От Высоцковедения к Высоцкологии?.. -002

                ГЛАВА ПЕРВАЯ.

     80-е годы торопливо наполнились правдивыми и ложными вспоминателями и очевидцами, ранее гнездившимися в партерах, бельэтажах, ложах и раёшниках театральных чертогов и лавочно-стадионных аудиторий.
     Общество насыщалось газетными и журнальными публикациями с изобилием достоверных и непроверенных сведений. Число желающих стать высоцковедами возросло неимоверно – хоть пруд пруди. Разночинные исследователи (ещё неведомо – будут они таковыми или нет) наполняли карманы впрок всем, что связано (или связывалось по ходу дела) с Его именем, не гнушаясь мелкокалиберной мизерностью. Не зевали и те – их мягко назову – "биографы", которые спешно перебирали Его бельё в чемоданах и сундуках, стараясь не прикасаться к педантично сложенному и отутюженному.
     Одним словом, тогда все успевали и преуспели. Каждый схватил то, что ему желалось. Так ли это или не так? Общеизвестно, что о вкусах не спорят. "Каждому своё…" – пусть нелепо звучит изречение, но смотреть нужно в самую суть.
     Справедливости ради замечу, что были-таки в этой "буче боевой и кипучей" - как говаривал "поэт  кипячённой и ярый враг воды сырой" В.Маяковский - и истинные анализаторы, и анализаторы истины, и настоящие друзья, которые затеяли формирование квинтэссенции содеянного Владимиром Высоцким.
     90-е годы ознаменовались серьёзным книгоиздательством Его творений и творений о Нём.
     К одиноко скромному "Нерву" прибавились издания лощённые, изощрённые в типографских прибамбасах, разбухшие от многозначительных интервалов, цветастые и буквозолочённые, придавившие ко дну смелого начинателя.
     Любопытно было наблюдать со стороны сие действо. Его можно сравнить с большими гонками, с жёсткими играми, с ковбойским родео или с массовым забегом засидевших остороженцев. Некоторые издатели при набранном темпе в стиле "гуляй, Васер, ешь опилки: я - начальник лесопилки" не успевали корректировать издаваемое, начиная с грамматических ляп и кончая невыясненной индивидуальной собственности. Какая там аутентификация? Какая там идентификация? О каком там пиетите речь?
     Появившиеся (или проявившиеся?) поисковики не устояли в стороне – они додетально старались раскрыть тайну предсмертия Его и Его страданий.
     Часто задумываюсь – почему люди интересуются, как уходили из жизни бренной признанные миром кумиры? Неужели занятно узнавать, что они претерпевали, как стонали и стенали, насколько выразительно корчились в судорожной агонии?
     Задумываюсь - и не нахожу ответа.
     Однако оставим это дело на потом…
     Ровно через десяток опечаленных лет "воронежские универы" преподнесли народам великолепный подарок – сборник серьёзный научных трудов "В.С.Высоцкий: исследования и материалы" (мы к нему чуть позже вернёмся – и не раз).
     И главное дело – наше государство наконец-то зачиталось Его творческими изысканиями.
     Известнейший литературовед Юрий Карякин, однажды воскликнувший: "Россия! Одумайся, ты — одурела", писал об этом периоде: "Лучшие песни его не просто слушают – их словно пьют, пьют иссохшимися глотками и – пьянеют, хмелеют от пронзительного счастья хоть на миг, но до конца быть самими собою, дать себе волю думать как думается и чувствовать как чувствуется – по совести".
     Первая десятка годов совершенно нового тысячелетия продемонстрировала постепенное угасание активности "горячефилов", "папараццийных живчиков" и прочих "рукогреев". Она уверенно констатировала факт незаменимости и неповторимости Его творческого естества. Она пробудила стремление к скрупулёзному и неординарному переосмыслению Его творческого наследия.
     Пройденный доселе путь заставляет задуматься: "А не пора ли сделать самый решительный шаг от "Высоцковедения" к "Высоцкологии"?
     Как уже упоминалось мной, в 1990 году Воронежский университет отважился утверждать филологические и композиторские способности (да и победы тоже!) Владимира Семёновича.
