От Высоцковедения к Высоцкологии?.. -004

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

     Глава печальна тридцатилетним отсутствием Владимира Высоцкого среди ныне живущих.
Прошу лишь об одном: давайте обойдёмся без расхожей цитаты из Его песни – "Мне не стало хватать его только сейчас…".
     Без рисовки скажу: "Мне Его не стало хватать уже тогда, в ту чёрную дату - 25 июля 1980 года. И не хватает сейчас. Уверен в том, что не будет хватать и через годы, и через другие временные расстояния".
     2010 год начался разновеликими публикациями о В.С.Высоцком, бурно нараставшими от даты его рождения до роковой даты.
     Газеты  - центральные и местные – отпечатались январским залпом репортажами о торжественных концертах и  фестивалях, а также иных массовых сборищах в честь 72-ой годовщины от рождения Кумира. Привожу для примера:  "Аргументы и факты" № 4 в рубрике "БЫЛО" поместили заметку "Цветы для Высоцкого"; легат той же газеты "Аргументы и факты - Петербург" № 4 разъяснил суть тех "цветов для Высоцкого" и  вспомнил о фильме "Плохой хороший человек"; "Мир новостей" № 6 напечатал статью Михаила Захарчука "Отец ответил за сына".
     Огонёк воспоминаний теплился на страницах СМИ. Однако фанаты, адепты, апологеты и просто поклонники творчества В.С.Высоцкого ждали своеобразного старта.
Долго не пришлось пребывать в томительном ожидании. Стартовый момент обозначился, на мой взгляд, в мартовском журнале "Теленеделя" № 11 отрывком из книги Юрия Сушко "Владимир Высоцкий. По-над пропастью", прошедшим под названием "Высоцкий плакал под окнами больницы, когда жена сделала аборт".
     В майском номере "толстушки" (сиречь - еженедельника) "Комсомольская правда" смогли прочитать о том, что "Сергей Безруков сыграет Владимира Высоцкого"; что выпускается серия "Российские барды" из 20 СД-дисков+мини-книга (в списке бардов Высоцкий – второй за Визбором), а также под заголовком "Я с утра включил кино – всё не кончится оно…" поместили кадр из "Места встречи изменить нельзя", где Глеб Жеглов пытается убедить  Володю Шарапова: "Если наш сериал смотреть с утра до вечера – преступников будет некогда ловить!"
     Одновременно "Литературная газета" напечатала статью "Это я не вернулся из боя"  Песни Владимира Высоцкого о войне".
     В начале июня журнал "Теленеделя" № 21 (139) предложил прочитать интервью с другом В.Высоцкого "Михаил Шемякин: мне в жизни повезло – женщин у меня было немного, но все они были умными, выносливыми и мужественными".
     А уж в июле словно градины с неба посыпались: о съёмках многосерийной драмы о Владимире Высоцком пишет "Экспресс-газета"; афишу "25 июля КОНЦЕРТ памяти Владимира Высоцкого" в ДК Горького даёт газета "Твой день" (Санкт-Петербург); "Смена" Петербургская еженедельная газета информирует о TV-передачах к 30-летию со дня смерти В.Высоцкого и анонсирует "Смех и слёзы памяти Высоцкого (Рокеры и поп-звёзды споют в честь великого барда)"; "Невское время" тут же уточняет: "21-25 июля. ДК им. Ленсовета, ДК им. М.Горького, пос.Поляны "30 лет без Высоцкого": 21июля - ДК им.Ленсовета - программа "В Ленинграде-городе…" с участием джаз-рокеров; 25 июля - ДК им. М.Горького - концерт с участием М.Боярского, И.Скляра, И.Корнелюка, Л.Сенчиой, Ю.Гальцева, "Терем-квартета" и "Лицедеев", с ведущими А.Ургантом и А.Мельниковой; 23-25 июля на Голубых озёрах (в районе посёлка Поляны) состоится 10 лесной фестиваль "Я поля влюблённым постелю…" (более известный как "Лампушка"); Фёдор Дубшан пишет в "Вечернем Петербурге" статью "Высоцкий, как Гамлет, у каждого свой"; тут в "Труде 7" печатается статья "Россия – это сборник песен Высоцкого" , в "Аргументах недели" - статья "Высота";  в приложении "Отечественные записки" к "Советской России" - статья Фёдора Раззакова "Я в колесе не спица, или "Чёртово колесо" Владимира Высоцкого [версия, не допущенная к дискуссии на НТВ]; "МК – московский комсомолец" в рубрике "КУМИРЫ" выступает с подборками: "Почему о твоей кончине мы узнали из-за бугра?"; стихотворение Игоря Кохановского, написанное к 30-й годовщине смерти Высоцкого; "Формула любви к Владимиру Семёновичу" – Андрей Н.Окара, политолог; "У Высоцкого было раздвоение личности" – психиатр Михаил Буянов, президент Московской психотерапевтической академии, председатель российского общества медиков-литераторов, "который лично знал гения"; "Комсомольская правда в Санкт-Петербурге" упоминает о В.Высоцком в разрезе кино "Девчата" и "Три мушкетёра" (Д'Артаньян); "Московская правда" радует нас статьёй "Все судьбы в единую слиты…"; "Аргументы и факты" помещает мнение М.Мурзиной о том, что Высоцкий - "Самосожженец"; "Комсомольская правда" в двух выпусках подряд печатает о том, "Что значил Ленинград в жизни Владимира Высоцкого", блиц-интервью "Кто для вас Высоцкий 30 лет спустя?" с участием Н.Сванидзе, А.Мамонтовым, Н.Джигурда, Е.Гонтмахером, А.Гордоном, Л.Алексеевой, А.Саверским и Артуром; "Чемодан Высоцкого можно купить за 1000 долларов", "8 вопросов Владимиру Семёновичу и его сыну", "Любимый актёр на телеэкране" и фото с М.Влади; статью "Высоцкого вдохновляли Корчной, Бышовец и Пеле"…
     Журналы соревновались с газетами более солидно и, можно сказать, степенно: "Непридуманные истории / Женские секреты" № 7-8 под общим флагом "Владимир Высоцкий: 30 лет не ходят к Высоцкому на Таганку. Ходят к Высоцкому на Ваганьковское" помещают беседы с Вадимом Тумановым, Мариной Влади и актёром Вячеславом Спесивцевым; "Город" (СПб) № 25 (89) публикует материал "Что-то девушка попалась привередливая" (о ленинградской части жизни В.Высоцкого); "Антенна - Телесемь" в двух номерах даёт анонс "День памяти Владимира Высоцкого" и затем "Высоцкий: ну, здравствуй, это я…" (малоизвестные фотографии); "Петербургский Телезритель" № 30 (682) даёт  статья "Тридцать лет без Высоцкого";
"Буквоед всегда рядом" – июль'10 сообщает: "20 июля, вторник, 19.00 "Буквоед на Восстания" Музыкально-поэтический вечер, посвящённый Владимиру Высоцкому "В Ленинграде-городе…" с участием Никиты Высоцкого, а "Петербургский телезритель" № 41 (693) неожиданно информирует о гибели актёра Юрия Гребенщикова, возвращавшегося с вечера, посвящённого памяти В.Высоцкого в 1988 году…
Всё бы вроде ничего – удобоваримо.
