История дедушки Иброгим-бобо

Ах, жизнь ныне совсем иная, не такая, какая была сорок или шестьдесят лет назад. Тогда мы слово «трактор» не знали, тем более, не представляли, что из себя сея машина представляет. А теперь в нашем кишлаке[1] только на тракторах и катаются. Да и я тоже знатный тракторист, вспахиваю поля, засеваем хлопок и пшеницу. Богатый урожай собираем, родину обеспечиваем нужной продукцией.

Дети мои пошли в меня – тоже трудолюбивые. Правда, несколько в иной части. Старший сын – конструктор самолетов, работает в Ташкентском авиационно-производственном объединении имени Валерия Чкалова; средний – испытатель космических кораблей, на космодроме «Байконур» служит; младший – инженер-электронщик, разные автоматические приборы создает в НПО «Кибернетика». И внуки мои пошли в них – все с техникой увлекаются, что-то собирают, монтируют, делают, в институтах учатся, дипломы защищают. Уверен, что выйдет из них толк, тоже пользу стране принесут.
Сейчас они все живут в городах нашей необъятной родины, но иногда приезжают в наш кишлак, в гости. Проведать нас, родителей-пенсионеров, чтобы не скучали, не ворчали, мол, позабыли предков, помочь не хотят. Хотя я лично не ворчу ни на кого, и сам не люблю дома сидеть, все равно вывожу в поле свой старенький трактор «Беларусь», взрыхливаю почву, удаляю сорняки, прокладываю канавки для воды. Труд – лучшее занятие для мужчины. Моя жена раньше бухгалтером работала, ныне тоже бегает в колхозное управление, помогает молодежи со счетами и проводками.

Только нынче немного трудноватые времена настали – запчастей не хватает. Наш бригадир бегает по машинно-тракторным станциям, все пытается нужные детали раздобыть, а ему отвечают: подождите, не получили еще с заводов, какие-то проблемы с предоплатой. Оказывается, реформы что-то там замутили, из-за этого нестыковки идут. Пока там наверху с ними разбираются, концы с концами сводят в планировании и организации снабжения, в колхозе свои проблемы. Большая часть техники вышла из строя, а замены им нет. Даже мой старенький «ослик», как я нежно называю свой трактор, встал как вскопанный, не хочет работать. Я поковырялся в нем, понес главному инженеру проржавевшие и изношенные детали, а тот посмотрел на них, махнул рукой:
- Что вы, Иброгим-бобо, эти детали никто уже не выпускает. Ваш трактор давно хотели списать, да только вас жалели, не трогали. А теперь, извините, пора в утиль, на металлолом! Может, купим новый...

- Когда? – интересуюсь я, на что получаю туманный ответ:
- Ну... может в конце года... или через год... С поставками сложновато ныне... Иброгим-бобо, лучше вам идти домой, как что-то произойдет хорошее – вам сообщу. А вообще, в ваши семьдесят три года можно отдыхать, не думать о производстве, - хмыкнул инженер. – Вы свое и отвоевали, и отработали.
Вздохнул я и пошел домой. Ну, воевал я против фашизма неплохо – три ордена, десять медалей, до Будапешта дошел, танк мой хоть и имел пробоины, однако всегда оставался в строю. И работал после войны не плохо – почетные грамоты и премии, орден «Знак почета». Но все равно скучно дома сидеть, да ворчание жены слышать. А тут на майские праздники сыновья с детьми приезжают ко мне. Дом ожил, моя старушка забегала, прибирается, готовит вкуснятину, однако невестки ее с кухни прогнали, сами все делают: убирают, стирают, обед готовят, продукты с базара приносят. Мужчины по дому ходят, в порядок приводят: новый генератор поставили, электропроводку натянули, освещение установили в темных местах. Даже спутниковую антенну укрепили на крыше дома – это чтобы я смотрел индийские или арабские фильмы. За короткое время превратили мой дом в настоящий эмирский дворец, хе-хе...

- Отахон[2], это вам, отдыхайте, - говорят мои сыновья, показывая на огромный телевизор, что прикрепили на стене, а внуки асфальтируют тем временем дорожки, канализацию переделывают, новые фильтры вкручивают. Любо-дорого смотреть, какие умелые руки у моих детей.
Вечером, все собрались у дастархана[3], ужинаем – плов, лепешки, салаты, душистый чай, фрукты и сладкое. В гостиной ярко горят лампы, что от солнечного генератора электричество получают. Телевизор японскую мелодраму показывает. Беседуем за едой. Женщины, правда, о своем – о моде, новых платьях и ювелирных изделиях, а мужчины – о современной технике. Сетуют тут мои сыновья:
- Ах, прогресс технический замедлился, не можем удовлетворить растущие потребности экономики в хорошей технике, в частности, для нужд авиации. Пассажиропоток и грузообороты растут, а лайнеры до сих пор старой модели клепаем. Непорядок. Хорошие самолеты требуют мощных двигателей, а с ними проблемы. Конструктора не хотят новое изобретать, все старое пускают в дело, мол, проверенно временем, надежно. А у французов ныне аэробусы по четыреста человек на борт берут, дальность полета – десять тысяч километров!

