостят без всех этих регистрационных мытарств... Впрочем, пусть так и будет дальше для них...
Скорее тут дело в другом: типа борьба с нелегальными мигрантами. Не знаю только какая тут польза государственной казне. Мне ранее приходилось сталкиваться с органами власти (и слышать много от других!), когда сам невольно нарушал какие-то закорючки закона. Только польза была всегда не казне, а карману конкретного чиновника. От этих законов есть польза лишь для развития коррупции в органах на самом начальном их уровне. Выводят в тамбур вагона, сажают на время в "обезьянник", отводят в сторону - о сколько есть еще для этого укромных мест? - и произносят помпезную тираду о необходимости соблюдения всех предписаний российского законодательства. И все это с единственной целью окончательно ужаснуть и так порядком напуганного суровым взглядом блюстителя закона струхнувшего мигранта из ближнего зарубежья из вроде бы братской Украины.

Людские страхи перед униформой

Мне всегда было интересно оценить собственную реакцию на обращение человека в военной фуражке: "Гражданин! Предъявите документы!" Я вдруг замечал в себе странную внутреннюю неуверенность. "Почему я как-то постоянно смущаюсь от них? - думал я про себя - ведь я законопослушный гражданин. Не занимался преступной деятельностью. Есть документы при себе. Почему есть какая-то тень страха перед красной корочкой или формой милиционера (таможенника, пограничника)?" Не знаю как кому, но мне пришла в голову только одна догадка.
На деле реально приходилось сталкиваться не раз с тем, как у человека в униформе с ловкостью  картежного шулера с рукава постоянно вылезали какие-то неизвестные для простого обывателя дополнительные инструкции к закону. Ведь когда он говорит, например, что у тебя вещей много или денег или, не дай Бог, нет какой-то росписи в документе, возникает подозрение, что именно так же себя беспомощными чувствовали и заключенные Заксенхаузена или Освенцима, когда им приказывали что-то сделать. Лично я вообще не знаю своих прав, как и большинство подобных мне обывателей. Когда слышу: "У вас тут нет таково-то или вот это не так", я никогда не могу узнать точно ли это так, а проверить я тоже не смогу. Почему? - может кто-то спросить. Да по той простой причине, что инструкции эти могут меняться каждый день, да и не видел я нигде каких-то подробных памяток на эту тему в более-менее подробно-понятном виде. Если представитель закона решит, что тебя надо как-то пощипать, то он может найти для этого много способов. Кто с ними захочет связываться, когда для выяснения они предложат выйти с поезда или пройти в отделение милиции за 20 минут до отправления твоего состава? Да еще в чужой стране с вообще неизвестными тебе законами? Может я и сгущаю краски, но все это примерно так выглядит с моей колокольни.