     Вдруг - как обухом по голове: "Последние дни Высоцкого (Друзья давали ему наркотики и водку)" – "Комсомольская правда" № 29-т.
     Не премену заметить, что витает идея, достойная, как выражался Н.В.Гоголь, "бумагомарак". Почему бы не вспомнить, что небезызвестная Арина Родионова, будучи собутыльницей А.С.Пушкина (ищите данную информацию в сканвордах!), приучила поэта пить спиртное только из кружки (см. опус в собраниях сочинений упомянутого автора)? Флаг вам в руки, жёлтые писари! Не исследованная, не обкашленная, главное - свежая тема - умереть, не встать! Прославления не избежать! Какова идея?!
     Следом – как ковш студёной воды: статья Татьяны Анциферовой "Высоцкого перед самой смертью хотели посадить" в "Экспресс-газета" № 30; и в довершение ко всему -   "Metro" (Метро)" [Столичная утренняя газета № 76] cтатьёй "Милиция испортила день памяти Высоцкого" бьёт хуком и под дых (впрочем читайте сами - текст слегка сокращён):
"Тысячи почитателей таланта артиста пришли 25 июля к надгробию на Ваганьковском кладбище. В этот день 30 лет назад не стало их кумира.
     Пока поклонники читали стихи и пели у могилы поэта, коллекционеры, как обычно, развернули у ворот кладбища "обменные пункты".
  - Со всей страны люди приезжают сюда, чтобы обменяться редкими фотографиями Владимира Семёновича, книгами, дисками, значками. Но с самого утра милиция начала разгонять людей, - рассказал поклонник творчества Высоцкого.
  - Ни поговорить, ни выпить по 25 граммов не дали. Что за дикое рвение такое, - возмущается обладатель самого полного архива Высоцкого.
    Евгений Милов каждый год приезжает за три тысячи километров. Благодаря ему в Тюменском городке Пытьях улице присвоили имя Высоцкого: "В этот раз вернусь домой без единой новой фотографии для своей коллекции. И осадок на душе очень неприятный остался".
Согласитесь - весьма неприятный конфликт в печальный день.
     Зато немало порадовал еженедельник "777" № 30 тем, что на семи (обратите своё внимание на количество!) страницах поместила три любопытных момента из жизни нашего Кумира:
   стр.2 - "Известно ли вам, что Владимир Высоцкий всегда играл на семиструнках? Для барда мастер А.Шуляковский изготовил несколько гитар, и на первой из них головка грифа была в виде лиры. С этой гитарой В.Высоцкий запечатлён на фотографии 1975г. Также у певца была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему формой, но вторым грифом артист никогда не пользовался";
   стр.4 - "Известно ли вам, что в Париже В.Высоцкий едва не попал в тюрьму? Актёр, припарковавшись, решил снять дворники и зеркало со своей машины. Полицейский принял В.Высоцкого за вора, и только вовремя подоспевшая жена М.Влади смогла объяснить стражу порядка о привычке советских автомобилистов. Кстати, первую загранпоездку актёр совершил в 1973 г. – во Францию";
   стр.6 - "Известно ли вам, что Владимир Высоцкий в числе трёх первых граждан СССР, обладавших "Мерседесами" с отечественными номерами? Четырёхдверный седан цвета "голубой металлик" появился у актёра в 1976г. Помимо В.Высоцкого "Мерседесы" были у Л.Брежнева и С.Михалкова. зачастую артисту за рулём отдавали честь постовые милиционеры, путая его с генсеком";
   на стр.4-5 - сканворд "Памяти Владимира Высоцкого посвящается";
   на стр.7 фрагмент последнего стихотворения:
                "Я жив, тобой и Господом храним.
                Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
                Мне есть чем оправдаться перед ним".
                Владимир Высоцкий, советский актёр, поэт и певец";
   а на стр.8 следующую информацию: "25 июля. В этот день в 1980г. не стало Владимира Высоцкого, советского актёра, поэта и певца. Официального сообщения о смерти барда не было – в это время шла Олимпиада в Москве. Над окошком кассы Театра на Таганке висело объявление: "Умер актёр Владимир Высоцкий". Ни один человек, приобретший билет на спектакль "Гамлет" с участием артиста, не сдал его обратно".
     И ещё: сентябрьская ежемесячная газета администрации Самарского района (выпуск № 9) "Самарский Арбат" разместила статью Президента общественного фонда "Центра Владимира Высоцкого в Самаре" Михаила Трифонова "Я должен первым быть на горизонте…", где ностальгически прозвучало: "Всего Владимир Высоцкий выступал в Куйбышеве со своими песнями 5 раз. Два концерта он дал в своё первое появление, 24 мая 1967 года, и три во второе – 29-30 ноября 1967 года".
     В начале нового года я имел возможность процитировать свежий афонаризм: "Вот и началось второе десятилетие XXI века: в доме три телевизора, три компьютера, пять мобильных телефонов и одна книга". Мой друг улыбнулся и добавил к нему: "К счастью, эта книга со стихами Владимира Высоцкого!"
     Кстати о книгах.
     В 2010 году увидела свет книга Давида Кантора "Волшебная болезнь - ТЕАТР" (Спб.: Борей Арт, 2010. – 260 с.). В ней привлекает внимание своеобразный аналитическо-информационный подход к театральной деятельности неординарного актёра В.С.Высоцкого с комментариями автора, о котором поведало предисловие:
     "Давид Петрович Кантор – лектор-театровед, работает в Санкт-Петербургской филармонии для детей и юношества, читает лекции о театре и литературе для разной аудитории – от детей и юношества до взрослых слушателей.
