От Высоцковедения к Высоцкологии?.. -003

ГЛАВА ВТОРАЯ.

     Двадцать первый век обозначился свежеструйностью во многих областях человеческих познаний. Процесс, конечно, не настолько стремительный как хотелось бы, но он всё-таки на целенаправленном пути, передвигаясь по формуле "два шага вперёд – шаг назад".
На книжных развалах появились литературные источники совсем иного, более положительного, строго объективного, аналитического толка.
     Нет-нет, я не о тех писателях, которые до сих пор топчутся возле опустевшего одра, непонятно для чего восстанавливая последние минуты и секунды вечного странника перед речными круизами по Стиксу и Коциту. И не о тех старателях, которые бесконечно перемывают биографические и давно известные этапные сведения о жизнедеятельности Мастера.
     Я заострю ваше внимание на книгах, оказавших на меня особое впечатление. Чем они примечательны? Объяснять трудно, вернее – сложно. А может быть, даже и не стоит заниматься разъяснениями. Зрячий сам увидит, умный сам уразумеет.
     2004 год – фанатов радует известный не только в пределах, но и за пределами всех континентов Земли скрупулёзный исследователь биографии Высоцкого Марк Цыбульский своей книгой "Жизнь и путешествия В.Высоцкого". из неё мы узнали и о личностных контактах со знаменитыми людьми,таких как: А.Галич, А.Райкин, Б.Окуджава, М.Таривердиев, И.Бродский, А.Тарковский и др., и о географии посещений нашего Кумира городов, областей, краёв и  прочих территорий бывшего "союза нерушимого республик свободных", а также зарубежных земель планетарного пространства. Немаловажной информацией обладало перечисление предметного арсенала с изображением или упоминанием имени Великого интеллектуального труженика, как-то: филателистические знаки, экслибрисы и прочие объекты коллекционирования (книги, газеты, журналы, аудио- и видеоматериалы, открытки, значки и медали, календари, афиши, программки, плакаты и т.д.).
     Совершенно уникальный случай приключился со мной в конце 2005 года.
     Такие подробности, как: незадолго до Нового года я прошвырнулся по магазинам на предмет приватизации кое-каких предметов, используемых в качестве праздничных подарков для родных и близких; не запланировано оказался в нашем местном шикарном "Книгомире" (книги люблю с детства, потому и незыблем для меня девиз "Книга – лучший подарок"); автоматически (как бы сама собой) правая рука извлекла тиражированное семьдесят тысяч раз печатное издание объёмом  в двести восемь страниц и в мягкой обложке из ряда устало стоящих на полке собратьев, я подробно излагать не буду в целях экономии времени.
     Сразу информирую: этим современным фолиантом оказалась "Книга для чтения в 3-м классе. Часть 2", входящая в "Образовательную систему "Школа 2100", серия "Свободный ум" и рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Название у неё прямо-таки – завлекушка: "В одном счастливом детстве". Авторы – Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.
Примечательна она тем, что в разделе 6 "И кот учёный свои мне сказки говорил…" после "Сказки про козла", написанной известнейшим Самуилом Маршаком на странице 47 написано буквально следующее:
   "Раздел "Сказки" кончился. Настя перевернула последнюю страницу и сказала:
   - Жаль, что сказки кончились, и вообще, когда сказка кончается и продолжается обыкновенная жизнь, всегда грустно бывает.
   - Ты рассуждаешь совсем как взрослая, - улыбнулся папа. – Знаешь, об этом есть в одном из стихотворений Владимира Высоцкого, которые он написал для спектакля "Алиса в Стране Чудес".
     Переворачиваю страницу – трёхэтажный заголовок:
          Владимир Высоцкий
               ПЕСНЯ КЭРРОЛЛА
                (Из дискоспектакля "Алиса в Стране Чудес")
     Для тех, кто забыл её содержание, не цитирую, а полностью довожу до сведения весь текст песни:
"Этот рассказ мы с загадки начнём –
Даже Алиса ответит едва ли:
Что остаётся от сказки потом –
После того, как её рассказали?
Где, например, волшебный рожок,
Добрая фея куда улетела?
А? Э-э!.. Так-то, дружок,
В этом-то всё и дело.
