Натюрморт

   Что можно сказать о девочке шестнадцати лет? Мила, стройна, немногословна, капризна. Казалось бы, больше и сказать нечего (что можно знать о жизни в 16 лет?). Разве только написать рассказ для детей, в какие игры она любила играть и какие игрушки всё ещё держит в своём шкафу.
   Чтобы представить вам мою племянницу, мне пришлось написать целую повесть, ибо личность её показалась мне настолько необычной, что я, не вдаваясь в психологические исследования, просто изображаю её как есть. И вот какой получился "натюрморт".
   1
   Мой отец и её дед по отцу были братьями, т. е. имели национальность саха (якут). Её отца (Егорку) называли в разное время миллионером и блаженным. Внешне он был похож на наше представление о неграх: темнокожий, с вывернутыми наружу ноздрями и губами. Он приезжал в столицу с деньгами, заезжая ко мне. Потом проматывал деньги и останавливался у меня. Он искал границы реальности: вершину любви или богатства, и после очередного банкротства возрождался из пепла с новыми идеями и утопиями.
   Его жена Дуня была местной русской, т. е. говорила по-якутски. Выйдя замуж за Егорку, она уже имела одного ребёнка (неполноценного), сама же иногда лежала в психбольнице. Затем она родила Алдану (Дану) и сына Аяна.
   Дана была способной, как почти все в нашем роду, училась легко. Родители любили друг друга, и она - их обоих. Счастье детства могло перейти в радостную юность. А дальше - правильно выбранная профессия и удачное замужество - явили бы миру пример добродетельной жизни - для подражания и сравнения - в пользу Божьего Замысла в человеке.
   2
   Но этот замысел не смог осуществиться - не только из-за нашего смутного времени (перестройки). Всеобщий кризис страны всех нас сделал жертвами борьбы за выживание; и, как жертвы, мы похожи друг на друга своими несчастьями, как цыплята одного инкубатора.
   Конечно, окружающая среда начала давить и на Дану. Она почувствовала, что даже в школе, не говоря об улице, её унижали за якутскую внешность, ибо город Алдан, где она жила, был в основном населён ярко выраженными русскими (голубые глаза, русые волосы).
   Но мужественно переносить испытания дано любой мало-мальски сильной натуре, если она хочет выжить. Не окружение составляло её проблемы. Смешение кровей, различие духовных сущностей родителей начали "давать плоды". Размолвки родителей, долгие отлучки отца, по этому поводу злоба матери, вседозволенность брата - рано заставили Алдану начать размышлять о жизни. Она ревновала отца к брату, к "северной звезде", о любви к которой открыто объявил отец. И ревновала мать к брату, на которого та целиком перенесла свою любовь к мужу. Но это было ещё детское стремление к благополучию в семье - ведь это был её мир.
   Всё внутри Даны перевернулось, когда мечта её сбылась, и отец с матерью однажды вечером помирились и пошли спать в одну спальню.
- Как это возможно: он - любя другую, она - ненавидя его?
   Кругом фальшь. Даже самые дорогие, любимые и уважаемые ею люди выбирают ложь и обман. С кого же тогда ей брать пример, чего придерживаться в жизни? Неужели весь мир играет в эту бесстыдную игру коварства?
   3
   И Дана "сломалась". Ей стало всё равно. Она, в глазах ровесников, гордая и не испорченная никакими дурными привычками, впервые выпила. Да это мягко сказано: напилась вдрызг, переночевала у подруги. Но легче не стало. Близкая подруга почему-то никак не могла понять её душевного состояния. К родителям обращаться было бесполезно. Они - как две крепости - отражали атаки друг друга и в этом состоянии войны, казалось, ничего не замечали вокруг.
   Дана напилась вновь, и её озарило: если пить всё время, то то, что терзает её изнутри, унимается.
   Счастливые таким долгожданным падением хорошей девочки ровесницы и ровесники не преминули воспользоваться этим. Как узнала Дана потом, завистницы указали на неё парням, приезжающим из пригорода за "добычей" - показать "сучкам", кто здесь командует парадом.