     Д.П.Кантор – автор ряда статей о творчестве Владимира Высоцкого, Александра Галича, Александра Хочинского, Виктора Цоя и других, публиковался в журналах "Театр", "Театральная жизнь", "Театральный Петербург", ведущий театральных встреч с известными петербургскими актёрами. В книге использованы фотографии из личного архива автора". 
     В двух главах на страницах с 51-ой по170-ой разместились материалы, посвящённые В.С.Высоцкому. О них-то мы и познакомимся поближе.
     Глава вторая "Таганка глазами ленинградского студента" содержит десять статьей-рассказов "От студии к театру", "Герои и нашего времени", "Театр будит мысль", "Помогать человеку становиться духовно чистым", "Свой добрый век мы прожили, как люди и для людей", "Спектакль о революции и свободе", "Вспышки памяти", "Трагический поэт эпохи", "На сцену Таганки выходит Мольер" и "Несколько слов в честь режиссёра Любимова".
     Из них мы узнаём,
   что Театр на Таганке открылся 23 апреля 1964 года в год 400-летия со дня рождения великого английского драматурга Уильяма Шекспира);
   что дебют - одна из первых ролей В.Высоцкого: драгунский капитан – секундант Грушницкого в спектакле "Герой нашего времени" – всего несколько фраз, но маленький кусочек спектакля сыгран ярко); что таганская "Чайка" – легендарный спектакль "Добрый человек из Сезуана" – сюжет о доброй проститутке Шен Те [в исполнении актрисы З.Славиной], которая влюбилась в безработного лётчика Янг Сун [В.Высоцкий];
   что Высоцкий участвовал в поэтических представлениях – "Антимиры" Андрея Вознесенского, "Павшие и живые" по стихам поэтов-фронтовиков, "Послушайте!" Владимира Маяковского, "Пугачёв" Сергея Есенина, а также в спектакле "Павшие и живые",
в "Спектакле о революции и свободе" (речь о постановке "Десять дней, которые потрясли мир" - народного представления в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида).
     Автор книги приглашает читателя поговорить о работе над спектаклем "Пугачёв", о двух центрах: один - Пугачёв – Н.Губенко, второй – Хлопуша – В.Высоцкий; о спектакле "Послушайте!" о В.В.Маяковском, которого играли пять артистов – В.Золотухин, Б.Хмельницкий, В.Насонов, В.Смехов и В.Высоцкий [он использовал в качестве реквизита балалайку]; о спектаклях "Тартюф", "Жизнь Галилея", а также о поэтическом театре режиссёра Любимова, где прошли своё актёрское становление Н.Губенко, В.Высоцкий, А.Демидова, З.Славина, В.Золотухин, В.Смехов, И.Бортник, Ф.Антипова, Б.Хмельницкий, Л.Филатов и др.
     В завершение последней темы автор пишет:
     "Переживание, перевоплощение, представление, отношение к образу – всё это существовало у Любимова в синтезе. Его авторский поэтический театр впитал многое: искания Мейерхольда, чувство внутренней правды по Станиславскому, принципы "эпического театра" Бертольда Брехта, вахтанговское игровое начало".
     Глава третья включает в себя три очерка - "Гамлет с Таганской площади", "В Ленинграде-городе, у пяти углов" и "Просто артист Высоцкий".
     В них автор делится личными впечатлениями о театральных победах В.Высоцкого (привожу цитаты очерков):
     "Гамлет с Таганской площади" =
     "Вообще лично с Высоцким я не был знаком. Любил его как театральный зритель, как слушатель любительских магнитофонных записей… Артист Владимир Высоцкий мне сразу очень понравился… Темперамент мысли и чувства Высоцкого потрясает… В исполнении Высоцким роли Гамлета чувство вызревает до страсти, размышление – до мысли, мысль – до идеи…";
"В Ленинграде-городе, у пяти углов" =
     "Питер Высоцкому всегда очень нравился. Говорил: "любимый город – Ленинград". Временами он буквально рвался в город, где в 1964 году состоялись первые гастроли Таганки с его участием. С Питером Высоцкого связывало очень многое. Здесь, на улице Правды, прошёл его первый сольный концерт в клубе "Восток". На студии "Ленфильм" Высоцкий снялся в серьёзных фильмах у режиссёра Г.Полоки в "Интервенции" (картину положили на полку на 20 лет), сыграл одни из лучших своих ролей в кино у Иосифа Хейфица в "Единственной" и "Плохом хорошем человеке", снятому по мотивам повести А.П.Чехова "Дуэль". В личном плане тоже было о чём вспомнить. Во время съёмок в Ленинграде фильма "713-й просит посадку" познакомился с будущей женой и матерью двух своих сыновей – Аркадия и Никиты – Людмилой Абрамовой. Словом, многое связывало Высоцкого с нашим городом. Но, главное, его обожала ленинградская публика";
     "Просто артист Высоцкий" =
     "Вырабатывая собственную поэтическую интонацию, Высоцкий не скрывал, какое сильное влияние на него оказала необычная аудитория Таганки. Актёр хорошо понимал, что можно сделать словом, умел слышать дыхание времени.
     Время подтвердило долговечный и прочный успех стихов и песен, не утративших актуальности до сих пор. Народ признал Высоцкого не певцом, а поэтом. Без наград, без званий, без официального признания, без всякой указки он стал национальным героем. Голос Высоцкого, звучавший на всю страну, был голосом народной совести. Многие слова из его песен разошлись на цитаты: "Жираф большой – ему видней!", "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков", "Лучше гор могут быть только горы", "Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю", "Бег на месте общепримиряющий".
     А вот что пишет автор книги напоследок:
     "В последний раз я видел Высоцкого в июле 1980 года. Недалеко от театра он в одиночестве шёл по Котельнической набережной и ел мороженое. Он был погружён в свои мысли. Нужно было подойти и сказать ему, как его любят и ждут в Ленинграде, городе, где Высоцкий мог "чувствовать себя как дома". Не знаю, почему, но я не решился подойти, разве я мог предположить, что вижу его в последний раз.
     Впечатление о Высоцком-поэте и Высоцком-актёре осталось на всю жизнь. Его творчество оказалось связано с моей судьбой и судьбами миллионов людей. Я испытал на себе его человеческое влияние. Случилось так, что Высоцкий прошёл через всю мою жизнь.
Своего сына я назвал Владимиром. Он – мой самый лучший друг".