Они не испаряются, они не растворяются,
Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне:
В Страну Чудес волшебную они переселяются, -
Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране.
Много неясного в странной стране –
Можно запутаться и заблудиться, -
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться!
Вдруг будет пропасть и нужен прыжок,
Струсишь ли сразу – прыгнешь ли смело –
А? Э-э!.. Так-то, дружок,
В этом-то всё и дело.
Добро и зло в Стране Чудес -как и везде– встречаются,
Но только здесь они живут на разных берегах.
Здесь по дорогам разные истории скитаются
И бегут фантазии на тоненьких ногах…
Ну и последнее: хочется мне,
Чтобы всегда меня вы узнавали, -
Буду я птицей в волшебной стране –
"Птица Додо" меня дети прозвали.
Даже Алисе моей невдомёк,
Как упакуюсь я в птичее тело.
А? Э-э!.. Так-то, дружок,
В этом-то всё и дело.
И не такие странности в Стране Чудес случаются!
В ней нет границ, не нужно плыть, бежать или лететь
Попасть туда не сложно, никому не запрещается, -
В ней можно оказаться – стоит только захотеть.
Не обрывается сказка концом.
Помнишь, тебя мы спросили в начале:
Что остаётся от сказки потом –
После того, как её рассказали?
Может, не всё, даже съев пирожок,
Наша Алиса во сне разглядела.
А? Э-э!.. Так-то, дружок,
В этом-то всё и дело.
И если кто-то снова вдруг проникнуть попытается
В Страну Чудес волшебную в красивом добром сне, -
Тот даже то, что кажется, что только представляется,
Найдёт в своей загадочной и сказочной стране.
     Листаю книгу дальше – и в разделе 13 "День Победы" на странице 192 нахожу предисловие:
     "Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого – и пережившего её, и родившегося после. Прошло уже столько лет, как война кончилась, а о ней продолжают писать, переживать всё заново. Мы предлагаем вам прочитать стихотворение поэта Владимира Высоцкого. Высоцкий не был на войне: в 1945 году, когда она закончилась, ему было 7 лет. А ещё он писал стихи, которые при его жизни почти не печатали. Потом он придумывал к ним мелодии, подбирал их на гитаре, и стихи становились песнями. Эти песни полюбились очень многим, потому что Высоцкий умел выразить простыми словами то, что чувствовали люди. И знаете, фронтовики, слушая его песни о войне, не верили, что сам поэт на войне не был…
     И далее на следующей странице помещён текст песни "Он не вернулся из боя" (популярность данной композиции позволяет сократить её до двух куплетов):
Почему всё не так? Вроде – всё как всегда:
То же небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода…
Только он не вернулся из боя...

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло – для обоих…
Всё теперь – одному, - только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.
     Чтобы Высоцкий в образовательной книге, да ещё для учеников 3-го класса - нам такое и не мечталось, вам такое и снилось! Верно?
     2006 год почти перед самым своим завершением обрадовал меня – Владимира - возможностью приобрести книгу Владимира Новикова "Высоцкий" (естественно, о Владимире). Удивило и восхитило то, что издана она во всем известной Серии биографий "Жизнь замечательных людей".
     Не откладывая в долгий ящик, приступил к изучению четырёхсот-страничное издание, не пришпоривая, а наоборот – натягиваясь узду, словно повторяя: "Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…". В результате перворазового прочтения не удержался от скоропалительной, но правдивой оценки: "Итак, Владимир Высоцкий наконец-то признан замечательным человеком! Вежды взлетели и очи разверзлись! То-то ли будет! Лиха беда – начало… Но в этом деянии нету беды!"
     В 2008 году на магазинных стеллажах, а затем и на полках книгочеев (что естественно как природа) появился литературный опус известного русского писателя Михаила Веллера "Слово и судьба".
     Уже в Части первой книги "Перпендикуляр" в главе "Критика критики" неожиданно для себя нашёл следующие созвучные с моими (что греха таить, если оно так было и так есть) мыслеизлияния автора:
     "…И критика в упор не видела, по-моему, и сейчас критика не видит самого народного поэта за всю тысячу лет существования России – Владимира Высоцкого.