   Все местные ребята уважали её и дружили с ней, как с равной. А пришлым было всё равно. Мордовороты затащили её, маленькую и хрупкую, в машину и увезли к себе за город, избили, залили ей в рот водки и надругались, чтобы стала такой же, как все - доступной и низкой, и не выпендривалась...
   Дана пыталась умереть: повеситься, отравиться, перерезать вены, но в самый последний момент что-то совершенно неожиданно расстраивало её планы. И тогда она исполнилась мести  и поклялась себе, что отомстит обидчикам. Для этого Дана сдружилась с группировкой "крутых" из местных и сумела натравить их на своих врагов...
   4
   Враги ползали у неё в ногах, моля о пощаде. Их можно было зверски убить, не опасаясь последствий: обе группировки были вне закона. Но странно: что с ней происходит? Дана не позволила их убить. Выслеживая врагов, она так много про них узнала. И тут вдруг вспомнилось, что этот один кормит младших братьев и сестёр, и больную мать; у того недавно умерли родители, у другого ещё что-то. И Дана почувствовала, что не может растоптать их жизнь, как они растоптали её жизнь. Она прощает их ради тех, кому они дороги.
   Может, это из-за Ваньки, который, намекая, что она не девственна, путём шантажа хотел взять её, но, получив отпор, стал её верным другом и защитником. Сколько раз после очередной попойки (мать Даны в это время положили в психбольницу в очередной раз) она просыпалась у него дома, куда тот её приводил, спасая от гнева родителей, и укладывал спать со своей матерью. Он как будто жил только для того, чтобы помогать ей. А ведь она могла расправиться жестоко и с ним.
   5
   Кстати, о том, как ей удалось найти ребят, отомстивших за неё. У Даны были деньги, и у неё брали кто в долг, кто так. Отец тогда крутил миллионами, и ей перепадало немало: Дана помогала ему в коммерции. Её называли "дочь миллионера". А низкие люди падки до денег. Отцовская смекалка и рисковость, как видно, передались ей. Это я и хотела отметить в Дане: не только обстоятельства делали из неё жертву, а гены отца и матери формировали её противоречивость.
   Тут к месту вспомнить, что отец её - жизнелюб и романтик - был "блаженным" для окружающих, т. е. либо в высшей степени счастливым, либо просто ненормальным. Приезжая в столицу, он часто заходил ко мне. Мы беседовали часами, порой до глубокой ночи. Он поражал меня тем, что всегда хотел заглянуть за пределы достижимого, познать жизнь на грани непознаваемого, почувствовать себя по ту сторону дозволенного, постичь смысл и вкус своего существования на земле. Я всегда боялась перешагнуть через стереотипы и с любопытством наблюдала эту беспредельность ума, души и тела. Чем сильнее била его жизнь, тем шире он замахивался, чтобы взять её в свои руки. И, как ни странно, он часто имел успех.
   Но иногда его светлое восприятие мира сменялось безбрежно мрачным (на почве алкогольных возлияний):  мурашки шли по коже . А между тем, его отец и мать-эвенка - добрейшей души были люди.
   С женой Егорки я общалась всего один раз. И у меня сложилось впечатление, что она фанатична в любви, в ненависти, в работе (она медицинский работник). Отсюда, как следствие, ранимая психика. Нужно обладать чувством юмора либо приобрести его, чтобы не тронуться умом от роковых ударов судьбы. Она, похоже, шутить не умела.
   И как результат такого генофонда - девочка, единственная в классе, изучающая Новый Завет на факультативе и несущая чувство справедливости в себе, как Божий Дух, хранимая и оберегаемая от порчи людской этим Духом. И вдруг - удар, нанесённый жизнью изнутри, т. е. от близких людей, делает её исчадием ада. Она чувствует в себе столько ненависти и злобы, что пальцы её превращаются в стальные колья, и кажется, что клыки мешают закрыть рот, и она готова кинуться на первую попавшуюся жертву. И мозг, и душа отказываются контролировать это состояние. Но вдруг кто-то внутри произносит:
- Боже, что со мной? Не надо! - И Дану начинает "отпускать" с болью и ломотой во всём теле и голове.
   6
   Дана любит рисовать, пишет стихи. Вот два из них, которые Дана мне записала.
   Из цикла "А на небе горит яркая звезда".

