Как победить Драконов?

Сегодняшний день подарил мне испытание. Задел меня за самое живое. Ткнул в больное место, как в кровавую рану. И заставил многое передумать…

У меня вышел неприятный разговор с одним человеком. Мы поспорили. И это в светлый Христианский праздник! … Воистину, кто-то сверху дарит мне события. Уж казалось бы, что может произойти в жизни такого отшельника, как я? Нет. Провидение находит способы, чтобы натолкнуть меня на препятствие. Столкнуть лбами нос к носу с глобальными вопросами. И незримо требует от меня ответов.

Мой оппонент не блистал ни доводами, ни логикой. Зато сразу перешёл на крик. И в его ярости была такая боль, что мне стало страшно. Словно передо мной распахнулась тёмная бездна его головы. Этот человек свято верит власти. Этот человек свято верит в прошлое. Он хранит его в себе, как неприкосновенный запас. Только вот запас этот больше напоминает ящик со снарядами, чем НЗ стратегического резерва госхрана.

Спор зашёл о демократии. О том, как «у них», и как «у нас». И мой оппонент стал уверять меня, что обман живуч и неистребим. Что везде «всё схвачено, за всё приплачено». И разницы нет никакой. И демократия (западная) – это фикция. И ровняться на неё бессмысленно. И что власть умеет затыкать рты и у них, и у нас. На то, мол, она и власть…

А все наши попытки отыскать рецепт такого обустройства жизни, чтобы наладить её и сделать справедливой – это всё юношеские мечтания и глупые иллюзии. А потому, мол, и радоваться смене одной вывески на другую не стоит. Нет, мол, никаких истин, кроме одной. Власть всегда будет царствовать над народом и заставит его делать то, что ей надо. А все сказки о свободе, народовластии – это всё для отвода глаз. Вся разница только в методах. У нас прикрикнут сверху – и загонят любого неугодного под лавку. А за бугром другие методы. Всё продаётся и покупается. И любое решение можно купить.

Тяжко мне стало. Пытался я отстоять хотя бы независимость прессы, хотя бы в развитых странах с вековой традицией Парламентаризма… Но мои доводы остались не услышанными. И я, чтобы не доводить накал страстей до неприличного состояния потасовки, ушёл. И потом долго ещё разбирал свою простую аргументацию, которая осталась невостребованной моим оппонентом. Почему? Конечно, можно всё списать на его фанатичность, на его преданность устоям, заложенным в него во времена развитого социализма. Но… Мне казалось, что если 2 х 2 = 4, то отвергнуть этот факт очень сложно! Видимо мои рассуждения были несколько сложнее и менее убедительны, чем математическая банальность?

Я сказал, что при КПСС все журналисты были подневольными. А при демократии невозможно скрыть от общественности никакие факты, невозможно запретить говорить правду.

А мне ответили, что за бугром вместо «партийного пресса» – деньги. А власть, как раз ими и распоряжается. И они купят любую газету! И заткнут рот любому журналисту… «Если нужно, то можно». И эта формула универсальна для всех.

А я вспомнил Сталинскую концепцию: «Цель – оправдывает средства». И понял, что человек этот живёт в плену страха и рабской покорности с незапамятных времён (он родился в год смерти «вождя народов»). И ведь в спокойном состоянии мой оппонент мухи не обидит. Но стоит только коснуться равновесия «власть – гражданин», и он за власть готов глотку перегрызть… Хотя сам к ней отношения вообще никакого не имеет! И не имел никогда в жизни. Я вот думаю, чем же его так запугали на всю жизнь? Как же его искалечили, бедного! А он этого не понимает. И если ему в руки дадут пулемёт и скажут: «Стреляй!» Он ведь всех нас положит в рядок. Лишь бы команда исходила от авторитетного должностного лица.

Что это?

Я пытался возражать. Логику довода выстроил самую примитивную и низкопробную. Мол, газеты в демократии существуют не на государственные деньги. Им нужны тиражи и читатели. А значит, запрещать что либо печатать просто невозможно. Придётся купить весь тираж, чтобы газета не схлопнулась. Так ведь он, подлец, (это я специально так про редактора продажного, чтобы доходчивее было) эту информацию за крутые бабки сольёт своему такому же! И на этом ещё «наварит бабла»… Замучаешься бегать по кругу за утечкой информации от одного издательства к другому. А всех купить – никаких денег не хватит! (Про Интернет уж я молчу. Мой оппонент таких категорий не понимает.)

Ну и… закончилось всё криком…

Я ещё и ещё раз прокрутил потом в уме свои аргументы. Конечно, система, построенная на продажности, отвратительная система. Но система, построенная на слепом фанатизме – она ещё хуже!

И тут ко мне вернулась недавняя мысль, о связи между эволюцией рынка и психологией человека. И мне показалось, что сегодняшний толчок (вот этот самый эмоциональный спор) – он позволил мне качественно продвинутся в понимании этой связи.