     Тогда Ю.А.Андреев, не заикаясь, писал о феномене Владимира Высоцкого:
     "Синтетическая природа таланта В.Высоцкого настолько была "на виду", что разговор о ней, как правило, опускался, отчего возникало деление актёрского, песенного, поэтического дара художника. Между тем исследование самой этой синтетической природы, общих эстетических принципов в творческой деятельности Высоцкого – необходимо".
     И тут же, сразу же рождается вопрос сам по себе: "Не пора ли отмести шелуху хаяния и полоскания человеческих слабостей Мастера мирового значения – нашего соотечественника активной позиции – и приступить к серьёзной работе осмысления Его вклада в развитие российской литературы?"
     "Пардоньте, - скажет кто-то и спросит: - С чего начать?"
     Проблемы нет. Давайте ненадолго отпрыгнем в недалёкое прошлое. Для того, чтобы пристальнее присмотреться и оценить названия статей воронежского сборника, а также к резюме их авторов. Об этих опусах я уже писал в книге "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…" Но сегодня ракурс иной – мы посмотрим с другого края. Итак, я напоминаю самую суть разработок.
     Долгополов Л.К. (Ленинград). "Стих – песня – судьба": "Песни и стихи Высоцкого – память о 70-х и начале 80-х гг. Он завершил собой целый большой период в истории советской поэзии, он дал ему героико-трагическое выражение, т.е. сделал то, что не смогли сделать (или не поняли, что именно это надо сделать) глашатаи 50-60-х…"
     Скобелев А.В. (Воронеж), Шаулов С.М. (Павлодар). "Концепция человека и мира (Этика и эстетика Владимира Высоцкого)": "Удивительное, почти необозримое разнообразие жизненных типов и ситуаций оказывается средством выражения единства мироотношения и художнических устремлений поэта. Всей сутью этого единства Высоцкий принадлежит к той великой традиции русской литературы, которая утверждала читателя в чувстве человеческого достоинства и побуждала его "выдавливать из себя раба"… И такое понимание человека есть в конечном итоге уже единое основание как этики, так и эстетики Владимира Высоцкого".
     Бердникова О.А., Мущенко Е.Г. (Воронеж). "Среди нехоженых дорог – одна моя" (Тема судьбы и поэзии В.С.Высоцкого): "…время наше – подранок, а каждый, бросившийся в погоню за счастьем, не знает, к какому концу несёт его… Потому так активен герой В.Высоцкого, так яростно и свято верит в "чистоту снегов и слов", в высокое предназначенье человека: "И в мире таких вершин, что взять нельзя". Такой судьбой такого героя можно мерить судьбу общую, и от этого судьба героя как бы вбирает в себя судьбы всех, но не для того, чтобы повторить их, а чтобы повториться и дальше в судьбе каждого. В песнях "Я не успел" и "Кони привередливые" лирический герой вроде повторил судьбу всего поколения…, но, повторяя, тут же опровергает её силой своей судьбы, потому что она, кроме всего, ещё и судьба Поэта… И человек, ПОЭТ В.Высоцкий успел сказать о главном:
"Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
 Мне есть, чем оправдаться перед ним…"
     Дыханова Б.С., Шпилевая Г.А. (Воронеж). "На фоне Пушкина…" (К проблеме классических традиций в поэзии В.С.Высоцкого): "Высоцкий – скорбный сатирик, и скорбь его обусловлена тем, что он, наблюдая полное расхождение действительности с идеалом, оставался до конца верен ему, не пытался модернизировать его, как-то приспосабливаться к современности или даже задаться вопросом о его правомерности. А одна из составляющих авторского идеала Высоцкого и есть творчество Пушкина".
     Копылова Н.И. (Воронеж). Фольклорная ассоциация в поэзии В.С.Высоцкого: "Традиционно фольклорные ассоциации в совокупности с ассоциациями литературными и историческими воссоздают в сознании почитателей поэта собирательный образ родной страны с её историческим и культурным временем – прошлым и настоящим. По своей глубине, сложности, ощущению конфликтности или созвучия времён этот образ у читателя и слушателя разной социально-культурной среды, безусловно, будет разным (в силу фольклорной и литературно-исторической памяти), но тем не менее он будет и, безусловно, большая заслуга поэта В.Высоцкого".