- Да. И у нас такая же история, - поддерживает старшего брата средний. – До сих пор «Союзы» в космос запускаем, тогда как у американцев – спейсшаттлы, корабли нового направления. Нам бы тоже нечто подобное создать... Мощное. Чтобы могли на орбиту поднять двести, а то и четыреста тонн за один запуск! Тогда и до Марса рукой подать...
- Нужна вам, братья, антигравитация, - задумчиво произносит третий сын. – Антигравитация – вот что обеспечит вам рывок в будущее.
Тут в разговор вступились внуки, стали свои мнения выдавать. Спор пошел. Я слушаю их и ничего не понимаю. Пытался о своих проблемах сказать:
- У меня тут трактор сломался...
- Ах, отахон, какой тут трактор! – отмахнулись от меня. – Ныне трактор – это прошлый век, о нем даже говорить не хочется. Это все равно что вместо станка с числовым управлением использовать каменный топор для обработки деталей в космонавтике! Вот наладим новую технику, получите супертрактор, где только робот будет, а не человек!

Не обиделся я на них, понимаю, что они решают более серьезные дела, важные для страны, а я к ним с дурацким трактором влезаю. Вышел на кухню, смотрю - там младший внук прикручивает какую-то деталь к плите. «Бобо, теперь можно обед еще с микроволнами готовить, я вам тут мощный генератор установил. Еда будет более вкуснее», - улыбаясь, говорит он и складывает инструменты в чемоданчик. Не стал пока спрашивать, о чем это он, а лишь поинтересовался:
- Внучек, тут все говорят об антигравитации... Что это? Просвети меня.
Тот поднял на меня глаза, почесал затылок, а потом отвечает:
- Бобо[4], вопрос не простой... Образования у вас недостаточно для пояснения сложных физических законов... Это вам не трактор – это сложная теория гравитации...
- Ну, внучек, ты мне просто скажи, что это... двумя-тремя простыми словами...

Внук почесал уже лоб, после чего сказал:
- Гравитация – это то, что притягивает к земле, а антигравитация – отталкивает. Можно поднимать грузы и летать в иные миры за счет силы, что противоположно гравитации, как, например, на теплом воздухе в небо поднимается шар. Но таких машин еще не существует. Все это теория... можно сказать, фантастика! Хотя ученые над этим работают. Кто создаст такой двигатель – завоюет мир, в хорошем смысле. Не нужны будут двигатели внутреннего сгорания, что загрязняют окружающую среду, да и электрические, требующие много энергии, окажутся не восстребованными. Антигравитационные, используя только силу природы, мощь Земли, будут двигать транспорт, станут двигателями в бытовых приборах... Тогда начнется новая эра в человеческой цивилизации.
Сказав это, внук вышел из кухни, а я остался один, обдумывать услышанное. Конечно, ничего в теории гравитации не понимаю, однако мысль сама понравилась. Вот бы смастерить такое, чтобы могло и двигать, и поднимать, работу делать. Какая помощь нашему колхозу! Вместо старых тракторов новые, с антигравитационными моторами. Им и солярки не нужно, и электричество ни к спеху. Только за счет антигравитационных полей осуществлять движение.

Когда сыновья с семьями уехали обратно в свои города, а старушка занялась по дому, то я вернулся к сараю, где находились инструменты, всякое там железо, барахло, вобщем. Раньше там я держал свой старенький «Москвич», да только его потом подарил школе, чтобы детей можно было отвозить куда-нибудь. Мне-то автомобиль ни к чему, дальше села не езжу. А если и нужно, то всегда автобус есть, ходит он по расписанию, всегда добраться до райцентра можно.
Присев, стал я ковыряться в груде всякого старья. Нашел радиоламповый приемник, генератор, проволоку, трубы, автозапчасти, в частности, спидометр, тахометр, устройство для зарядки и многое другое. Хотел я как-то все это на металлолом сдать, да руки не дошли. А сейчас идея возникла, как молния проскочила. Сам того не понимая, стал я собирать все в одну цепь, схему создавать. Никакой науки, никаких экспериментов, просто смекалка и жизненный опыт. Работа ладилась, благо электросварочный аппарат был еще, а со сварочными работами был знаком давно, еще с армии. За три дня кропотливой работы получилось у меня устройство. Не хотел о нем никому говорить, даже жене-старушке – та меня вообще засмеет, решит, что муж тронулся умом от старости.