Владимир Высоцкий был великий русский поэт, который вернул поэзию к её изначальному истоку. Поэт сам пишет стихи и сам исполняет эти стихи под нехитрый ритмизованный аккомпанемент. Это то, что Высоцкий делал.
     В России было много великих авторов, великих музыкантов, и шансонье по миру много. И вот когда Высоцкого называют бардом… Дорогие друзья, то, что делал Высоцкий – это и есть поэзия в её чистом, исконном, изначальном виде. И именно так. Потому что тысячи лет поэзия была устной ещё при появлении письменности. И тысячи лет стихи не произносили таким голосом, которым мы говорим прозу, а   в ы п е в а л и  стихи. Мы это просто забыли. Вот пройдя этот круг поэзии, которую пишут словами на бумажках, а потом читают глазами с листа, понимаете, поэзия, которую читают с бумажки – это вроде как концентрат, вроде как консервы. Это поэзия, которая законсервирована, чтобы в нужный момент её достать и расконсервировать. А вот у Высоцкого, словно завершив письменный оборот, эта поэзия была живьём. И эта мысль, которая мне сейчас кажется простой и очевидной, до критики… хочется сказать: в силу её глупости, но я знаю среди критиков много умных людей… Тогда не в силу глупости, не знаю в силу чего, - вот эта мысль до критики никогда не доходила.
     На каких только поэтов не навешивали лавры и на какие только места не надевали лавровые венки разнообразным стихотворцам. А Высоцкий переживал, что его отпинывают от Союза писателей, отпинывают от издательства "Советский писатель", не признают его поэтом, не принимают нигде его сбор, чтобы издать. А друзья говорили, что: Володя, ты что, тебя слушает вся страна, да ты легенда. Да из любого окна там, понимаешь, твои песни. А вот ему хотелось идти как поэту. Нет, ну что, это же невозможно перенести, понимаете: ему и слава, ему и деньги, ему и жена-француженка, ему и автомобиль "Мерседес" в Советском Союзе – а ещё он хочет быть в Союзе писателей. А остальным что тогда останется в Союзе писателей?..
     Техника техникой, но главное – это то, что от природы, от Господа Бога делало Высоцкого гением, - энергетический заряд, нервное напряжение. Внешне, со стороны глядя, всё, что написал Высоцкий – это просто, это традиционно, а иногда это даже примитивно. Только это тот примитив, от которого бьёт электрическим током, этому нельзя научиться, с этим надо родиться, хотя оттачивать надо всё время…"
     Эти строки перечитывал не дважды и не семижды. И каждый раз удивлялся тому, что как же прошляпили "выпевание стихов" филологи, как же не докопались до "энергетического заряда" многочисленные изыскатели необъятной страны нашей. Может быть, не там копают? Ну да ладно, Бог с ними! 
     2008 год ознаменовался очередной книжной победой нашего неугомонного знакомца (за неугомонизм ему огромное спасибо!). На этот раз он превзошёл самого себя. Название прямо-таки космическое (ведь были предположения, что имя Высоцкого выйдет на Вселенческий уровень).
     Однако даже добрые шутки не беспредельны. Как говаривал мой мудрый дед: "Пошутковали – и будя!"
     Речь начал шуткой я о серьёзном труде Марка Цыбульского  - о книге "Планета Владимир Высоцкий", изданной к 70-летия со дня рождения. И опять мы новое узнали. И согласились, что "это иллюзия, что Высоцкий полностью изучен" (так сказал сын поэта и директор московского музея отца – Никита).
     Наверняка, все – или почти все - знакомы с содержанием этого внушительного (по весу) интересного (по сути) литературного труда. Благодаря автору, мы загорелись новым ожиданием его будущих успехов. А продолжение последует – мы уверены!
     Год спустя, то есть в 2009 году издательство "Budapest Business School" выпустило 50-страничную брошюра "Русский язык сегодня". В ней содержались статьи на венгерском и русском языках.