Посмотрите, что получается. Рыночные отношения являются альтернативой абсолютной власти. По сути, рынок – это стихия, саморегулирующаяся система (как круговорот воды в природе; как баланс между численностью стада оленей, стаи волков и кормовой базы, который поддерживается автоматически и т.д.) Стихия построена на чувствах агентов рынка – жадности. И это чувство, по мере построения глобальной рыночной экономики овладевает всем миром. И ничего хорошего в этом нет. И весь наш «цивилизационный кризис» именно от многовекового культивирования этого качества в людском племени.

А абсолютная власть построена по принципу «программного управления», планирования. И эта модель работает только тогда, когда нет никаких возмущений. Когда люди, как роботы. Все работают чётко в заданных рамках, от сих до сих. Когда всё просчитано заранее. Всё предопределено. И никаких неожиданностей. Никакого воровства. Никаких стихийных событий. И в принципе, всё определяется качеством власти. Если власть вырабатывает верные решения, то управление приводит к положительным результатам. И система достигает поставленных целей не только дешевле рыночной (за счёт отсутствия конкуренции – по сути, дублирования производства одних и тех же товаров и услуг), но и уничтожает культ стяжательства в обществе. Потому как жадность генерирует воров (предпринимательства же нет, а воры… куда же от них?). А это уже стихия из рыночной системы. И тогда вся точность управления летит к чертям. И система становится неэффективной и разваливается. Если только власть не ставит заслонку в виде железного занавеса на границе и идеологической промывки мозгов для граждан. Все соблазны рыночной экономики (элитные товары) убрать из поля видимости своего народа. А мозги накачать «светлыми убеждениями» и верой в правое дело. И тогда экономика с программным управлением начнёт стремительно улучшать свои параметры по сравнению с рыночной. ВАЖНО! Чтобы сама ВЛАСТЬ «не протухла», как рыба с головы… Ибо если ВЕРХИ в свои собственные цели верить перестанут, то и НИЗЫ убедить ни в чём не смогут. Как ни прячь свою жизнь от народа, но «слухом земля полнится». И ничего от людей не скроешь. И когда увидят, расскажут, узнают о разложении власти, то все цели в один момент превратятся – в ничто. И цена им грош в базарный день. И ринутся массы обманутых людей за железный занавес, и увидят изобилие, и сойдут с ума от жадности. И начнут пожирать друг друга…

Знакомая картина?

Выходит, что всё определяется качеством психики самого человека. Его умом. Его нравственностью. Если он может устоять перед искушением иметь «золотой унитаз», как у соседа, то он может существовать в плановой системе. А если нет? То его срочно надо «изолировать», как вредный фактор. Я уже не говорю о соседе! Само наличие у него «золотого унитаза» переводит его в разряд «врагов народа»…

Видите, что выходит? То есть система логично начинает достраивать недостающие элементы, для поддержания своей жизнедеятельности! Она словно вырастает из яйца революции или реформы! И рыночная экономика ведёт себя точно также. Она тоже выстраивает весь ряд причин и следствий в нужную ей последовательность и производит на свет все недостающие ей звенья.

И тогда встаёт вопрос. А могут ли эти две системы вообще ужиться? Ведь они конкуренты в мировом масштабе. Рынок самим своим существованием разрушает плановую экономику. А плановая экономика стремится пожрать рынок.

Причём борьба эта идёт не на уровне интеллектов! А на уровне самих бездушных систем, схем, которые всего лишь очерчены в воздухе, как причинно-следственная цепочка!!! А люди в каждой из систем – это всего лишь «элементы множества». И не только рядовые граждане. Но и та же власть.

Мне скажут, что современные государства не являются ни рыночной, ни плановой экономикой в чистом виде. Да. Я согласен. Но очевидно, что эти две парадигмы противоречат друг другу и стремятся друг друга уничтожить. А люди выступают для них всего лишь, как посредники для переноса материальных и информационных потоков.

То есть, я вижу два Дракона разного цвета и конструкции. И ни тот, ни другой не сулит человечеству ничего хорошего. Один развращает человека соблазнами для тела, превращая в законченную скотину. Другой сводит с ума и делает из человека зомби.

И как тут быть?

Может быть вспомнить Фридриха Энгельса с его знаменитой фразой «свобода – это осознанная необходимость»? Или припомнить, что свобода одного заканчивается там, где начинается право другого? Только ведь последняя конструкция ничем не ограничивает «разнокалиберность» ни прав, ни свобод. А у Фридриха Энгельса всё упирается в способность головного мозга «осознавать». А с этим как раз и возникает проблема.

Может быть у Льва Толстого надо чему-нибудь поучиться?


23:38:51 15.04.2012          140BB22E0


Рецензии