Пара фраз о Рильке

Есть несколько немецких поэтов – таинственными незримыми нитями связанных с нашей страной: Клеменс Мария Брентано, Адельберт фон Шамиссо, Райнер Мария Рильке.

Сегодня вспомнился, отчего-то, Рильке:

"...Думали ли Вы когда-нибудь о том, что гордость и смирение – почти одно и то же, что, пожалуй, именно сходство обоих чувств можно даже было бы принять за меру их истинности и верности?
А чувствовали Вы когда-нибудь, что к этому воззрению можно прийти в России, только в России?"

"Перед маленькой часовней Иверской Богоматери в Москве: коленопреклонённые люди в ней выше тех, которые стоят, а те, что склоняются, выпрямляются до гигантской величины; так это бывает в России".

"Когда я буду знать русский язык и смогу говорить на нём, – я буду чувствовать себя до конца русским.
Тогда я трижды, как православный, поклонюсь Знаменской, которую люблю больше всего...
Уж, конечно, не в Исаакиевском соборе, а скорее в той маленькой церквушке, которую Васнецов построил в Абрамцеве, или в той, что находится в селе Останкино, или... ещё в какой-нибудь, где Богоматери обладают величием, которое в мечтах соединяешь с их девственностью и женственностью..."

"После моего возвращения из Москвы огромное усердие овладело мною и огромное одиночество.
Обложившись разными папками, я рассматривал древние русские иконы, изучал, как изображаются в православной церкви Христос и богоматери, и понял, чем отличается Владимирская от Смоленской.
Мне до сих пор кажется, что все эти вещи имеют величайшее значение, да и вообще они — то единственное, что имеет смысл изучать."

"Россия — последний укромнейший уголок в сердце Господа, все его прекраснейшие сокровища — там.
И они не разбросаны повсюду, праздные и покрытые пылью, — они служат той глубокой набожности, из которой испокон веков возникали чудеса и произведения искусства."

"Здесь в России впервые подходишь к вещам вплотную, вступаешь с ними в непосредственную связь и неустанно продолжаешь общаться с ними, и это общение кажется почти взаимным..."

"...все так прекрасно у Вас в России.
Даже это само по себе отталкивающее обстоятельство, что многие русские чуждаются нынче своей родины, мечтают о загранице и подражают ее поверхностному или недолговечному своеобразию!
И в то время как они упускают возможность постичь и использовать все то прекрасное, что есть на их родине, я — иностранец — надеюсь, что все больше и больше приобщаюсь к русскому бытию и становлюсь глашатаем тысячи его достоинств...

Это нечто непроизвольное для меня: я чувствую, что русские вещи становятся лучшими образами и названиями для моих собственных откровений и чувств.
И что с их помощью — как только я овладею ими — я смогу выразить все, что рвется к ясности и звучанию в моем искусстве."

(с)Райнер М.Рильке. Из писем

Приступы ностальгической тоски по России австрийский поэт Райнер Мария Рильке - испытывал до конца своих дней.


Рецензии
Ну и жил бы в России. Чего тосковать то? Мало ли немцев переселялось в Россию?

Владимир Прозоров   13.06.2017 21:31     Заявить о нарушении
Жалко умер Рильке уже.
А то бы вас спросил обязательно.

Кузьма Калабашкин   13.06.2017 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.