     На страницах 32-38 разместилась статья Вицаи Петера "Жжёт нас память и мучает совесть" – "венгерская" свеча Высоцкому (печ.1986):
     "Творчество Владимира Семёновича Высоцкого всё больше и больше становится известно за пределами России, интерес к его творческому наследию не ослабевает и через 30 лет после смерти поэта-песенника. Высоцковедение становится одним из ведущих и перспективных направлений не только в русском, но и в мировом литературоведении, в том числе и в Венгрии. Уйдя из жизни в 1980 году, Владимир Высоцкий грядущим поколениям оставил в наследие не только своё творчество, но и все вопросы, связанные с ним: Каков вектор его творческого и жизненного пути? Какова хронология его творчества? Как издавать его сборники? Валерий Комаров (он долгое время проживал в Венгрии и работал в Университете имени Януса Паннониуса. Кандидат филологических наук, исследователь творчества В.С.Высоцкого, с настоящее время живёт в России) в 1986-ом году одним из первых попытался ответить на все эти и другие вопросы в своей университетской докторской диссертации о Высоцком и Высоцкому, защищённой в Венгрии, в Университете имени Януса Паннониуса в городе Печ, под названием "Жжёт нас память и мучает совесть".
     Далее идёт рассказ о содержании научного труда (идя навстречу желаниям, cокращу в пределах допустимого):
     "В 1966 году выходит фильм В.Турова "Я родом из детства". Что поразило тогда слушателей- зрителей: сам фильм или звучащие песни В.Высоцкого – неизвестно. Но именно этот год можно считать годом рождения В.Высоцкого как поэта и барда. И сразу же Высоцкий становится известен. Голоса его слушателей разделяются: на почитающих, отрицающих и занимающих нейтральную позицию.
     В диссертации через отзывы современников (В.Толстых, С.Куняева, А.Вознесенского), письма читателей в СМИ, через полемику в журналах и газетах, представлен путь принятия В.Высоцкого, его становление как одной из ключевых фигур эпохи в народном сознании, сознании неоднородном.
     Тематика тем разнообразна: спортивные и альпинистские песни, антиалкогольные и космические, морские и исторические, цикл песен для кинофильма "Бегство мистера Мак-Кинли, тексты к детскому радиоспектаклю "Алиса в стране чудес", множество песен сказок и так далее.
     Всего около 600 (однако, маловато будет, господин хороший! - заметка моя) песен  и стихотворений.
     Для рассмотрения и анализа в данной диссертации выбраны три группы песен и стихотворений: так называемые "уличные", о войне и песни, построенные на олицетворении (впервые встречаю термин).
     Такой выбор может показаться несколько странным на первый взгляд. Что же может объединять эти три таких разных цикла?
     Ответ на этот вопрос заключается в словах самого В.Высоцкого: "Там люди находятся в крайней ситуации, в момент риска, на грани смерти". Именно на такой опасной грани раскрывается человек и вскрывается всё самое сокровенное в нём. Именно такие моменты дают возможность увидеть "вещество существования".
     Его герои внешне неоднородны (шахтёры, академики, студенты, космонавты, генералы и шофёры, чемпионы мира и ночные сторожа), но едины в своей внутренней силе и стремлении слиться в единое общее русское целое. (Помните, как у Л.Толстого в "Войне и мире": это и уголовники, и военные, штрафники, и дети, и врачи и так далее). В.Комаров в своей диссертации следует вектору В.Высоцкого. Этим и объясняется такой выбор песен. Кто-то скажет, что это опять некий неоромантизм. И будет тоже прав.
     (Достаточно вспомнить историю мировой литературы. Всегда смена одной эпохи другой сопровождается кризисом сознания, концентрацией зла, осознанием необходимости изменения человеческой натуры. А для этого нужна исключительная личность в исключительных обстоятельствах, в которых она с наибольшей силой сможет проявить себя.) И всё ведь в истории повторяется. И В.Высоцкий тонко чувствует эту неразрывную связь времён, когда "тронешь за один конец, отзовётся другой". Прошлое, настоящее и будущее синтезируются в его творчестве. И многие его стихотворения напоминают по принципу написания форму сонета – теза, антитеза, синтез. Это неизбежно влечёт за собой идею возрождения, возрождения души человека. Через сочувствие, через сострадание.
     Цель творчества В.Высоцкого – дать надежду (отсюда вечное стремление лирических героев увидеть восход, ведь для Высоцкого надежда и восход две вещи неразрывные), протянуть руку помощи тем, кто падает в бездну, дно, тому самому потерянному поколению, протянуть руку помощи, чтобы хотя бы не пасть ещё ниже, достать человека со дна существования.