     Инютин В.В. (Воронеж). Ироническая фантастика в произведениях В.С.Высоцкого: "Краткий обзор песен Высоцкого, в которых есть фантастика и которые строятся в ироническом ключе, даёт возможность утверждать, что эти изобразительные средства органичны для его художественного мышления. Обращение поэта к ним обусловлено как причинами, присущими литературному процессу в целом, так и индивидуальными особенностями его творческий личности: острой сатиричностью, резкостью неприятия негативных социальных и нравственных явлений, обобщенностью его образного мира. Фантастика в произведениях Высоцкого и мифологическая, сказочная (нарушение законов природы), и социальная (нарушение норм и идеалов человеческой жизни), две тенденции переплетены. Оценка фантастической ситуации автором проявляется в иронии, диапазон которой широк".
Федина Н.В. (Липецк). О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии В.С.Высоцкого: "Ролевые персонажи в той или иной степени свойственны течению авторской песни в целом. Говоря о создании художественной достоверности своих (в нашей терминологии – ролевых) героев, В.Высоцкий отмечал, что он актёр и поэтому ему легче, чем, например, кому-либо из авторов-исполнителей, "влезать в шкуры других людей". С этим высказыванием автора мы связываем вторую причину возникновения "масок" лирического героя В.Высоцкого в его поэзии".
     Воронова М.В. (Воронеж). Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев В.С.Высоцкого: "Известно, что в поэзии Высоцкого существует особый пласт стихотворений, формально принадлежащих к ролевой лирике ("Песня микрофона", "Песня самолёта-истребителя", "Охота на волков", "Бег иноходца" и т.п.), хотя субъект речи очень близок к лирическому герою. Можно предположить, что это лирический герой, пользующийся маской ролевого, так как его речь – почти прямое выражение авторской позиции".
     Фисун Н.В. (Воронеж). Речевые средства выражения авторского сознания в лирике В.С.Высоцкого (К проблеме иронии): "Формы выражения авторского сознания разнообразны. Одним из главных средств в поэзии В.Высоцкого следует считать приём иронии, создаваемой на уровне лексического и стилистического словоупотребления. Поэтому при дальнейшем изучении творчества поэта важно учитывать лингвостилистический аспект анализа его текстов".
     Кулиничев В.Г. (Воронеж). Владимир Высоцкий: театр – песня – поэзия: "Личностная откровенность лирики завершила тот духовный объём, который мы называем поэтическим миром Высоцкого".
     Томенчук Л.Я. (Днепропетровск). О музыкальных особенностях песен В.С.Высоцкого: "Сплав поэзии и музыки позволили Высоцкому не только включить в сферу непосредственного контакта поэта и его аудитории и разум слушателей, и их чувства – как это было в поэзии "эстрадной" по сравнению с "книжной", - но и значительно расширить воздействие на слушательские эмоции – и по сравнению с поэтами "эстрады", и по сравнению с Б.Окуджавой. Не один Высоцкий в эпоху застоя стремился "докричаться" до масс, разбудить разум и души людей. Не одному ему это удавалось. Но тот беспрецедентный по широте своей отклик, который имели и имеют песни Высоцкого у народа, говорит о том, что он был единственным, кому это удавалось в таком масштабе".
     Крылов А.Е. (Москва). К вопросу о текстологии произведений В.С.Высоцкого: "Рукописные тексты Высоцкого – даже беловики  - в подавляющем большинстве автокоммуникативны, т.е. адресованы лишь самому себе, и изменение их адреса предполагает авторское исполнение. Именно этим и объясняется минимальное количество знаков препинания, иногда заменённых чисто "формальными" тире, а чаще – и вовсе их отсутствие в авторских рукописях".
     Всё ли так? Со всеми контрапунктами вы согласны? Не зудит ли потребность не согласиться, поспорить? Что из всего изложенного выше зацепило за душу? Там ли расставлены акценты?..