     В Питере вышла и книга Валерия Таирова "Место встречи" (СПб.: Нестор-История, 2010. – 188 с., ил.)
     В начале её, как и полагается, вступительное слово об авторе:
     "Книга Таирова Валерия Владимировича, члена международной ассоциации писателей баталистов и маринистов Санкт-Петербурга и "Литературного собрания "Соратники", продолжает цикл его работ, посвящённых творчеству поэта, автора-исполнителя и артиста Владимир Высоцкого.
     Валерий Таиров - лауреат Всероссийского конкурса творческих работ "Мой Рубцов", автор работ, включённых в Народный сборник "Владимиру Высоцкому – 70". Ранее стихи, песни, рисунки и рассказы автора были представлены в книгах: "На переправе", "Былые миры", "Это должно быть", "Наш Высоцкий", "Осенние листья", "Ай да Высоцкий!", "Дом Тихого Отдыха" и других.
     Валерий Таиров – постоянный автор литературного журнала "Рог Борея". Являясь членом международной ассоциации писателей баталистов и маринистов Санкт-Петербурга, он в течение последних лет провёл несколько выставок своих художественных работ – картин, иллюстраций, рисунков, посвящённых морю и морякам, творчеству Н.Гоголя, Н.Рубцова, В.Высоцкого. работая в области кораблестроения и флота, В.Таиров был удостоен звания лауреат Государственной премии в области науки и техники, связанной с созданием морских кораблей, поэтому в книге "Место встречи" нашла отражение морская тематика, морские стихи и песни".
     Довольная интересная работа, любопытные иллюстрации картин автора и фото личного архива – поверьте мне.
     16 октября 2010 года по НТВ в 14:00 началась  телепередача "Песня о друге" документального цикла под названием "Спето в СССР". Ошибки не случилось – я предполагал, что речь пойдёт о фильме "Вертикаль", в котором прозвучали пять специально написанных для кинорассказа об альпинистах песен Владимира Высоцкого.
     Тем не менее я внимательно вслушивался в закадровый текст и в речи интервьюируемых участников. Да, я ожидал какого-нибудь подвоха, какую-нибудь очередную пакость, порочащую живописный портрет гениального стихотворца-певца. Но – слава Богу! - из телеагрегата выливалась доброкачественная, объективная информация, сдобренная проверенными, правдивыми временем биографическими данными.
     Сижу себе и балдею на полную мощность, восторгаясь: "Ведь могут, когда захочут, едрит их в зелёнку!"
     Тебе, мой дорогой читатель, скажу так: "Владимир Высоцкий любил Человека, как любил Луи Армстронг свою трубу, как Дюк Эллингтон – клавишные".
     Раз идёт разговор о прессе и СМИ – возникло острое желание ознакомить читателей с деятельностью Саранского Клуба любителей творчества В.С.Высоцкого. Материал заимствован из Интернета.
     РАДИО – "СВОБОДА" 05.08.2006
В эфире Саранск, Игорь Телин.
     Звучит песня Высоцкого
   И.Телин: Каждый год 25 июля на одной из дач в пригороде столицы Мордовии собирается компания, называющая себя Саранским Клубом любителей творчества Владимира Высоцкого. 25 июля – день смерти поэта и актера. Не имея возможности посетить его могилу в Москве, в этот день поминают Высоцкого на даче, под яблоней. Собираются здесь люди разных профессий и разного возраста. Много пенсионеров, что говорит о том, что любовь к творчеству Высоцкого проверена временем.
   Член клуба №1:  Душевный порыв был такой у Геннадия Павловича [Тюрина], у других. Сидели в бане и придумали – давайте, клуб сделаем. Давайте людям что-нибудь покажем. Ведь есть те, кто любит его. Вместе веселей... Однажды, возвращаясь с дачи, слышу, где-то в округе раздаются песни под гитару. Заинтересовался. Поискал, нашёл их, познакомился. Привел племянника сюда. Тоже увлекся его творчеством.
   Член клуба №2: Мне его [Высоцкого] песни тоже очень нравятся, и нравятся уже давно. Интерес к его песням возник ещё в детстве, когда его песни считались блатными, звучали со старых магнитофонов, голос трудно было различить. Только постепенно пришло понимание философское осмысления его песен. Я преподаю в одном из колледжей. Часто ссылаюсь на песни Высоцкого, особенно когда речь идет о Великой Отечественной войне, или о каких-то сторонах нашей советской жизни в советское время.
   Член клуба №3: Сам я заболел Высоцким, его творчеством еще где-то в школьном возрасте. Надо сказать, что изначально я как-то не совсем понимал его творчество, а потом как-то резко то ли в смысл дался его песен, стало как бы пробирать. Сейчас, конечно, это всё достаточно удобнее. Можно достать его песни. В наше же время все это было очень сложно. Даже ту же самую нормальную фотографию найти было очень тяжело. Например, я в свою коллекцию по тем временам скопил 25 рублей и заказал художнику одному, чтобы он мне нарисовал на ватмане на стену карандашный портрет Высоцкого. Музыкальное наследие Высоцкого – вот самое главное. 
   И.Телин: Все члены этого клуба признают – здесь, в провинции, начинали слушать Высоцкого, не зная, что это Высоцкий. Какая молва только не ходила об авторе этих песен – то бывший заключенный, то офицер, участник Великой Отечественной войны. Одна из первых услышанных Геннадием Тюриным в давние уже времена песен Высоцкого до сих пор самая любимая.
   Члены саранского клуба завязали переписку с живущим в США исследователем творчества Владимира Высоцкого Марком Цыбульским. Получили недавно изданную его книгу о поэте и актере, и самая главная новость – их необычный клуб войдет в справочник-обзор российских клубов любителей творчества Высоцкого, подготовкой которого и занимается сейчас Цыбульский.
     MyJulia.ru 04.12.2007
     Материалы жителей Мордовии о Владимире Высоцком пополняют архив страны.
Саранский "Клуб любителей творчества В.Высоцкого" наладил и поддерживает тесные связи с Государственным культурным центром-музеем "Дом Высоцкого на Таганке" по поставке материалов из Мордовии, с американским поклонником барда Марком Цыбульским.
     Владимир Высоцкий ушёл из жизни 27 лет назад. В следующем году он мог бы праздновать своё 70-летие. Но несмотря ни на что о нём до сих пор пишут газеты, говорят на радио, публикуют Интернет-новости и снимают документальное видео телевидение. Это происходит благодаря поклонникам барда. Именно информационное освещение их деятельности не дает забыть о певце и молодому поколению.