Потом пошел к соседу-учителю и взял у него арбу. Вообще-то она ему от деда досталась, да только не приделе ныне. Никто на арбе в наш технический век не ездит. Сосед с радостью скинул мне этот хлам, ибо загромождал ему хлев. Он мне еще ишака хотел дать, чтобы арбу тянул, но от животного я отказался, мол, пока не нужен. Ведь не стану ему говорить, что с антигравитацией дела имею. Вечером на арбу свой механизм и прикрепил, прикрыл все брезентом. Пошел ужинать, благо с кухни шел аромат чучвары[5].
Когда стемнело, вывел арбу с моим изобретением на поле. Уселся я, взял в руки руль, потом включил мотор. Замигали лампы, что с радиоприемника, зафырчал генератор переменного тока, загудели антенны. Немного искривилось окружающее пространство – это были, наверное, силы антигравитации. Медные пластины покрылись желтым сиянием, и арба... легко поднялась в воздух. Я не удивился, ибо этого и ожидал. Потянул рычаг, и поднялись еще выше – метров на пятьдесят.
С этой высоты видел я наш кишлак. Как красив он. Домики старинные в нашей части, сооружены из глины и дерева, а вот за школой уже новые, кирпичные, там строительство идет, в следующем году мы туда переехать должны. Председатель колхоза обещал мне лично ключи от пятикомнатного дома вручить, как ветерану войны и труда. Хотя мне нравится мой, что от прадеда остался в наследство. Я в нем много десятков лет прожил, жалко...

Вижу дороги прямые, освещаются фонарями на столбах. Туда-сюда шныряют автомобили. На шоссе мелькают огоньки – это автобусы и грузовики мчатся. В ночном небе пролетел самолет, его самого не видел, только мигающий красный огонек свидетельствовал о его существовании. Я потянул ручаг еще к себе, и арба взмыла к облакам. Здесь было холодно, ветер гудел в ушах. Даже птицы сюда не добирались. Хорошо что с собой трактористскую телогрейку захватил, да шлем с очками. Быстро надел.
С четырехкилометровой высоты видел я весь наш район, даже горы казались ближе. Красота. Вся долина усыпана огнями, словно алмазами. Живут и трудятся внизу мои соотечественники, советские люди. Строим мы справедливое и счастливое общество. Главное, чтобы не было войны, а проблемы как-нибудь разрешим, ведь для того человеку разум дан, да умелые руки. Арба спокойно прорезывала облака, летела с небольшой скоростью, хотя я мог превратить его в лайнер или в ракету. Только зачем? Куда мне лететь на старости лет? На Луну?

Я поднял голову. Луна ярко светила надо мной, сиянием даже затмевая звезды. Да, на арбе можно было добраться до нее, только ведь там еще холоднее. Туда космонавты летают, а мне делать нечего, нет у меня ни специальной подготовки, ни знаний, ни навыков для выполнения космической миссии. Уж этим пускай мои сыновья и внуки занимаются, не зря они о других планетах мечтают, конструируют аппараты.
Вздохнув, я отжал от себя рычаг, и арба плавно спланировала на поле. Там у кромки находилось мое хозяйство – старенький неработающий трактор, и культватор. Я быстро прикрепил культиватор к арбе и завел мотор. Арба бесшумно потянула сельскохозяйственный механизм. За какие-то двадцать минут я вспахал поле, хотя раньше у меня на это уходило меньше трех часов. Вот что делает антигравитация! Теперь здесь можно сажать бахчевые культуры, людей радовать арбузами и дынями.

Когда я закончил, то вернулся домой. Вкатил арбу в сарай, прикрыл брезентом и пошел спать. Жена видела уже десятый сон и проворчала, не открывая глаз, что черт меня старого заставляет шастать по кишлаку в такое время суток! Я ничего не ответил, только улыбнулся. Мы с ней пятьдесят лет, и все равно любим друг друга. И дети у нас хорошие, невзгоды стороной прошли, так что жизнь славно прожили.
Засыпая, я подумал, может главному инженеру про антигравитацию рассказать? Только решил не торопиться с этим. Инженер – человек серьезный, кандидат технических наук, меня слушать не станет, да и на аппарат время тратить не будет. Также и сыновья с внуками отреагируют. Ведь я старый для технического прогресса. Сами посудите – какую антигравитацию они увидят в агрегате из радиоприемника, автодеталей, металлолома, антенн и приборной доски с «Москвича»? Я им даже принцип действия пояснить не смогу, ибо нет у меня ни знаний, ни образования соответствующего. Физику в школе я не учил... Тогда не было ее у нас...
«Буду тихо сеять и пахать, в ночное время», - решил я. Пускай это останется моей тайной. Маленькой, но полезной для колхоза. А дети мои пускай серьезными делами занимаются – ракеты и самолеты конструируют.

(5 мая 1988 года, Ташкент)

[1] Кишлак (узб.) – село, деревня.
[2] Отахон (узб.) – отец в уважительном обращении.
[3] Дастархан (узб.) – скатерть, стол.
[4] Бобо (узб.) – дедушка.
[5] Чучвара (узб.) – пельмени.


Рецензии