     Ну-ну, смелей! Поторапливайтесь! Не то ненароком вас обскачет на хромой и слюнявой кляче искалец иного пошиба и разложит свой надыбанный товарец.
     Не убедил? Ну, что ж – зайдём тогда с другой стороны.
     Ответьте мне откровенно на такой вопрос:
     "Как вы думаете - разве мог предположить Владимир Высоцкий, что Его творчество попадаёт под такие научные жернова, под такой аналитический молох?"
     Я лично считаю, что Ему и во сне-то вещем не привиделось такое! Да что там Высоцкому? Ни один почитатель не предвидел таких научных разработок, такого скрупулёзного подхода к Его таланту.
     И даже я. Напоминаю читателю, что ещё тогда, в начале 80-х годов, произнося со сцены ДКП в моноспектакле: "Песенное творчество В.Высоцкого настолько многопланово, настолько содержательно, настолько неравноценно, что истинным высоцковедам работы предстоит не на месяцы, а на годы (и кто знает, может быть, на десятилетия)", я до конца не верил в сказанное.
     Особенно засомневался, когда мои критики сразу же после представления высказали мне прямо в глаза: "Ну, ты загнул насчёт "высоцковедов"! Да Высоцкого никогда полностью не опубликуют! Разве только за рубежом. И то, наверняка, не всего напечатают. Запомни раз и навсегда - опальные поэты недоступны для науки. Ибо они опальные. А эта шумиха после Его смерти протянется ещё от силы лет пять-шесть, - и постепенно всё утихомирится, всё уколёсится, всё утрясётся".
     Но мне - "Фоме недоверчивому" - (не скрою) всеми фибрами и рёбрами тогда хотелось, чтобы слова мои сбылись.
     И, конечно, не будучи оракулом, всё же я оказался прав. Надо было тогда смело и решительно утверждать: "…истинным "высоцковедам" работы предстоит не на месяцы, не на годы, не на десятилетия, а на целые века".
     Что я сейчас и утверждаю!..
     Но давайте снова приглядимся к годовым этапам.
80-е годы.
     Малозвучное и печальное начало – скромные сверхлаконичные некрологи в парочке советских газет осмелились  информировать народы о невосполнимой утрате (здесь не цитата радиовещания того времени, а истинная констатация факта).
     Утрате недопонятой тогда, во всенародном буме и олимпийской спешке.
     Утрате, полнота которой становится всё ощутимей и ощутимей с каждым уходившим и уходящим годом.
     Зерно некрологического начала проросло непривычно быстро.
     Сожалетельные статьи, эссе, биографические данные, цитаты из песен, полновесные поэтические творения и т.д. хлынули на страницы СМИ. Это было похоже на некое полуспортивное соревнование под девизом "Быстрее, побольше и чаще".
     Открытию сего печатного шлюза, несомненно, способствовало "присуждение" (слово-то какое присовокупили!) В.С.Высоцкому Государственной премии СССР. Правда, не за стихи, не за прозу, даже не за театральные и киношные победы, а "за создание образа" примечательного телесериального начальника сыскарей Глеба Жеглова "и авторское исполнение песен".
     Заметьте: для осмысления указанного выше потребовалось целых семь лет после печального ухода "исполнителя".
     Хоть место встречи по поводу вручения награды в привычных рамках не изменялась, но встреча уже – увы! - не состоялась. Награждение прозвучало в посмертных скобках, среди развалов вездесущей прессы. Наверняка, не было ни одной мало-мальской газетёнки-газеточки, где не размещалось что-то о Высоцком и что-нибудь из Высоцкого.
     По стране шныряли гастролёры со сценарными проектами о Нём с громадным денежным прицелом в случае осуществления их постановки на региональных подмостках.
     Темнились фотолаборатории, выдавая свою многомиллионную продукцию с Владимиром Высоцким – в одиночку и с Мариной Влади, либо с друзьями и на гастролях.
     Поэт-констататор Евгений Евтушенко был прав: "…И началась распродажа!"
     Однако, если заглянуть правде в глаза, нашлись и оракулы – трудяги.
     В 1986 году в журнале "Смена"(№1425, Октябрь 1986  № 19, октябрь, с. 24-28.) материализовалась работа  Валентина Толстых "В зеркале творчества (Владимир Высоцкий как явление культуры). 