   А на небе горит яркая звезда -
это алое солнце любви.
Отбросив всё от себя,
хочется сказать: "Не живи".
   Не живи, потому что зачем тебе жить,
разве имеешь ты право страдать?
Тебе хочется верить и сладко любить,
но просто устала бесконечно ты ждать.
   А вот завтра экзамен, и если не сдашь,
ты знаешь, что будет: тоска и позор.
Купишь бутылку, для храбрости "вдашь".
А после не знаешь, что будет потом.
   И тебе хочется думать, что это не так.
И ты уплываешь в свои грёзы, мечты.
И снова ты думаешь, что это пустяк,
и что люди на свете не очень-то злы.
   И ты сомневаешься, что делать сейчас.
У тебя есть выбор: оставить всё так,
или шагнуть в темноту, но берёт тебя страх,
страх не труса. Тьфу, сущий бардак.
   Ты, может быть, знаешь: я устала так жить.
Мне хочется просто убежать от проблем
и, смотря на луну, как волчица, завыть.
- Оставьте в покое, - крикнуть громко всем тем.
   Те - это люди зла и вражды,
которые губят себя и омертвляют других.
И это не сказка, и живой здесь нету воды,
и, чтоб залечивать раны, приходится жалеть тех самих.
   Я знаю, что я ведь пишу чепуху.
И я не хочу, чтоб об этом кто-нибудь знал.
Ведь тихо и молча я просто уйду
к тем, кто будет страдать, страдает, страдал.

   Я оставила всё: родительский дом,
материнский приют,
я сильно нуждаюсь в котором,
где Данкой назвали и, может, зовут.
   Я помню минуту, когда уезжала.
Я помню глаза, полные слёз и печали.
Я была, словно в бреду, и мать предавала,
но вскоре в машине умчалась я в дали.
   Бедная мать, где моё состраданье?
Эгоизм я свой побороть не смогла.
А была ведь когда-то невинным созданьем.
И, громко хлопнув дверями, я просто ушла.
   Не жалейте меня, мне это не нужно,
я просто ужасный ребёнок, которого надо понять.
Мне от моей писанины становится скучно.
Мне хочется просто заткнуться, молчать.
 
   7
   Скоро Дане исполнится 17 лет. Она родилась под Знаком Скорпиона в Год Лошади. По гороскопу у неё в этом году будут деньги, и она сможет оплатить то, о чём давно мечтает. Она мечтает поступить на юридический факультет. Думаю, дело справедливости - её дело. Она большая умница и добьётся своего. Дана работала на проценты у меня, сейчас - на "Арбате" в столице республики; жила на квартире у моих соседей, теперь с отцом снимает в городе; звонит матери, чтоб та не волновалась за неё; верит, что когда-то наступит гармония в её жизни: отец с матерью вернутся друг к другу, любя; братишка Аян, оберегая мать, станет настоящим мужчиной; Ванька останется верным другом, а может, как знать, станет её судьбой.
  Новые подруги и друзья, которых Дана приобрела в Якутске, уже не раз доказывали ей преданность, на них она может положиться. Кроме того, жизнь прекрасна и удивительна. И сама Алдана мила и жизнерадостна. Все кошмары остались в прошлом: когда она жила у меня, не дала повода усомниться в своей психологической устойчивости. Дана сама призналась мне:
- Я сумела проскочить свои кошмары и стала на одну ступеньку старше.
   Дана сильная, гордая, и я верю: как бы ни показалась ей ужасна жизнь, она сумеет пробиться к её более чистому течению. Дана - что тот натюрморт: состоит из совершенно несовместимых компонентов, но в комплексе они представляют собой гармоничную картину. Говорят, красота спасёт мир. А красота - это гармония. Следовательно, гармония души и тела - это та сила, которая спасёт Данин духовный мир от разрушения. Да благословит Бог молодость и чистоту души! Аминь.

1993


Прод. след.


Рецензии