     Помните пушкинского Петрушу Гринёва, обратившегося к Пугачёву с фразой "Ну, что, брат, прозяб?" при первой встрече. Это слово "брат" больше, чем просто обращение. Это духовное единение русского народа, где не имеет значения твоё социальное происхождение, главное, что ты русский, и ты брат. В.Комаров говорит о творчестве поэта как о живописании. Высоцкий подобен иконописцу.
     Его рукой водит Бог. Его песни не устрашают, а спасают. "Спасите наши души!" - молчаливо просят люди вокруг. Он спасает. Провоцируя, преодолевая все преграды на своём пути.
     И всё это говорится и поётся для читателя и слушателя на его языке, языке полном метафор и олицетворений (в диссертации содержится много примеров стихотворений из разных циклов). В.Комаров пытается также определить и жанр творчества. Поющий поэт? Бард? Поэт-исполнитель?
     Сам В.Высоцкий называл жанр своего творчества как "авторская песня".
     И здесь важно исполнение. Живое. Глаза в глаза. Пожалуй, его творческий дар настолько велик, что нельзя дать чёткого определения. Это музыкальная иконопись и вектор его творчества – это путь на Восход (к Богу) через сочувствие, сострадание, через творчество не только глаголом жечь сердца людей, но и спасать человеческие души от омертвения.
     Новизна работы заключается в том, что в ней впервые уделено большое внимание военным песням В.Высоцкого, более детального проработаны его "уличные" и "лагерные" песни, найден вектор его творческого и жизненного пути.
     Цель написания диссертации – доказать  прирождённость В.Высоцкого для поэтического творчества, показать роль личности поэта в становлении России, внести свой вклад в развитие высоцковедения…
     Теоретическое значение диссертационной работы заключается в том вкладе, который она вносит в изучение творчества В.Высоцкого в целом в и военных, "уличных", "лагерных" песен-стихотворений в частности. Ведь несмотря на большое количество книг и диссертаций, остаётся множество нерешённых проблем и вопросов в данной области.
     Практическая ценность исследования состоит в том, что теоретические положения, материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения этой темы. Собственно, это во многом и является целью написания данной диссертации.
     Диссертация состоит из трёх частей: вступление "Может кто-то когда-то поставит свечу…", главной части и заключения "Ни единой буквой не лгу, не лгу…".
     Главная часть состоит из трёх частей:
   I часть "Чтоб он слышал, как рвутся сердца", в которой рассматриваются:
  1) причины обращения В.Высоцкого к темам "уличных" и "лагерных" песен;
  2) многоярусность "дна" общества в песнях Высоцкого;
  3) особенности юмора творчества Высоцкого;
  4) "Банька по-белому" как вершина цикла "уличных" песен и "лагерных" песен;
  5) ответ Высоцкого критикам стихотворением "И вкусы и запросы мои странны".
   II часть "Сапогами не вытоптать душу", в которой рассматриваются:
  1) проблемы "отцов и детей  в военной тематике Высоцкого;
  2) образ надежды;
  3) "Мы вращаем землю";
  4) война и её последствия с разных точек зрения;
  5) сложность и стройность ассоциативных построений "Из дорожного дневника".
   III часть "Оградив нам свободу флажками", в которой рассматриваются:
  1) краткий обзор применения олицетворений в русской поэзии;
  2) особенности олицетворений, персонификации и антропоморфизмов у Высоцкого; 
  3) образ коней в творчестве Высоцкого;
  4) песни о волках как высшая степень антропометризма в поэзии Высоцкого.
     Работа посвящена читателю В.Высоцкого, который в своих оценках может его и принимать, и не принимать. Читатель-слушатель проделывает свой путь к В.Высоцкому.
     В работе рассматриваются три аспекта в творчестве В.Высоцкого: как и для чего он пробуждал совесть, о чём заставлял помнить и болеть памятью.
     Метод исследования – пройти, увидеть анализируемое, найти "вещество существования", что и является ключом к пониманию Поэта.
     И покорна щемящему звуку молодеет душа.