     Она ещё раз засверкает всеми блёстками и отблесками спустя три года в сборнике "Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актёр" (составители Ю.А.Андреев и И.Н.Богуславский). Да-да, вы не ошиблись - тот самый "воронежский" Андреев Ю.А., который в то время докапывался до феномена Высоцкого.
     В.Толстых тем временем написал:
   "Сотни песен, баллад и стихов Высоцкого — это целая вселенная явлений, сюжетов и героев, им подсмотренных и выхваченных из потока жизни, запечатленных в образах и картинах, которые ни с какими другими не спутаешь. При этом подлинность сочинительского дара его такова, что у многих появляется убеждение, что это все он сам прожил и пережил: что он и воевал, и был шофером, и матросом, и золотоискателем, и, простите, малость "посидел" когда-то. Согласитесь, этого одним лишь "умением" писать стихи не объяснишь. Тут нужен талант особого рода, редкого человеческого качества — способность слиться с предметом своего внимания, почувствовать его изнутри…
   Социальная значимость поэзии Высоцкого определяется не только ее конкретным, идейно-тематическим содержанием и не только особым отношением к ней многих слушателей, читателей, о чем уже шла речь. В общественное сознание поэзия входит, как известно, не тематикой и суммой идей, а художественным образом действительности, созданным поэтом и ставшим его вселенной. Такая "вселенскость" есть у каждого большого художника…     Существует и вселенная — страна Владимира Высоцкого, в которой живут очень знакомые и в то же время диковинные в своих самых обычных свойствах и проявлениях люди, обладающие неистребимой тягой к самопознанию и способные к духовному озарению. В этой стране все интересно, необычно, неожиданно...".
     Завершился сей опус следующим образом:
   "Бесспорно, Высоцкий ушел рано… Да, он мог бы многое еще написать, сказать. Но и того, что сказал, спел, вполне достаточно, чтобы проникнуться к этому человеку чувством огромной благодарности и искреннего восхищения. Долго ещё будет сопровождать людей его хриплый баритон — и в работе, и в любви, и в минуты мужских решений и поступков".
Учёные – апологеты творчества Мастера – как мы с вами уже заметили, соединили свои аналитические разработки на листах сборника Воронежского университета…
   Благодаря их трудам, стало ясно даже непрофессионалам, что В.С.Высоцкий был и фольклорист, и филолог, и поэтический традиционный классик, и…
     "Не забудьте - и композитор!" – напомнил бы всемирно известный композитор Альфред Шнитке. Да всего и не перечислишь сразу!
     Не остались в стороне и цыгановеды.
     Художник, писатель, этнограф, публицист и историк цыганского народа Бессонов Н.В. в своей статье "Высоцкий и цыгане" акцентирует:
   "Владимир Высоцкий тоже увлекался цыганами. В молодости он не раз бывал в театре "Ромэн". В подтверждение сказанного он нашёл в песнях кумира и "ритм цыганской венгерки", и "молодцеватую чечёточку". Даже в песне Алисы, побывавшей в "Стране чудес", нашёл цыганский мотив: "Эх раз, ещё раз/ Голова одна у нас./ Ну а в этой голове/ Уха два и мысли две", объясняя этот факт следующим образом:
   "Это свойственный Высоцкому мягкий юмор. Он любил играть на сочетании несочетаемого. Любил сталкивать две эпохи, или две культурных традиции, а потом смотреть на результат как бы со стороны...".
   Удостоились внимания песни В.С.Высоцкого "В сон мне - жёлтые огни", "Погоня" и "Дом". По поводу двух последних песен автор статьи утверждает, что они "написаны на известный каждому мотив "Очи чёрные". А знаменитая песня "Кони привередливые" – по его мнению - "построена на цыганской интонации".
     Как тут не скажешь: "Начало Высоцкологии было положено ни вчера и ни сегодня, а именно тогда, когда появились аналитические разработки".
     Ну а что народ? Неужто безмолвствовал? Стоял в сторонке, как в той песне: "платочки в руках теребя"?