     "Первые ростки высоцкологии на территории Мордовии появились где-то через год, от силы полтора после самого печального спортивного праздника – Всемирной Олимпиады, проходившей в Москве и омраченной смертью Поэта и Актера", - написал в своей книге "Владимир Высоцкий с моей точки зрения…" член "Клуба любителей творчества В.Высоцкого" Владимир Цыкалов. Его личный архив, который постоянно пополняется, сейчас составляет около 370-ти экспонатов из СМИ и 50-ти книг о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.
Будучи профессиональным врачом, он, как судебно-медицинский эксперт высшей категории, написал шесть книг о своей деятельности. Но, в каждой из его публикаций обязательно было несколько страниц о барде. Увлечение творчеством Высоцкого постепенно превратилось в хобби. И вот уже несколько лет он является одним из активных членов саранского "Клуба".
     О том, как он был образован, сами участники "Клуба" говорят неоднозначно. Однако годом его создания считают 1998. Он возник под руководством Геннадия Тюрина, коллекционера с более чем 40-летним стажем. Он собрал свыше 1 тысячи 500 наименований материалов из газет и журналов, книги, буклеты, фоторепродукции и многое другое. В эту цифру не входят имеющиеся у него грампластинки и магнитозаписи, изданные о Владимире Высоцком и Марине Влади с 1962 года в Болгарии, ГДР, Канаде, Польше, США, Франции, Чехословакии, Югославии, городах союзных республик бывшего СССР.
     Вскоре после создания о клубе стали говорить сначала музеи республики, так как на основе собранных материалов исследователей творчества В.Высоцкого из Мордовии, Г.П.Тюриным был создан клубный музей. Потом слухи о появлении саранского клуба дошли и до сердца России. Об этом можно говорить из-за его тесного сотрудничества с "Домом-музеем Высоцкого на Таганке".
     А однажды о его существовании узнал и крупнейший американский коллекционер, и поклонник Высоцкого Марк Цыбульский. За последние 30 лет этот авторитетнейший исследователь творчества барда, опубликовал большое количество работ в русскоязычных изданиях США, Канады, и Австралии.
     Сейчас члены "Клуба любителей творчества В.Высоцкого" даже не удивляются, получая письма из Америки. Зная об их деятельности, Марк Цыбульский вставил в электронную версию своей статьи "Высоцкий в Поволжье" информацию о саранском "Клубе".
     Юбилей своего кумира жители столицы Мордовию решили отметить с размахом. Уже сейчас они готовят большой концерт памяти Высоцкого. В нем сможет принять участие каждый желающий. Поделиться своими воспоминаниями, почитать стихи, исполнить песни или показать какой-то из эпизодов его жизни – все это поможет еще больше узнать Высоцкого. Только теперь он будет показан с "разных точек зрения".
     Рассказать и написать о Высоцком все невозможно. Поэтому первая книга, опубликованная о барде в Мордовии, обещает быть далеко не последней. И "кто бы что ни говорил, Владимир Высоцкий был, остается и останется примером для подражания. (…) Мы рады были, что Высоцкий есть! И вдвое рады, что он будет вечно!", - подытожил в своей книге Владимир Цыкалов".
     В Саранске помнят Высоцкого
                Публикуется впервые - 17.10.2007 г.
                Марк Цыбульский (США)
     Об этом клубе знает далеко не каждый даже в среде почитателей Высоцкого. Наверное, причина в том, что члены саранского "Клуба любителей творчества Владимира Высоцкого" – люди скромные и не считают уместным рассказывать о самих себе. Приедут к ним местные журналисты или телевизионщики – тогда, пожалуйста, следует спокойный, неторопливый рассказ о клубе. А не приедут – ну так что ж... Соберутся своей компанией, поговорят о Высоцком, наметят планы будущих работ...
     В 1980-е гг. клубы поклонников Высоцкого начали возникать один за другим по всей территории Советского Союза. Интерес к творчеству поэта был необычайным, а достоверной информации было мало. Помню, – в те времена на футбольных стадионах, в пивных барах и прочих местах скопления мужского населения почти наверняка находился "знакомый", или даже "друг" Высоцкого. Обозреваемый десятками заинтересованных, а то и откровенно завидующих глаз, "друг" рассказывал о том, как "мы с Володькой..." Чтобы отделить зёрна от плевел, люди шли в клубы.
     Прошло несколько лет – и началось обратное движение. Клубы стали закрываться один за другим. Причин было несколько. Одной из главных, конечно, стал тотальный развал экономики, когда людям стало просто не до поэзии. Ну а второй важной причиной, думаю, было то, что информации о Высоцком появилось вполне достаточно, чтобы утолить интерес у всех, кроме самых завзятых его почитателей.
     Саранский клуб состоит именно из таких людей – сколько ни дай информации о Высоцком, всё им мало, да к тому же стремятся и сами нести в народ его поэзию. Поэтому клуб живёт и продолжает действовать.
     С Геннадием Павловичем Тюриным, организатором саранского клуба и коллекционером материалов о Высоцком с более чем сорокалетним стажем, мы знакомы по переписке.   Естественно, что, готовя эту статью, за информацией я обратился именно к нему.
     "Клуб любителей творчества В.С.Высоцкого" родился в конце 1998 года при общественном литературном объединении "Вдохновение" ОАО "Саранский приборостроительный завод", – писал мне Г.Тюрин. – За пятнадцать лет в заводской типографии издано двадцать девять подарочных книг, по одному экземпляру которых были переданы в городской музей им. А.Полежаева". В том числе, издана и книга о Высоцком.
     Эта книга, ставшая раритетом прямо в момент выхода из типографии (тираж 100 экземпляров!), представляет собой издание весьма интересное. Она состоит из двух частей. В первой под заглавием "Мой Высоцкий" опубликованы воспоминания члена саранского клуба А.Порчунова, встречавшегося с Высоцким в 1978 году в Северодонецке (к этим воспоминаниям я ещё вернусь). Во второй части книги собраны статьи о Высоцком, написанные Г.Тюриным, и опубликованные в республиканской газете "Известия Мордовии", саранском городском еженедельнике "Столица С" и заводской многотиражке "Приборостроитель". Эти статьи не претендуют на открытие неведомых доселе истин, но, на мой взгляд, заставляют читателя попристальнее задуматься о феномене Высоцкого, почитать его стихи, послушать песни, а ведь именно в популяризации творчества Высоцкого видят члены саранского клуба свою главную задачу.