     В.Комаров говорит о своей диссертации так: "Пусть это будет моей маленькой свечкой Поэту". Соответственно этому в 2003 году в Абакане выходит уже книга Валерия Комарова "Моя свеча поэту". Это фундаментальный труд, посвящённый творчеству Владимира  Высоцкого…
     В.Комаров в своей книге обращается и к прозе В.Высоцкого: "Это само по себе уже необычно и ново, так как Высоцкий известен как бард, поэт, но как писатель – нет. Высоцкий не оставил завершённых прозаических работ, всего два произведения: повесть "Жизнь без сна" и незаконченный "Роман о девочках". Реальное и ирреальное переплетены и сосуществуют в этих произведениях. Двоемирие произведений сопрягается с двоемирием самого Высоцкого.
     Сумасшествие становится одной из базовых категорий для созерцания и созидания для возможности творить и жить. Сумасшедший имеет право на свободу слова. Вначале было Слово.
     И для тех, для кого Слово – это Жизнь, сумасшествие становится единственно верным способом пребывания в этом мире. Комаров считает, что именно прозаические произведения Высоцкого помогают решить казалось бы неразрешимые вопросы о жизни и смерти  Высоцкого...
     Свеча – христианский и мировой символ веры и надежды.
     Свеча – свет, для всех заблудших душ в этом мире.
     Свеча горела на столе, свеча горела.
     Высоцкий не успел испить свою чашу жизни до дна, но его миссия была – должна быть ориентиром, маяком для современного ему поколения и для последующего.
     И всё, в чём его всё лишь форма (может быть, резкая, может быть, необычная, но такая была избрана им) для проповедования общечеловеческих ценностей доброты, красоты, лада, а на такое способен только ЧЕЛОВЕК".
     Пока мы с вами находимся в Венгрии, давайте не будем бежать за её рубежи. Задержимся ненадолго и для начала почерпнём информацию из "Сборника научных статей" Самарского университета за 2006 год.
     Не все фанаты имеют возможность расширить свой кругозор путём ознакомления со статьей Петера Вицаи и Наталии Вицаи "Отклик на творчество В.Высоцкого в Венгрии".
Но прежде пару слов об авторах.
     Петер Вицаи (рождённый в 1967 году) – путешественник, русист, экономист, кандидат педагогических наук, венгерский исследователь творчества Высоцкого, доцент кафедры Будапештского экономического института, имеющий свыше 100 публикаций по творчеству Владимира Семеновича, автор и составитель семь книг по творчеству поэта, выпущенных в Венгрии. В своё время он защитил диссертацию на тему "Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества Владимира Высоцкого)", где особо выделил  "содержательную ценность песен Высоцкого (диалогичность, ситуативность, разнообразный страноведческий, лингвострановедческий, лексический и грамматический материалы).
     Далее последуют информативные факты.
     1993 год - Барабаш Юдит защитила свою дипломную работу "Особенности разговорной речи в поэзии Владимира Высоцкого" Эгерском педагогическом институте им. Кароя Эстерхази;
     2000 год - вышла "Книга в память о двадцатилетии со дня смерти актёра, поэта, барда, Человека". Это сборник статей, вышедший в Будапеште на венгерском языке к 20-летию со дня смерти В. Высоцкого со статьями (в скобках указаны авторы): "О Высоцком" (Вицаи Петер); "Высоцкий в зеркале венгерских культурных событий" (Майорош Пал); "Высоцкий - предвестник преобразований" (Нюстаи Ласло); "Русский народ в зеркале поэзии Владимира Высоцкого" (Гёнцёл Ласлоне, Вицаи Петер); "In memoriam В.Высоцкий, или Жизнь легенды после смерти" (Гёрчне Мужаи Виктория); "Мне посчастливилось быть современницей гениев" (Ловашш Илдико); "Высоцкий - живая легенда" (Лилия Вохмина); "От Высоцкого до Хобо и дальше" (Ч. Йонаш Эржебет); "Сиротские песни" (Ракович Роберт); "Жизненная философия Высоцкого и Моррисона" (Барна Габор); "Почему Высоцкий популярен и в наши дни?" (Бакони Иштван, Вицаи Наталия); сжатое представление кандидатской диссертации Вицаи Петера "Авторская песня на занятиях по русскому языку со студентами-филологами Венгрии (на материале творчества В. Высоцкого)" (Бажо Золтан);
     2002 год - дипломная работа Барна Габора "Без Высоцкого и Моррисона" защищена в Сегедском педагогическом институте им. Дьюлы Юхаса; Ракович Роберт защитил в Печском университете дипломную работу под названием "Религиозная тематика в творчестве В. Высоцкого";
     2003 год - под редакцией Вицаи Петера в Будапеште вышел в свет юбилейный сборник статей, посвященный 65-летию со дня рождения Владимира Высоцкого.