     Отнюдь-отнюдь, дамы и господа!
     Нашлись старатели, а значит – нашёлся золотой песок, нашлись и самородки, и брюлики, и всё такое прочее, что греет душу и радует сердце.
     Вам нужны аргументы? "Так их у нас есть!" – уверяю вас с одесским колоритом.
     "Приподнимем занавес за краешек …" – нам предлагал пиито-песенный Герой.
     Мы ж смело открываем журнал "Русская речь" за 1987 год и быстрёхонько отыскиваем статью В.П.Лебедева и Е.Б.Куликова  из Ленинграда под названием "Что привлекло нас во Владимире Высоцком?"
     С первых строк авторы статьи в порядке знакомства сообщают читателям: "…мы не филологи, не профессиональные исследователи, и нам, к сожалению, не довелось быть знакомыми с Высоцким. Один из нас прораб строительного управления, другой – электромонтажник на заводе. Однако, видимо, не это главное. Воздействие песенного и стихотворного дарования Высоцкого столь огромно, что тут, как говорится, никто не устоит, независимо от чинов и званий…"
     Так что же привлекло их – прораба и электромонтажника - в Высоцком?
     Вот их ответ: "Активность жизненной позиции, непримиримость ко лжи и злу. Стихи и песни выражают его суть – суть человека богатой души, доброго и отзывчивого сердца, натуры широкой, порывистой, очень эмоциональной, человек "без кожи" – тонкого, всё чувствующего, ранимого.  Диву даёшься, как при этом в нём уживалась спокойная мудрость философа!.. Песни и стихи Высоцкого напрочь лишены созерцательности, успокоённости, сытости. Каждая строка написана "на нерве", эмоциональном и смысловом. Будто заряженные электричеством строки помогают жить, учат размышлять, зорче вглядываться в окружающее и в себя, учат тоньше чувствовать, яростнее бороться, творить добро, горячо любить Родину".
     И далее:
     "Расшифровывая фонограммы, разбирая тексты песен, сравнивая их различные варианты, замечаешь, как поэт до предела сжимал свои произведения, облекая мысль в точно найденную, выверенную форму. Высоцкий знал цену слову, не допускал излишеств, пустых фраз и зряшных мыслей".
     [От народу ничего не спрячешь!!! Так-то, господа хорошие и даже нехорошие!! У народа душа не слепая – понимает, что к чему! Его на мякине не проведёшь – мой комментарий].
     Следующая немаловажная цитата:
     "Итак: после внимательного изучения поэтического наследия Высоцкого (а нами были рассмотрены тексты 655 песен и стихов, почерпнутых из фонограмм, периодической печати, книги "Нерв", а затем тщательно выверенных) было обнаружено более 2500 случаев употребления фразеологических оборотов, в том числе: пословиц и поговорок – 361, крылатых слов (или выражений) – 163, а также 47 образцов цитирования чужого текста и реминисценций, которые, безусловно, следует отнести к фразеологическому фонду".
Читатель, ты обратил внимание, что прораб и электрик специально изучали фразеологические обороты, цитирование реминисценций, использованных в поэзии нашего кумира?
     А в это время корреспонденты-репортёры писали о его "пьянстве" и "наркозависимости", цитируя скабрёзную статистику из книги М.Влади "Прерванный полёт" или просто - упиваясь отсебятиной.
     [Это к слову пришлось! Потому что сердце болит – душа пылает! Извините за резкий отскок от темы…]
     По ходу своего исследования наши инициаторы использовали рукописный сборник "Пословицы и поговорки Нижегородской губернии (записи Н.А.Добролюбова)", тексты сравнивали с "крылатыми словами", принадлежащими Гомеру, Вольтеру, Гёте, русской поэзии и прозе, с фрагментами, навеянными знаменитой комедией А.С.Грибоедова, шекспировских, пушкинских и есенинских фраз, а также с Блоковской формулой "Покой нам только снится".
Когда я прочитал в их тексте отчёта о проделанной работе "Из специальной литературы известно, что контаминация, то есть объединение двух фразеологических оборотов или их частей, в современной поэзии и прозе встречается довольно редко", мелькнула мысль: "Ого-ого-ого, до чего мужчины дошли в своих стараниях!"
