Вторая заповедь

Отрывок из повести "ПЕРЕЙТИ ГРАНИЦУ"
. . .   . . .   . . .
На столе я увидел толстую книгу в самодельном несуразном переплёте с множеством бумажных закладок. Я поднял её – это была Библия.
– Давно читаешь?
– А как попала мне в руки в психушке, так и читаю. Теперь постоянно.
Он взял у меня книгу, открыл её на одной из закладок. Провёл пальцем по странице, нашёл отмеченное место: 
 – Вот, Притчи Соломона: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом.» – Колян поднял на меня глаза, проверяя, как я реагирую. Что-то не давало мне покоя, свербела мысль: «Какая психушка?» Он подцепил язычок следующей закладки, переложил налево захваченные страницы и прочитал из Евангелия от Марка:
 – «Если кто имеет уши слышать, да слышит! И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.» 
Я не очень понял последнюю фразу, а он читал уже с другого места:
– «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.» Так, ага: «…и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.» – Николай закрыл Библию. – Ты понял? 
 – Да в общем-то, понятно – надо к другим относиться как к самому себе.
– А если ты не любишь себя? Как соблюдать эту заповедь?
– Да, себя любить надо.
– Вот если я отношусь к тебе с такой же любовью как к себе – между нами знак равенства. Так? Но в таком случае я приношу себя в жертву. Получается мне страдать и гибнуть: «…есть больше всех всесожжений…» Какие же мы равные?!
– Ты хочешь сказать, что невозможно следовать этой заповеди?
– Как же невозможно? Возможно, – после небольшой паузы он пояснил. – Но только с верой в Бога, с соблюдением первой заповеди.
– Так что же, кто в Бога не верит, не может любить ближнего своего?
– Не может, так как по заповеди сказано: «…как самого себя».
– Да, почему!?
– Потому что без Бога.
– Да… – вздохнул я.
. . .   . . .   . . .


Рецензии