     Ну как, впечатляет? Лично меня - да!
     Самое время вспомнить об Интернете – "вселенческой сети информации и общения". Что только не попадает в эту сеть – не мне вам рассказывать! По-моему, это кладезь проверенного, выверенного и порой совершенно непроверенного. Доверяешься, конечно же, тому, что имеет список литературных источников, незыблемых аргументов и неопровержимых фактов.
     Помните, в "Оптимистической трагедии" В.Вишневского вожак поучал Сиплого: "Никому не верь" и далее на вопрос того же Сиплого: "И тебе?" ответил, не раздумывая: "И мне не верь!" Это так – ветром мыслей навеяло.
     Извините за отвлечение.
     Так вот: в Интернете 27.11.2009г. на сайте "Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи" Марк Цыбульский впервые опубликовал любопытную информацию "Владимир Высоцкий в медальерном искусстве".
     Вначале автор познакомил с исторической справки:
     "По сравнению с живописью и скульптурой, искусство изготовления настольных медалей очень молодо, оно возникло в конце 14 века. Первые медали были изготовлены неизвестным мастером в 1390 г. для герцога Каррары. Подлинным же основателем этого искусства считается живописец Антонио Пизано, вошедший в историю искусства под именем Пизанелло. Свои первые медали он создал в 30-е годы пятнадцатого столетия. Из Италии медальерное искусство распространилось в другие страны Европы. То опускаясь до уровня ремесла, то снова поднимаясь до подлинных вершин, медальерное искусство дожило до наших дней".
И тут сразу же поехало самое главное, о котором многие и слыхом не слыхали, и видом не видели. Оказалось:
     "Первая медаль с изображением Владимира Высоцкого появилась в 1985 г. Её создал известный украинский скульптор, автор первой награды независимой Украины Ефим Харабет (1929–2004), входивший в мировую элиту мастеров медальерного искусства. Его работы экспонировались на выставках в Германии, Венгрии, Финляндии, Франции и многих других стран мира.
     Медаль называется "Памяти Высоцкого". О ней писал профессор Ю.Барштейн: "Профиль Высоцкого, будто подсмотренный на сцене, полон правды и боли, запечатлён в момент наивысшего эмоционального напряжения. На реверсе медали – гитара, мчащиеся кони и малая планета – астероид, названный в память поэта "Владвысоцкий".
     Такое впечатление, что Ю.Барштейн видел медаль именно так, как описал, – то есть, аверс и реверс…
     В памятнике Высоцкому, открытом в Мариуполе в 1998 году, художник снова использовал в слегка изменённом виде аверс своей памятной медали. Её материал – гипс тонированный, диаметр 120 мм".
     Вторая медная медаль работы Е.Харабета диаметром 150 мм появилась в 2001 году.
     "В 1987 году медаль памяти Высоцкого создал известный латышский мастер Арнольд Янсон… На лицевой стороне – портрет. Энергичный поворот головы, напряжённые, плотно сжатые губы... На реверсе – символ: гитара и сердце…"
     Народный художник России, член-корреспондент Академии художеств Геннадий Правоторов на аверсе медали диаметром 160 мм изобразил поющего Высоцкого с указанием даты жизни.
В 1991 году известный петербургский медальер Николай Носов поместил на аверсе медали (диаметр 60 мм) "лицо Владимира Высоцкого, выполненное крупными, решительными мазками. Особенно удались художнику полные напряжения глаза поэта… На реверсе медали – изображение семи гитарных струн, двух коней и текст: "...что-то кони мне попались привередливые".