     Г.Тюрин, патриарх клуба, – настоящий подвижник. "Это сейчас всё просто: пошёл и купил книгу, другое дело, что уж очень они дорогие, – говорил он журналисту. – Тогда, в 60-80-е годы, всё было по-иному. Сначала, когда книги о Высоцком нельзя было добыть, я делал копии. Ксерокса тогда ещё не было, была машина, уж и не помню, как она называлась. Страницы углём натирались и делались оттиски". (Для нынешних любителей Высоцкого звучит, как воспоминание о каменном веке, но это было, было...)
     В начале 1980-х саранские любители Высоцкого сумели в отделе главного технолога саранского приборостроительного завода провести лекцию о творчестве Высоцкого по линии общества "Знание". Казалось бы, – подумаешь! Но это теперь – "подумаешь", а тогда...   Просто несколько примеров. В 1983 г. преподаватель музыкального училища из Свердловска В.Попов за лекцию о Высоцком был исключён из КПСС и снят с работы. В том же 1983 году А.Тавровский организовал в Симферополе фотовыставку, посвящённую Высоцкому. Выставку безо всяких объяснений приказали закрыть в день открытия. В 1981 г. организаторами самарского (тогда – куйбышевского) музея Высоцкого занялся КГБ, а музей был немедленно запрещён. Так что не будем недооценивать ту давнюю лекцию в Саранске. Без преувеличений, она была событием в истории высоцковедения.
     "Муж лекторши, сотрудник Мордовского государственного университета, встречался с Высоцким в Венгрии, вечер прошёл очень интересно. Однако после этого лекторшу республиканского общества "Знание" Н.Кяшкину пригласили в КГБ и запретили в дальнейшем проводить лекции о Высоцком". Забылось уже, а ведь суровые времена были...
     Только после 1987 года, когда Высоцкий был удостоен уже совершенно ему ненужной Государственной премии СССР, времена изменились. О Высоцком стало разрешено писать, говорить, рассказывать.
     Однако одно дело иметь разрешение и совсем другое – иметь желание и умение что-то организовать, эти вещи совпадают далеко не всегда. В Саранске они совпали. "Клуб любителей творчества Высоцкого" организовывает свои мероприятия при полном одобрении и помощи со стороны отдела культуры городской администрации, министерства культуры республики. Проводятся вечера и даже целые спектакли памяти Высоцкого, о чём читателям и зрителям рассказывают республиканские газеты и телевидение.
     Среди членов саранского клуба есть артист, редактор журнала, рабочие, врачи... Многие из них – люди творческого склада. Например, кандидат медицинских наук доцент Мордовского гуманитарного института С.Ламбина написала в технике примитивизма живописное полотно, посвящённое Владимиру Высоцкому.
     Пишет С.Ламбина и стихи и, вполне естественно, некоторые из них посвящены любимому поэту. Лучшие – вошли в её книгу "Формула доброты", изданную в Саранске в 2005 г.
     Коллега С.Ламбиной врач В.Цыкалов подбирает материалы для своей книги о Высоцком. Начал он с того, что ему ближе всего с профессиональной точки зрения, и написал главу "Медицинская тема в поэзии Высоцкого", после чего появились и другие главы. Как писал мне Г.Тюрин, книга должна выйти в начале 2008 года.
     По мнению Г.Тюрина, книга В.Цыкалова – одно из направлений "контрнаступления на молодёжь Саранска". Идея членов клуба – привить молодёжи вкус к хорошей песне и поэзии, в этом направлении и действуют.
     "В этом году провели вечера памяти Высоцкого в лицее № 4, в колледже электроники, экономики и права. Осенью и зимой предпримем попытки "прорваться" в университет, пединститут и другие вузы, – пишет Г.Тюрин. – Совместно с Центром культуры Саранска планируем в начале января 2008 г. провести первый республиканский фестиваль песни в честь 70-летия Владимира Высоцкого. В общем, планов много".
     Особо хочется отметить тот факт, что несколько членов клуба лично виделись с Владимиром Высоцким. Правда, общение было коротким, но, думается, любой штрих биографии Высоцкого важен для исследователей. Поэтому в заключение статьи я предлагаю читателям
Воспоминания о Владимире Высоцком
     Воспоминания А.Порчунова опубликованы в сборнике "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается" (Саранск 2000 г.), но, как сказано выше, тираж сборника – всего 100 экземпляров, поэтому я убеждён, что этот рассказ мало кто читал. А надо бы!
"Мне посчастливилось видеть и слышать Владимира Семёновича Высоцкого с 21 по 25 января 1978 года на Украине в городе Северодонецке Луганской области...
     На концерты приезжали из Луганска, Рубежного, Лисичанска, Кадиевки и даже из городов Донецкой области. Люди преодолевали многие километры, чтобы увидеть и услышать живую легенду. Концерты проходили в спокойной дружелюбной обстановке. У артистов (помимо Высоцкого, в выступлениях принимали участие И.Бортник и члены вокально-инструментального ансамбля, – М.Ц.) не было ни охраны, ни телохранителей. Они свободно без опаски ходили по городу, а также и из гостиницы "Центральная" до Дворца спорта.
     Однажды я невольно оказался свидетелем интервью Владимира Семёновича для местной газеты "Коммунистичный шлях". Корреспондент Л.Цветная обратилась к нему с традиционным вопросом, который он раздражённо парировал: "Да что вы все об одном и том же? Вы лучше спросите, как артист выходит на лёд и умудряется сберечь голос?" (К сведению, сцена была устроена прямо на льду. Места для зрителей располагались на деревянных щитах, уложенных на искусственный лёд.) А затем он, уже "выпустив пар", в мирном расположении духа рассказывал о театре, французских гастролях и других малоизвестных для провинции делах...
     Самым большим из этой серии концертов было выступление 25 января 1978 года – день сорокалетия Владимира Семёновича Высоцкого, начавшееся в десять утра в актовом зале НИИУВМ.
     Представьте себе: в свой юбилей он выходит на сцену и удивлённо говорит: "Как много народу, да ещё с утра". А удивиться было чему: в зале на 500 мест уместилось более семисот!