Перонный эксцесс с блюстителями

Возвратимся к моей ситуации. За минут 20 до посадки на поезд 097 "Москва - Керчь" с Курского вокзала, когда я тащу свой баул с личными вещами, меня выдергивают из пассажирского потока трое людей в гражданской одежде. Ничего милицейского в их внешнем виде я не усмотрел, но они как по команде вынули из нагрудных карманов свои красненькие удостоверения и тыкнули мне в недоуменную физиономию. Едва успел я прочесть в одном из них что-то про милицию, как книжонки были спрятаны. Мелькнула, конечно, мысль о ненастоящих милиционерах, но вопросы дальше пошли вполне милицейские. Предъявил документ с трудом выбитый у ижевских ОМУОСиП УФМС.
Все было бы куда проще, если бы эти органы все сделали как надо. Вначале они меня уверяли, что одного вкладыша при пересечении границы мне достаточно, но памятуя о строгости московских порядков я настоял на выдаче мне реальной регистрации. И вместо простого штампа на вкладыше, они мне выдали отрывную часть к бланку уведомления, предназначенную для принимающей стороны. На мою беду, принимающая сторона была евангельская церковь Ижевска "Дело Веры". У них было здание, где они имели право принимать таких как я и меня там и зарегистрировали. Законность была подтверждена печатью этого самого загадочного для меня ижевского ОМУОСиП УФМС. Казалось бы, какие тут могут возникнуть вопросы?! Есть регистрация государственным органом и все должно быть ок.
Может для кого-то и так, но не для этих московских блюстителей в бомжеватом виде.Один стал выкрикивать, медленно читая текст печати: "Что это такое?!! Ре-ли-ги-оз-ная ор-га-ни-за-ция Цер-ковь хрис-ти-ан Ве-ры Еван-гель-ской "Де-ло ве-ры"?!!! Ты сектант???!!! У нас секты запрещены в Росии!!!!!" Последние слова он буквально орал с ненавистью, многократно повторяя свои гениальные выводы...
- Так ты Иегова?!! Сектант?!! - все выкрикивал страж порядка
Что прикажете сказать в ответ? Прочитать лекцию об истории протестантизма за пять минут? Как можно спокойней постарался высказать:
- Я не Свидетель Иеговы. Я - евангельский христианин...
- Ты был в секте?!! Тут печать секты стоит!!! Что ты мне тут несешь?!! - выкрикивал вроде бы милиционер.
Про себя думаю: "Ну, государственный орган зарегистрировал меня и признал тем самым законность церкви, а человек - слуга закона в законе как баран в апельсинах... Сказать ему об этом, так потянет ведь опять в обезьянник..." Я уже как-то там бывал. Тоже, кстати, на Курском вокзале. Там у меня половину денег отняли (50 долларов). Правда это было еще в неспокойные 90-е, но все же... Мне что-то совсем не хотелось опять туда. Какие же аргументы можно тут привести?
- У нас в стране, в Украине, протестантские церкви признаны государством как и у вас в России. Печать церкви подтверждает само право осуществлять такую регистрацию моего местожительства...
- Так ты евангельский христианин? Ты неправославный? - несколько спокойней переспросил еще один из троицы.
- Да, я - евангельский христианин - ответил я ему.
- Ладно. Иди - и после этих слов мой приставала неохотно отдал мне мою бумагу, поняв, что с меня даже как с паршивой овцы ему и клока шерсти не достанется...

Размышления вдогонку

Мне буквально физически поплохело от такого обращения. Нет, меня не били, слава Богу, но насколько явно сквозило пренебрежение! На меня он смотрел как на какого-то недочеловека. Откуда это? Ведь он страж закона и перед законом все должны быть равны, а получается, что не все. Или если это такое равенство, то видимо кто-то ровнее перед законом. Это же он так будет и своих граждан унижать за их неправославие...
Чем же движимы милиционеры: законами или газетными публикациями? Вот оно как на практике происходит формирование общественного мнения. Если даже для стража закона закон перестал быть законом, то что же говорить о простых людях? Получается, что милицию никто не инструктирует как поступать с представителями разных религий. А надо бы. Какой-то ликбез для постовых или оперов. Причем не сектоведам это надо делать, а именно религиоведам. Иначе органы власти превратятся в неких придаток православной церкви, используя свои возможности для ее укрепления в обход всяких норм закона. Если государство декларирует равенство все перед законом, независимо от веры, то надо просто последовательно проводить это в жизнь. ИМХО.

P.S. Может все гораздо проще? То просто были хлопцы из левого подразделения, решившие тупо пощипать мигрантов-зароботчан в свободное от основной работы время? Если так, то где же настоящие милиционеры в это время находились? Почему этих шабашников не осадили? Непонятно. ИМХО.


Рецензии
"Есть такое правило для всех украинцев, пожелавших приехать в Росси..." - РоссиЮ?

"Мне всегда было интересно оценить на свою собственную реакцию на обращение..." - НА реакцию?

-----------------------------------------------------------------

Мысли - верные излагаете.

Дмитрий Сухарев   12.08.2012 07:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за поправку. Только заметил. Вроде исправил.

Василий Гапонов   12.08.2012 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.