     В статье упоминаются также работы художника Мартына Мартиросяна "V.Vysotsky В.Высоцкий", выпущенная в Лос-Анджелесе в 1993 году; камчатского скульптора Юрия Назарова; "ремесленника" В.Хоружего, сотрудничавшего с заводом "Сувенир"; художника В.Николова, оставившего нашему Кумиру по четыре пальца на руках (тут я подумал: "А почему же не по три, а то и меньше?" – и сам себе ответил: "Наверное, потому что не оказался рядом известный персонаж Аркадия Райкина, который бы присоветовал: "Урезать - так урезать!")
     Не оставлены без внимания медали, выпущенные Московским монетным двором к 60-летию, 65-летию и 70-летию Высоцкого, и наградные медали: медаль, сделанная в одном экземпляре в Нарве, где открылся самый первый в той стране музей Высоцкого; медали "Талнахский киноклуб "Нерв"", изготовленные к 50-летию Высоцкого на Норильском комбинате по проекту В.Сахарова и Н.Некраша и которые "вручались людям, пропагандирующим творчество В.Высоцкого, друзьям, коллегам: С.Говорухину, В.Золотухину, Г.Полоке, Ю.Любимову, Г.Карюку и др."; две наградные медали, выпущенные в Самаре.
     С 1997 года фондом Владимира Высоцкого вручается премия "Своя колея", при этом награждённые получают диплом и номерные медали производства московской ювелирной фабрикой "Золотое созвездие"
     С 2006 года в Новосибирске вручается Литературно-музыкальная премия "Признание" "наиболее ярким, значительным и самобытным авторам, работающим в особом жанре литературы – песенной поэзии", которые получают и золотой знак "Бард России". Пока их обладателями стали Александр Городницкий, Юлий Ким и Юрий Кукин.
     Такова эта полезная информация.
     Коль скоро зашла речь об Интернете, хочу и желаю сообщить, что в довольно ярком в рамках высоцковедения 2009 году появился сайт со следующим заголовком: "Альманах "Еврейская Старина" №1(60) Январь-март 2009 года; Геннадий Брук, Виталий Хазанский "Высоцкий и еврейский мир".
     Стоит ли объяснять вам о чём там идёт речь? Думаю, что нет. И вот уж 2011 год в полном разгаре, а споры на форума "Владимир Высоцкий" до сих пор не прекращается, позабыв слова Мастера:
   "Я не люблю, когда мне лезут в душу,
   Тем более, когда в неё плюют!"
     Лично я недопонимаю -  зачем это нужно. Какая разница – русский или нет? Он был гражданин, одарённый поэтизмом, артистизмом , зоркостью, смелостью, пониманием, желанием помочь и ещё, и ещё, и ещё массой положительных качеств. Которые весомее его слабостей.
Уймитесь, господа! Не стоит ворошить прах человека, который не может ни подтвердить, ни опровергнуть. 
     А вообще-то должен заметить, что Владимир Высоцкий не писал и не исполнял ни одной песни на иврите. И даже не пытался – похоже, что так.
     Кажись, на этом, пожалуй, можно закончить речи о первой десятке нового века…
     "А как же так? – воскликнет внимательный, точнее сказать – чрезвычайно внимательный читатель. – Допущен промежуток. Прервалась Ваша нить повествования. Вы умолчали о годе 2007-ом".
     "Ах, да, что правда, то не ложь! - лукаво улыбнусь и далее продолжу…
     Список книг, выпущенных за десять лет нового века, будет неполным, если забудется моё литературно-публицистическое издание "Владимир Высоцкий, с моей точки зрения…" Её рождение связано с числом – 2007. Готовилась она тоже к 70-летию со дня рождения Мастера ("тоже" – в смысле как книга М.Цыбульского; не это ли называется конгениальностью?).
Пересказывать содержание книги не буду – и не ждите. Комментировать себя не стану. Критиковать написанное – рука не поднимается. Хотя есть отдельные моменты… А у кого их нет? Радует, что это только моменты, а не всё и вся. Короче, кто не читал – почитайте.
А теперь – стойте там, слушайте сюда: быстрёхонько, втихаря собираем свои манатки и - молча, в полной тишине - переползаем через границу следующей главы…

                Продолжение следует...


Рецензии