     Пропускали по билетам – листочкам белой бумаги размером, приблизительно, три на шесть сантиметров со штампом местного комитета комсомола. Всё действие транслировалось по институтскому радио и записывалось на магнитофон "Ростов". Запись этого концерта легла в основу 14-го диска серии "На концертах Владимира Высоцкого".
     ... Зал очень тепло реагировал на каждую песню, а особенно – на монолог Хлопуши. По окончании часового выступления Владимиру Семёновичу были вручены подарки: кейс, телескопическая удочка северодонецкого производства и кассетный магнитофон. Зрители, стоя, продолжительно аплодировали. А он, улыбаясь, говорил: "Спасибо, дорогие, я ещё бы спел, но необходимо ехать в Ворошиловград".
     Его почитатели ещё вручили ему решётку для дачного камина, сделанную из бронзовых квадратных прутьев с латунной табличкой в виде гитары и выгравированными на ней стихами из "Охоты на волков"".*5
     Ещё один из активистов саранского клуба – Владимир Арнаутов – настоящий русский провинциальный актёр. За свою долгую восьмидесятилетнюю жизнь он играл в 18 театрах – от Магадана до Саранска. В феврале 1973 г. В.Арнаутов был членом труппы Омского драматического театра, приехавшей на гастроли в Новокузнецк именно в те дни, когда в городе выступал Владимир Высоцкий.
     "Я попал на концерт Владимира Высоцкого в кинотеатре, – рассказывал мне В.Арнаутов, – именно не в драматическом театре, а в кинотеатре. Собственно, услышал я только одну песню, перед концом первого отделения. Потом начался антракт, на сцену вышла партийная дама и сказала, что поскольку программа концерта не была утверждена, то выступление прекращается...
     Мы с друзьями-актёрами узнали, что Высоцкий отправился прямо на вокзал. Поехали туда, разыскали его вагон и купе. Постарались успокоить, но он держался так, как будто ничего особенного не произошло. Сказал: "Друзья! Ничего страшного! Я сейчас еду в Новосибирск, буду выступать в Академгородке. Там меня с удовольствием послушают и академики, и студенты".*6
     Из Новокузнецка Высоцкий вернулся прямиком в Москву, поездка в Академгородок и не планировалась, просто Высоцкий успокоил переживавших за него коллег-артистов. Для нас важно, однако, то, что о концерте Высоцкого в новокузнецком кинотеатре до сих пор не упоминал ни один источник. Член саранского клуба почитателей Высоцкого помог стереть ещё одно "белое пятно" в биографии поэта.
     Порчунов А., Тюрин Г. "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается", Саранск, 2000 г.
Газ. "Вечерний Саранск", 20.01.2005 г.
   Письмо Г.Тюрина М.Цыбульскому от 16.02.2006 г.
   Письмо Г.Тюрина М.Цыбульскому от 15.09.2007 г.
   Цит. по: А.Порчунов. "Мой Высоцкий" в кн. "Двадцать лет спустя... Жизнь продолжается", Саранск, 2000 г., стр.4-11.
   Фонограмма беседы 30.09.2007 г.
              МОЛОДЕЖЬ МОРДОВИИ Общественные организации РМ (Интернет)
     Поем как Владимир Высоцкий!
     18 января в 18.00 в актовом зале Дома Культуры Ленинского района (клуб строителей) Саранский "Клуб любителей творчества Владимира Высоцкого" проводит Первый Открытый фестиваль исполнителей песен и стихов, посвященный 70-летию со Дня рождения Высоцкого и 10-клуба.
     Ребята, увлеченные творчеством Высоцкого в частности, вот уже десять лет постоянно проводят встречи своего клуба, вечера авторской песни, литературные салоны. Выступить на такой встрече может любой желающий. Мероприятие такого масштаба планируется проводиться впервые, так что остается пожелать организаторам и участникам удачи и больших перспектив развития.
     "Я отказался играть отца" - "Столица С" - Вторник июля 21, 2009
     "Алло, слушаю вас!" — одна простая фраза, сказанная Никитой Высоцким, бросает в дрожь. Тембр, интонации, хрипотца — все, как у отца. Те, кто услышал хоть одну песню кумира 1970-х, навсегда подчинены магии этого голоса… "Часто журналисты начинают материалы об отце словами: "в такой-то по счету раз страна отмечает день смерти Владимира Семеновича… жаль, что он не дожил…" Это неправильно! Он всегда с нами! Вот отец ни разу в вашей республике не был, но вы же открыли его музей — значит, Мордовия с ним!"
     По телефону с младшим сыном великого барда общалась Елена Киреева.
     "С": Приглашаем вас в саранский клуб любителей творчества Владимира Высоцкого. Как и везде по стране, его создали своими силами несколько энтузиастов…
     — Спасибо! Знаете, раньше пословицы типа "рукописи не горят", "золото не ржавеет", "к чистому грязь не пристает" казались мне бесспорными. Но с тех пор, как 12 лет назад я возглавил в Москве Государственный культурный музей-центр, посвященный отцу, убедился — это всего лишь слова… Достойную память нужно обязательно беречь, охранять от посягательств, передавать потомкам в первозданном виде. Со дня гибели отца прошло 29 лет, но его продолжают поливать грязью со страниц книг, газет и журналов. 99% информации, которую дают о Высоцком, можно назвать враньем! Но люди читают, и кто то, наверное, верит. Я и мои единомышленники по всей стране пытаемся этому противостоять…
     "С": Вы стали автором сценария нового фильма о жизни отца, который снимет Александр Митта. Значит, этой киноленте можно будет верить?
     — Хочу подчеркнуть — это не мой проект. Идея принадлежит группе продюсеров «Дирекции кино» — компании, которая сделала оба «Дозора», «Адмирала» и продолжение «Иронии судьбы». Они подобрали хорошую команду, пригласили в режиссеры Александра Наумовича Митту, очень мною уважаемого. Поэтому я откликнулся. Над сценарием работал вместе с актером и режиссером Рашидом Тугушевым. Мы с ним учились во МХАТе, создавали свой театр, работали в кино. Сценарий принят продюсерами, но, правда, существенно переделан Миттой. Насчет того, как процесс пойдет дальше… Понимаете, я сделал идейную основу картины и отвечаю только за свою часть работы. Конечный результат будет зависеть от всей команды…
     "С": И, наверное, в большой степени от исполнителя главной роли? Кто будет играть Высоцкого?
