This is the price we pay for the life we chose

Ответ на вопрос газеты Гатчина-Инфо: Нужна ли дружба на работе? Рубрика "разМышлизмы"


На работе мы проводим большую часть своей жизни. Поэтому психологический климат, который нас там окружает, каждый инстинктивно стремится сделать наиболее благоприятным. Безусловно, дружеские отношения между коллегами зачастую воспринимаются, как естественная  часть этого микроклимата.

Однако зададим себе вопрос, так ли уж хорошо заводить дружбу на работе?  В современном мире, где конкуренция и гонка за финансовыми и карьерными высотами, выходят на первое место, дружба порой становится лишь красивой вывеской связей с нужными людьми. Также и отношения, считавшиеся дружескими, легко попираются в угоду продвижения по службе или получения выгоды.

Конечно, некое подобие дружеских отношений возможно среди сотрудников, занимающих одну и ту же должность, на достаточно низкой ступеньке карьерной лестницы. Несколько операторов поточной линии вполне могут дружить. Это обусловлено тем, что норма выработки, а, соответственно, и зарплата у всех одна и та  же, а уж если еще есть объединяющий фактор - например, недовольство «злым менеджером», то дружба может быть достаточно крепкой со всеми ее признаками, поддержкой, взаимовыручкой и даже самопожертвованием.

Однако есть такие должности и позиции, на которых дружить с коллегами не просто, а порой даже вредно для своего, в первую очередь, психологического здоровья, и во вторую очередь для карьеры. Это такие позиции, в которых на первом месте состоят беспристрастность и трезвая оценка ситуаций и  бизнес-процессов. Такова моя позиция в швейцарской транспортно-экспедиторской компании, где я работаю уже более 10 лет руководителем филиала в Санкт-Петербурге по человеческим ресурсам, а также аудитором международной сертификационной системы контроля качества ISO 9001:2008. 

Людям, которые не могут обойтись без дружбы на работе, такая ответственность не по зубам. Ведь при приеме на работу, а особенно при аттестации, повышении зарплаты и тем более  при увольнении необходимо руководствоваться не своим субъективным отношением к человеку, а интересами бизнеса и компании. Необходимо давать себе четкой ответ, насколько это человек эффективен на своем месте, как часть общего слаженного механизма. И эмоции в этом случае будут только мешать принятию решения, особенно, если оно непопулярное.  Ну, вот представьте только:  вы дружите, и вдруг – бац! Вам требуется уволить друга, или лишить его премии… Как вы будете себя чувствовать? Или зеркальная ситуация: ваш друг вынужден увольнять вас… Каково?

Вот поэтому на таких должностях, комфортно чувствуют себя интроверты, самодостаточные люди, склонные к анализу ситуации и отношений. И дружба на работе в данном случае только во вред.

Если же говорить про работу аудитора, то пристрастность (а дружба – это, безусловно, пристрастность) не позволит провести качественный аудит и выявить слабые моменты, требующие улучшения и коррекции.

Все это, конечно, не значит, что приятельские, доброжелательные отношения на работе не возможны. Это совсем не так.  Как раз доброжелательность очень помогает комфортному настроению на рабочем месте. У меня, например, хорошие отношения со всеми сотрудниками нашей организации. Я умею слушать, поэтому многие люди приходят ко мне поделиться радостями и горестями, а часто и за советом. Однако это не делает всех их моими друзьями.

Мои друзья – а это всего 2-3 человека, почти все они родом из детства, наша дружба была проверена разными жизненными ситуациями, порой тяжелыми, порой даже трагичными, а порой и радостными.

Я не хочу путать работу и дружбу. Все-таки работа в основном ради денег, а деньги и дружба невозместимы. Я бы назвала отсутствие дружбы в своей работе так, как говорят англичане: «This is the price we pay for the life we chose» «Это цена, которую мы платим за жизнь, которую мы выбираем». Я выбрала этот путь, и думаю, что иду в правильном направлении.

15 апреля 2012г.


Рецензии