Поразительный случай мгновенного перевоспитания

5-й лагпункт Дубровлага был, по моему мнению, одним из лучших лагерей, в которых я побывал за свою лагерную жизнь. Хотя это был штрафной лагерь, в который я попал из-за своего участия "в массовом неповиновении". Лучшим он конечно был, прежде всего из-за того, что я был там со своими друзьями Лёшкой Ржанициным и   Борькой Кобелевым, просто великолепными людьми. Между прочим, лагерь пользовался мировой известностью: в начале 90-х мне из Англии прислали газету, где была помещена статья одного из пленных холодной войны, содержавшегося в этом лагере. Там был нарисованный по памяти, но очень верный план лагеря и описание порядков, не очень изменившихся за те несколько лет, что нас разделяли. Я был там в 60-м, а он где-то в в начале 50-х.

Лагерь был хорош ещё и тем, что отношение надзирателей к заключённым было в общем довольно "гуманным". Случаев беспричинной жестокости и издевательства не могу припомнить. Особенно мягок был надзиратель по фамилии Кузнецов. Даже когда он наталкивался на явные нарушения (например, на игру в карты) он ограничивался мягким  упрёком: "Нехорошо Вы делаете, ребята" и не принимал никаких карательных мер и даже не отнимал карты.

Я отбыл годовой срок "внутрилагерного наказания" и вернулся из "строгого режима" в лагерь с "усиленным режимом". "Общий" и тем более "облегчённый режим" мне не полагался "по статье". В новом лагере я встретился с зеком, который побывал на 5-м до меня. Мы с удовольствием обменялись  впечатлениями и он согласился с моим определением, что там были лучшие надзиратели. Но совершенно неожиданно он добавил: "Но есть там один гад по Фамилии Кузнецов. Заметит мельчайшее нарушение и тотчас тащит на вахту и оформляет в ШИЗО. Специально неожиданно появляется в бараках в любое время, чтобы застукать нарушителей."

Это настолько не соответствовало моему представлению, что я решил, что это был его однофамилец. С изумлением узнал, что тот же самый! Просто однажды, когда он проходил по бараку, орлиным взором выискивая нарушителей, с верхних нар один из зеков накинул петлю ему на шею и стал изо всей силы её затягивать. Кузнецов был здоровый мужик (типа современного "спецназовца") и смог вырваться и выскочить из барака с петлей на шее. Вернулся на работу он уже совсем другим человеком.

10.04.12      фомченко


Рецензии