     И сразу же, вослед прочитанному, подумалось: "Личность Высоцкого и его творческое наследие прямо-таки заставляет, или вернее – тянет писать далёких от филологии простых читателей сочинения с изложением своих личных мыслей. Заметьте – не "из-под палки", как было с некоторыми в школьные годы, а по искреннему желанию воспеть оду кумиру. И таких не единицы, - их когорты! Что ходить за примером – я ведь вот пишу о Высоцком и роюсь в им за короткую жизнь сотворённом".
     Мысли мыслями, факты фактами, а время-то идёт. Народ волнуется. Волнуется в ожидании профессиональных мнений от тех, кто ближе к поэзии и прозе.
     Это почувствовал и писатель, кандидат филологических наук В.И.Новиков.
     И вот по неизвестной причине, о которой можно только догадываться, на страницах того же журнала "Русская речь" №1 за 1988 год разместилась его довольно объёмная статья под заманчивым двойным названием "Живая вода (Заметки о языке поэзии Владимира Высоцкого)".
     Позволю себе процитировать основные контрапункты этого добротного опуса:
     "Язык Высоцкого противоречив – как противоречива жизнь, в этом языке отпечатавшаяся…
     Отношение Высоцкого к слову – такое же, как его отношение к человеку. Он всегда был готов выслушивать и понимать самых разных людей – столь же страстно и внимательно вдумывался он в смысл каждого слова.
     Отсюда - аналитизм словесного остроумия Высоцкого, глубокая серьёзность его шутливых словесных трансформаций…
     Кстати, опыт Высоцкого учит, что понять язык и культуру народа можно, только сопрягая с настоящим, с думами о будущем. Чуткий к динамике сегодняшней речи, поэт обладал тонкой историко-лингвистической интуицией…
     Выступая перед аудиторией и размышляя об эмоциональном воздействии песен, Высоцкий часто употреблял такие "колючие" метафоры, как "царапать душу", "скрести" и так далее. Это весьма знаменательно: ведь для того, чтобы "царапать душу", и  язык песни должен быть не гладким, а слегка непривычным, шероховатым. Глубоко своеобразный язык поэзии Высоцкого нуждается в основательном филологическом изучении. Но уже беглые конкретные наблюдения говорят о художественной интенсивности, динамичности созданных им речевых структур. Развитие поэтического языка – это всегда шаг в сторону от привычных норм и представлений. Стихам и песням Высоцкого не грозит смысловое и эмоциональное старение: живая вода его поэтического слова будет нужна следующим поколениям не меньше, чем нам сегодня".
     Каково изложение! Каков расклад темы!! Каковы предсказания!!!..
     Пока звучали восторженные голоса, перемежаясь с ахами и эпитетами, подоспел манускрипт Н.Крымовой, раскрывавший в луче пристального внимания другую ипостась Мастера, под заголовком "О прозе поэта", где чёрным по белому написано:
     "Иногда кажется – художник сам себя сберёг, да и сейчас бережёт, хотя и отдан всем для самого пристального рассмотрения, для такого открытого суждения, о котором, должен быть, и не думал при жизни. Его хвалят, и ругают, а он, иногда кажется, с юмором откуда-то на всё это поглядывает…
     Многое в его судьбе невероятно, хотя по сути отражает лишь известную истину: у большого художника свои, тайные взаимоотношения с людьми, со временем (настоящим и будущим), с жизнью и со смертью.
     Изучение творческого феномена Высоцкого, по существу, только началось и ещё долго будет занимать умы и души. Творчество Высоцкого ещё долго будет служить путеводителем по многим сферам ушедшей и настоящей эпохи".
     Завершалась статья так:
     "Бесконечно уважаю людей, которые умеют работать так честно, так до конца, как работал Высоцкий. На них что-то главное держится в этом мире и продолжается, несмотря ни на что".
     Обратили внимание на словесную связку "феномен Высоцкого"?..
     Да?! И я тоже обратил! У нас мысли сходятся, но… мы не дураки! Вот она – "логия".
Если говорить правду, то не весь народ тогда не созрел до понятия "логии".