     — По инициативе продюсеров мы обсуждали на эту роль мою кандидатуру. Но я всерьез не рассматривал такую возможность. Это совершенно другая человеческая и актерская данность. Чтобы сыграть Высоцкого, одних внешних параметров недостаточно. Предварительно исполнитель определен. Его фамилия — пока секрет… Я лично никогда не был озабочен схожестью с отцом, не использовал её… Задуманный фильм об отце будет другим — может, не столько биографическим, сколько историческим: Высоцкий в своем времени…"
25 июля 2010 года, в день смерти Высоцкого, саранский клуб любителей его творчества совместно с Пушкинским парком и клубом авторской песни "Капель" проводит памятное мероприятие. Приходите на летнюю эстраду парка к 15.00, где прозвучат песни и стихи всенародно любимого поэта и актера!
     "В будущем году вся страна будет отмечать 30-летие памяти Владимира Семеновича! — говорит Геннадий Тюрин, создатель саранского клуба Высоцкого. — В планах — провести мероприятия по всей республике и пригласить в гости младшего сына великого барда. Кстати, Никита имеет членский билет нашего клуба № 1, мы давно переписываемся, однако он ни разу в Саранск не приезжал…"
                "Столица С" от 25.01.2010г.
     В Саранске прошёл Фестиваль песен и стихов Владимира Высоцкого.
     Вчера в институте национальной культуры МГУ им. Огарева прошёл Второй Открытый фестиваль песен и стихов Владимира Высоцкого, посвящённый 72-ой годовщине со дня рождения поэта и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
     Организаторами мероприятия выступили Саранский клуб любителей  творчества Владимира Высоцкого и клуб самодеятельной песни "Капель", который подготовил большую программу. В преддверии 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне члены клуба представили военную тематику творчества Владимира Высоцкого. Кстати, участниками фестиваля стали не только представители старшего и среднего поколения, но и школьники. Среди них оказалось немало любителей лирики Высоцкого.
                ИЗВЕСТИЯ МОРДОВИИ – от 27 января 2011 года №11 (24.454), стр.3
     "Сказочная страна" Владимира Высоцкого
     Вечер, посвящённый 73-летию со дня рождения поэта, барда, артиста Владимира Высоцкого, прошёл 25 января в Мордовском Национальном драматическом театре.     Организатором, по традиции, выступил Саранский клуб любителей творчества Владимира Высоцкого, которому в этом году с момента создания исполняется 13 лет. Спонсором вечера стал Банк "Возрождение".
     Зрители стали собираться в зале задолго до начала концерта. Сюда пришли те, кто давно любит и знает творчество Поэта. Вскоре совсем не осталось свободных мест, но людей это не пугало. Истинные поклонники несколько часов стоя слушали песни и стихи Высоцкого. Со сцены на зрителей смотрел огромный фотопортрет Поэта, на котором он, улыбаясь, прикуривает неизменную сигарету. Кстати, этот снимок был сделан Александром Порчуновым - одним из организаторов саранского клуба любителей творчества Высоцкого. Несколько десятилетий назад он лично встречался с Поэтом.
     В этот вечер, казалось, и те, кто выступал на сцене, и те, кто сидел в зале, были, что называется, "на одной волне". Под собственный аккомпанемент члены клуба исполняли всеми любимые песни "Погоня", "Товарищи ученые", "О диком вепре" и многие другие, а зал хором подпевал.
     Остаётся дополнить выше приведённое сообщение.
     25 января 2011 года в столице Республики Мордовия - Саранске в Мордовском Национальном драматическом театре состоялся Третий ФЕСТИВАЛЬ исполнителей песен и стихов, посвященный 73-летию со дня рождения В.С.Высоцкого, в двух отделениях.
Первое отделение "Сказочная страна Владимира Высоцкого" подготовлено 20-ю членами Саранского Клуба любителей творчества В.С.Высоцкого по сценарию автора книги "Владимир Высоцкого, с моей точки зрения…", врача В.К.Цыкалова.
     В самом начале прозвучала фонограмма "Странные скачки" из диско-спектакля "Алиса в Стране Чудес" в исполнении В.С. Высоцкого. Ведущими отделения были "Льюис Кэрролл" (врач) и "Алиса" (учащаяся школы).
     Зрители услышали песню "Об обиженном Времени" [актёр Муз-театра с сыном-учеником], затем "Марш антиподов" [в исполнении членов Клуба], "Песню Попугая – пирата морей" [студент ВУЗа], "Песенку про йогов" [врач и инженер] и "Песню-сказку про джинна" (с элементами инсценировки) [скульптор-художник и судья по боксу], песню "В далёком созвездии Тау Кита" [инженер], далее последовали инсценировки песни "Про дикого вепря" и "Сказка о нечисти" (в Муромских лесах), фрагменты "Антисказки "Лукоморья больше нет" и в завершении три последних куплета "Песни Кэрролла". 
     Музыкальный фон обеспечивал Ансамбль юных гитаристов [ученики муз.школы] - тема "Песни о друге".
     Второе отделение носило традиционное название "Свободный микрофон".
     Открылось оно песней "Вершина" из фильма "Вертикаль", которую исполнили члены Саранского Клуба.
     Затем 18 человек из числа членов Клуба и зрителей изъявили желание спеть песни В.С.Высоцкого и прочитать стихи, посвященные Кумиру.
     Три часа при полном (свыше 300 человек) аншлаге пролетели незаметно и радостно. СМИ [газеты и телевидение] не остались в стороне.
     По сложившейся традиции Фестиваль завершила "Песня о друге" – пели буквально все присутствующие!
     Далее, уважаемые читатели, вас ожидают пять глав. Именно они являются моей лептой в деле перехода из Высоцковедения в Высоцкологию.
     Глава четвёртая – моя "Диссертация с деликатесным привкусом". Поскольку Высоцкология апостериори ничто иное, как наука о поэте, композиторе, актёре, фольклористе и в определённой мере филологе Владимире Высоцком, я расстарался и сработал эту Диссертацию.
     Главы пятая и шестая содержат информацию о достижениях, отражённых в моих книгах (напоминаю, что моё каждое издание содержит материал, касающиеся великого имени – Владимир Высоцкий).
     Глава седьмая посвящена "Крылатым словам и выражениям" нашего Кумира.
     Глава восьмая – это либретто музыкально-сценического сочинения в 11-и явлениях и с 12-ю ариями "Среди нехоженых дорог - одна моя…"
     Счастливого Вам пути… вернее, прочтения!

                Продолжение следует...


Рецензии