     "Народ во все века интересовало, интересует и будет интересовать более житейское, более человеческое", - запальчиво уверял меня и моих сомысленников в беседе апломбистый знаток.
     Сторонники подобных идей постарались и расстарались так, что их слащаво-интимное дыхание достигло сегодняшних дней.
     А что – разве не так?
     "С кем он был? С кем он пил? Кому грубил? С кем жил?" – это ещё не все вопросы освещены в много- и малотиражках странной страны.
Чуть позже я вам продемонстрирую – до чего дошёл журналистский прогресс. Читатель, наберись терпения и ты сам поймёшь что почём и почему. Я тем временем продолжу. Так, прейскурант вопросов мной уже обозначен…
     И вырастают громадами из кучи вопросов главные вопросы: "Господа, а не пора ли угомониться? Не пришло время перестать обливать грязью того, кого слушают и поют миллионы, включая промысловиков и старателей на порочащей слюнявой ниве?"
     Помнится мне, что во времена "державинские" и "ломоносовские" кумирам и выдающимся чем-либо индивидам пели оды. Ведь как восхваляли тех тружеников–трудяг, их плодородные и благородные плоды. И не шпыняли их бытие, и не наслаждались их проступками и прегрешениями вольными и невольными.
     Вот она где – чистота людская! Вот он – пример для подражания.
     Здесь самое место и надо отметить тот факт, что с конца 80-х годов до начала XX-го века  аналитическая любовь к творчеству В.Высоцкого выливалась в многочисленные научные работы, диссертации и монографии. Поверьте мне – их много, я видел огромный список их перечисления, названия всех наизусть не упомнишь – их надо видеть и читать по методике  Штирлица-Исаева…
     И тут, обрывая повествование (как это часто случалось и случается), чей-то голос с заднего ряда выстреливает в мою сторону неожиданный (как ему кажется) вопрос: "Ну а вы? А вы-то что – в этом плане?!.."
     Вдруг зал затих и замер, глядя на меня – на оратора.
     Я держу семисекундную паузу и спокойно, с достоинством отвечаю всем сразу:
"Полагаю, что среди читателей и слушателей нашлись желающие узнать о моей лепте, внесённой в дело пропаганды творчества Мастера. Заверяю, что они есть и были. О них я подробно отчитался в книге "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…". Тем не менее готов повторить - сколько людей узнали правду о В.С.Высоцком и какие темы волновали его.
     В 1983 году более 2500 человек присутствовали в аудиториях, слушая мой подробный рассказ на тему "В.Высоцкий – актёр, поэт, певец". В этом числе два моноспектакля с кино- и видеорядом в Большом зале ДКП г.Саранска.
     1985 год в рамках 40-летия Великой Победы был заполнен "Военной тематикой в творчестве В.Высоцкого", которую услышали около 300 человек.
     В 1986 году к вышеперечисленным темам добавилась новая – "9 муза в творчестве В.Высоцкого" (количество слушателей – более 300).
     В 1987 году около 500 слушателей спешили на "Антиалкогольную тему в творчестве В.Высоцкого".
     В начале 1988 года – в год 50-летия В.С.Высоцкого - 900 человек (не считая сотрудников ДКП) присутствовали на спектакле с притягивающим названием "И всё-таки я допою…", где они увидели инсценированные мной песни Кумира миллионов. Кроме этого, около 400 человек побывали на моих мероприятиях – "Вечера творчества В.Высоцкого","Творчество Высоцкого как нравственная ценность", "В.Высоцкий – актёр, поэт, певец" и "Разговор о Владимире Высоцком".
     Два следующих года больше чем 300 человек приняли участие в моем "Разговоре о Владимире Высоцком (в том числе по линии Общества "Знание").
     Подобьём итоги. Они таковы: как минимум 5200 граждан на встречах со мной узнали то, что они не знали о Великом труженике - актёре, поэте, певце и просто человеке".
Не дожидаясь ответной реакции зала любознательных, я ухожу в следующую главу, увлекая за собой своих сегодняшних и потенциально завтрашних фанатов…

                Продолжение следует...


Рецензии